Восприятие детьми художественной литературы в дошкольной образовательной организации
статья

Донских Лариса Владимировна

 

 

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_hudozhestvennoy_literatury.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие художественной литературы детьми в дошкольной образовательной организации

Восприятие художественной литературы и фольклора  - форма  активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается   во  внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в « мысленном действии», в результате  чего возникает эффект личного присутствия, личного  участия в событиях.

Приобщение  к художественной литературе   - актуальная  проблема  современного общества.

Уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

В школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя.

И первым этапом здесь будет не библиотека, а  совместная деятельность родителей и  воспитателя.

Восприятие художественной литературы и фольклора происходит через:

  • чтение и совместный анализ произведения;
  • проигрывание отрывка, прослушивание сказок, рассказов, потешек, стихотворений с использованием компьютера;  
  • режиссерскую игру (со строительным и дидактическим материалом);
  • рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, рассказов, с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
  • словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры со словами, разучивание чистоговорок. 

В значимости чтения детям выделяют следующие позиции:

  • • чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;
  • • обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;
  • • демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;
  • • помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;
  • • приобщение ребенка к лучшей форме родного языка – литературной;
  • • стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении.

Задачи воспитания будущего  грамотного читателя:

  • помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций («дает знания о мире», «учит», «делает жизнь интересной, развлекает» и др.);
  • познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга);

со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);

  • показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги-рассказы, книги-игрушки), познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);
  • учить различать жанры литературы;
  • различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);
  • познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

прививать навыки культуры чтения.

Основные виды (жанры) детской литературы 

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Бывают народные и авторские)

Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Повесть – рассказ о последовательном ходе событий.

Поэма (баллада) – повествовательное художественное произведение в стихах.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – большое по объёму повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным сюжетом.

Фэнтези – жанр литературы, близкий к научной фантастике, но в более свободной, сказочной манере, использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.

  • Сказки для детей писали Шарль Перро, Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Вильгельм Гауф, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, Н.П. Вагнер, Астрид Линдгрен, А.В. Чирков.
  • Стихи для детей писали Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Владимир Степанов, Григорий Остер, Вадим Левин.
  • Повести, показывающие жизнь детей, писали Л.Н. Толстой, А.М. Горький, А.Н. Толстой, А.П. Гайдар, Л. Кассиль, М. Твен и другие.
  • Исторические события описывали В. Катаев, Н. Тихонов, Н. Ассеев,
  • Фантастические сюжеты преобладали у Л. Лагина «Старик Хотабыч», А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».

Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца.

Дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Чтение перед сном. (выбирать произведения, которые не навредят психике ребенка)

Слишком эмоциональные произведения  возбуждают воображение, приводят в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают.

Взаимодействие с книгой имеет важную роль  в развитии  у детей познавательных процессов.

Детям нравится слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации.

Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.

Цель организации книжного уголка в детском саду создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.

Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.

                            Содержание книжного уголка 

                      Наглядный материал: 

  •     детская художественная литература (сказки, произведения детских писателей). Особое место на книжных полках и витринах должно принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей, которая тесно связана с впечатлениями и знаниями, приобретенными при чтении книг, просмотре диафильмов;
  •    иллюстрации, репродукции картин, открытки. Дети их рассматривают вместе с воспитателем, уточняя, закрепляя знания, полученные ими на занятиях по ознакомлению с явлениями социальной жизни, художественному слову;
  •    картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним;
  •     книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.
  • Книжки-картинки и виммельбухи. 
  • Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания («Волшебный кубик», «Домики-сказки» и др.).
  • Набор диафильмов, кассет по книгам, сказкам.
  • Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.
  • Грамзаписи, кассеты литературных произведений, сказок для самостоятельного прослушивания.

Ширмы и различные театры (плоскостной, пальчиковый и т.д.).

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора"

Доклад "Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора"...

Перспективный план по восприятию детьми художественной литературы

В перспективном плане подобраны произведения художественной литературы по темам недели....

Восприятие детьми художественной литературы.

Особенности восприятия литературы дошкольниками....

Конспект занятия по восприятию детьми художественной литературы в группе компенсирующей направленности(ЗПР) (4-6 лет) "Путешествие в Страну русских народных сказок"

Программное соднржание: Продолжать закреплять знания о русском народном фольклоре (сказки, загадки).Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям.  Формировать умение детей отвечать на ...

"Особенности восприятия детской художественной литературы в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"

Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.Из книги ре...

«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» Тема проекта «Мир профессий»

laquo;Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»Тема проекта«Мир профессий»...

Консультация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством детской художественной литературы»

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким обра...