Комплексное занятие "Изделия народных мастеров"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Литвинова Елена Владимировна

Закрепление знаний о русских мастерах и их творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комплексное занятие16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

(ИЗО, ознакомление с окружающим, развитие речи)

«Изделия народных мастеров»

(подготовительная к школе группа)

                                                             

Литвинова Е.В.

Воспитатель

МАДОУ «Детский

сад №52 «Ладушки»

                                         

                                 

Цель.

 Развитие творчества старших дошкольников средствами народных росписей.

Задачи.

   Закрепить знания детей о народных промыслах: дымковском, городецком, хохломском. Обогатить словарь детей по теме занятия: роспись, хохлома, городец, дымка, купавка, розан, оживка, теневка и т.д.

   Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

   Воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки, устного народного творчества и поэтического слова.

Форма организации:

  Рассматривание изделий народных промыслов;

  рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись»;

  рисование городецких, дымковских и хохломских узоров;

  заучивание стихотворений о народных промыслах.

Методические приемы: обсуждение, анализ, рассматривание зделий русского народного творчества, вопросы и ответы детей, художественное слово, практическая деятельность.

Демонстрационный материал: 

  три мольберта с иллюстрациями хохломской, дымковской и городецкой росписей;

  фонограммы русской народной музыки.

Раздаточный материал: акварельные краски, салфетки, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, силуэты изделий народных промыслов.

    Ход занятия:

   Группа оформлена изделиями народных промыслов: Дымково, Городец, Хохлома. Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по данным промыслам. В группе воспитатель (хозяйка), одетая в русский народный костюм. Раздается стук в дверь. Входят гости-дети.

Хозяйка. Здравствуйте, дорогие гости. Пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице, да посмотрите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из разных уголков России.

                    Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

                    Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

                    Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

                    Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Звучит фонограмма русской народной музыки. Дети знакомятся с предметами народных промыслов. Затем Хозяйка приглашает всех к первой экспозиции.

Хозяйка. А вы, ребята, знаете, откуда умельцы, сделавшие такую красоту? Ну-ка, отгадайте загадку:

                     Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

                     Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

                     Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

Дети. Это дымковские игрушки!

Хозяйка. Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера? (ответы детей)

   Да, и краски эти яркие, праздничные. А, какие элементы дымковской росписи вы знаете? (ответы детей). Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Называется эта игрушка – Водоноска.

                     За студеную водицей водоноска-молодица

                     Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

   А расскажите-ка мне стихотворение о дымковских мастерах.

Ребенок.       Дым идет из труб столбом.

                     Точно в дымке все кругом.

                     Там любили песни, пляски,

                     Там рождались песни, пляски.

                     И лепили там из глины

                     Все игрушки не простые,

                     А волшебно-расписные.

                     Белоснежны, как березки

                     Кружочки, черточки, полоски –

                     Простой, казалось бы узор,

                     Но отвести не в силах взор.

                     Эти голубые дали – Дымково назвали.

Хозяйка. Молодцы! А теперь приглашаю вас ознакомиться с изделиями других мастеров.

Дети вместе с Хозяйкой проходят к следующей экспозиции и рассматривают ее.

Хозяйка. Знаете ли вы, какие мастера, так красиво, расписали эту посуду? (ответы детей)

Ребенок.         Как волшебница жар-птица не выходит из ума

                       Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

                       Хохломская роспись – алых ягод роспись,

                       Отголоски лета в зелени травы.

                       Рощи, перелески, шелковые всплески,

                       Солнечно-медовой золотой листвы.

Хозяйка. Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (ответы детей)

   А какие краски используют хохломские мастера? (ответы детей) Правильно. Больше всего в этой росписи золотого цвета, поэтому и говорят «золотая Хохлома»

   Звучит русская народная музыка. Дети вместе с Хозяйкой проходят к следующей композиции.

Хозяйка. Ребята, остался еще один уголок в горнице. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город? (ответ детей)

Ребенок.            Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

                          Славится на всю Россию своей росписью, творец.

                          Распускаются бутоны, ярко красками горя.

                          Чудо птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Хозяйка. Какие элементы городецкой росписи вы знаете? (ответы детей) Правильно! Но каждый цветок имеет свое название. Расскажите, какие? (ответы детей) А какие краски используют в работе мастера? (ответы детей) Молодцы, ребята! Вижу, хорошо знакомы вы с работой мастеров, поэтому прошу помочь мне. Я делаю изделия для ярмарки. Ярмарка уже скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

   Дети выбирают, какой росписью будут расписывать силуэты изделий и занимают места за столами. Так как элементы росписей были отработаны ранее на занятиях, то воспитатель(Хозяйка) помогает детям в основном советом, словесной подсказкой. В конце занятия Хозяйка благодарит детей за помощь и приглашает принять участие в подготовке ярмарки (выставки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Город мастеров"

Поиск новых форм и методов проведения занятий.Интеграция различных видов деятельности на занятии позволяет решать несколько задач,поддерживать интерес детей на занятии....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...