проект "Путешествие в удивительный мир сенсорики"
проект (младшая группа)

Налетова Елена Борисовна

Познавательно - игровой проект по сенсорному развитию для детей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika_nash_2.docx171.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Тербуны

 Тербунского муниципального района Липецкой области.

                                                                      «Утверждаю»

                                                           Заведующий МАДОУ

                                                      детский сад «Солнышко»

                                                                   ____________Хромых В.В.

                                                 

                                                            Подготовили и реализовали

                                                           воспитатели Налетова Е.Б., Рязанцева А.В

2020г

Авторы проекта: Налетова Е.Б., Рязанцева А.В.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (16.11-27.11).

Участники проекта: дети первой младшей группы №1, воспитатели, родители.

Актуальность темы: Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

         Дошкольный возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многогранней будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира –важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Сенсорное воспитание является основой для

интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.

Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.

Проблема:     Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития. Дети плохо умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, плохо ориентируются в цветовой палитре,  поэтому возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей. Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Создавать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей; Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
  • Формировать сенсорные представления детей  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
  • Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта, развития у детей обследовательских умений и навыков.
  • Приобщать родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
  • Устанавливать с родителями доверительные и партнёрские отношения в процессе формирования у детей сенсорных способностей; повышать их педагогическую культуру;

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве)
  •  Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук  у детей.
  • Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог.
  • Расширятся знания родителей о сенсорном развитии детей.

Этапы реализации проекта:

1этап: Организационный

  • Изучение информационных источников по теме проекта.
  • Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
  • Подбор игр и упражнений.
  • Анкетирование родителей по выявлению знаний в области сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Определение объёма материала, который будет адресован детям.
  • Составление  плана проекта
  • Подготовка игр и пособий на развитие сенсорных навыков, изготовление нестандартного материала для развития сенсорных способностей детей.
  • Изготовление волшебного сундучка.

2 этап: Основной

  • Оформление информационного материала для родителей
  • Работа с детьми и родителями по плану.

3 этап: Заключительный

  • Анализ результатов
  • Публикация материала о проекте на сайте ДОУ.
  • Стенгазета «Удивительный мир сенсорики»

План реализации проекта:

дата

формы работы

задачи

16.11.

понедельник

Пальчиковая игра «На полянке дом стоит»

П/и «Птички в домиках»

Д/и « Консервируем овощи и фрукты»

Д/и «Спрячь птичку»

Игры с волшебным сундучком

Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Развивать мелкую моторику

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать умение группировать предметы по цвету.

Формировать умение подбирать геометрическую фигуру нужного размера.

Обогащать тактильный опыт детей.

17.11.

вторник

Игровое упражнение «Солнышко»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Продолжи цепочку»

Д/и «Угадай на вкус»

Игры-потешки «Водичка- водичка», », «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…

Формировать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

Развивать зрительное восприятие предметов.

Развивать вкусовые ощущения.

Формировать умение ориентироваться в частях собственного тела.

18.11.

среда

Пальчиковая игра «Семья»

Экспериментирование «Цветная водичка»

Д/и «Половинки»

Игры с палочками Кюизнера

Д/и «Матрёшки» (1 вариант)

Чтение сказки «Три медведя».

Развивать мелкую моторику

Развивать познавательный интерес.

Развивать зрительное восприятие.

Формировать представления о величине и цвете.

19.11.

четверг

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Угадай что звучит»

Игры с пирамидками.

Д/и «Матрёшки» (2 вариант)

Д/и «Оденем кукол»

Чтение: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение

Развивать слуховое восприятие.

Формировать представления о величине и цвете.

Развивать глазомер.

Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию

20.11.

пятница

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Д/и «Подарки»

Подвижная игра «Ладушки оладушки»

ОД «Разноцветные витаминки» (лепка)

Чтение «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

Игры «Шнуровки»

Развивать мелкую моторику

Развивать зрительное восприятие предметов.

 Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».

Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики, сплющивать, налепливать на основу.

 Развивать мелкую моторику рук.

23.11.

понедельник

Д/и «Развесь бельё по цвету»

Чтение Г.Балл "Желтячок"

Игра «шагаем пальчиками»

Д/и «Палитра»

Д/и «Паучки»

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.

Развивать мелкую моторику.

Закреплять цвет и форму.

Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.

24.11.

вторник

Экспериментирование «Тонет не тонет»

Игровое упражнение «Укрась варежки»

Д/и «Прятки»

Д/и «Длинные и короткие ленточки»

Д/и «Угостим зайчика»

Дать представление о разнообразии предметов окружающих нас.

Учить чередовать геометрические фигуры, чтобы получился узор.

Развивать наблюдательность, зрительное восприятие.

Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

Формировать у детей обобщающие понятия «Фрукты» «Овощи»

25.11.

среда

Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный… )»

Д/и «Прищепки»

лото «Геометрические фигуры»

игры с матрёшками

Д/и «Угадай по запаху»

учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.

Развивать мелкую моторику, Закреплять основные цвета.

Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

Развивать обоняние.

26.11.

четверг

«Части и целое» вкладыши.

ОД «Листопад» (рисование, коллективная работа)

Подвижная игра «Листопад»

Д/ и «Что катится?».

Д/и «Золушка»

Д/и «Длинный короткий»

Дать первичные представления о понятиях «часть» и «целое»

Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами. Закрепить основные цвета.

Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.

Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

Развивать мелкую моторику и осязательные ощущения, раскладывая фасоль.

Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

27.11.

пятница

Развлечение «Путешествие в разноцветную страну »

Игры с мягким конструктором.

Д/и «Подбери такой же, по цвету».

Чтение В. Сутеев «Разные колёса»

Закреплять знания, полученные в ходе реализации проекта.

Учить находить мячи

определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание,

закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей: «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие», «Сенсорное воспитание детей 2-3лет через дидактические игры» «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
  • Памятка: «Эталоны сенсорного развития, по которым формируется познание мира»
  • Наглядная информация: папки-передвижки: «Игры развивающие цветовое восприятие» «Влияние характера ребёнка на выбор цвета в рисунке»  «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины»
  • Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Итоговый продукт.

  • Дидактические игры, изготовленные руками родителей и педагогов.
  • Стенгазета «Удивительный мир сенсорики»
  • Итоговое развлечение «Путешествие в разноцветную страну»

Анализ проекта:

Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.  

Мы систематизировали материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создали картотеки дидактических игр.

У детей сформировались сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, появилось умение обследовать предметы, учитывая их свойства.

Родители получили методические рекомендации о разновидностях дидактических игр и основных приёмах игры в них. Так же родителям был дан мастер-класс по изготовлению дидактических игр.

В ходе совместной работы педагогов и родителей развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми.

Список литературы:

Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста Мозаика-Синтез 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...

Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»

Тип:   практико – ориентированный, детско – родительский.Вид:   творческий.Срок реализации:   сентябрь  – май Цель: Сенсорное развитие детей 2...

НОД по сенсорике "Путешествие в страну Сенсорика"

Здесь представлена нод по сенсорике...

Презентация к ООД «Удивительный мир портретов». Текстовое оформление презентации к ООД «Удивительный мир портретов»

Материал, представленный на конкурс   «Художники – детям» по ознакомлению дошкольников с портретной живописьюНоминация  :«Презентации к ознакомлению с ...

Деловая игра для родителей "Удивительная страна СЕНСОРИКА"

ull; вооружить родителей знаниями по вопросам сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;• заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать...