Наглядные методы обучения в музыкальной деятельности.
учебно-методический материал

Батюта Татьяна Олеговна

методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Наглядные методы обучения в музыке

Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только "вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней школе, что может составить альтернативу массовой экспансии субкультуры.

Соответственно возникает проблема разработки всестороннего и глубокого научно-методического фундамента музыкального обучения. Однако исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в школе. Педагогической общественностью общепризнанно, что искусство, в первую очередь, музыка, обладает огромным воспитательным потенциалом, связанным с эмоциональным воздействием на человека. Однако проблема метода обучения предметам искусства в школе представляет собой наименее разработанную область педагогического знания. В настоящее время невозможно строить концепцию обучения искусству, опираясь только на принципы общей дидактики, которая не в полном объёме распространяется на виды познания, связанные с эстетическим освоением мира. Чтобы теоретически обосновать это положение, перейдем к рассмотрению специфики использования общедидактических наглядных методов в обучении учащихся музыкальным дисциплинам в младших классах, и определении особенных, свойственных только музыкальным предметам, приёмов и способов образования детей.

В музыкальном воспитании применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных, «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные советские педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Известный специалист в области музыкального воспитания - Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.

Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности - ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.

К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат прежде всего учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительностях музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, в то время как музыкально-дидактические пособия применяются в основном на уроках.

Музыкально-дидактические пособия

Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются еще в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в начальной школе - она звучит и на уроках и самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшемся ему в жизни. Музыкальные образы «… побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает», - пишет Н. А. Ветлугина. - Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить все это с чем-то реальным».

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у младших школьников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно разделяют на три группы:

К первой относятся такие пособия, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

«Солнышко и тучка»

Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Описание. Карточка из картона или тонкая деревянная дощечка (размер 21 Х 7 см) разделена на три квадрата двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты: на одном из них изображено сияющее солнышко; на другом - солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее»); на третьем - тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.

Методика проведения. Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условными изображением.

Музыкальный репертуар. «Рондо-Марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.

«Песня - танец - марш»

Цель. Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Описание. На квадратах большой карточки изображены: на первом - поющая девочка; на втором - пляшущая девочка; на третьем - мальчик, марширующий с барабаном. Вместо маленьких карточек даются фишки (кружочки), вырезанные из картона или фанеры.

Методика применения. Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующим жанру пьесы, и закрывают соответствующее изображение на одном из квадратов прямоугольной карточки.

Музыкальный репертуар. «Труба» Е. Тиличеевой или «Две тетери» (рус. нар. песня, обраб. В. Агафонникова), «Под яблоней зеленою» (рус. нар. песня, обраб. Р. Рустамова), «Марш» Т. Ломовой или «Марш» Е. Тиличеевой.

Во вторую включены пособия, цель которых - дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах.

«Море»

Цель. Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.

Описание. Три карточки из картона (размер 10 Х 5 см) с изображением линий, условно передающих различное состояние моря: на первой - линия, изогнутая на серо-голубом фоне - «море взволнованное»; на второй - линия, сильно изогнутая, фиолетовый фон - «море бушующее»; на третьей - линия слабо волнистая, голубой фон - «море успокаивающееся, буря затихает».

Методика применения. Дети слушают в грамзаписи «Море» Н. Римского-Корсакова. После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объясняет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Учитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.

Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко»).

Третью группу составляют пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности.

«Лесенка»

Цель. Различать высоту звуков в направлении движения мелодии вверх, вниз.

Описание. Две квадратные карточки (сторона квадрата 7 см) с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся по ступенькам вверх; на второй - девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Методика применения. После ознакомления с попевкой-песенкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.

Музыкальный репертуар. «Лесенка» Е. Тиличеевой.

Методика применения пособий на уроках музыки такова. Педагог знакомит детей с каждым пособием, объясняя задание. Оно может выполняться под музыку как одним ребенком, так и всем классом.

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Таким образом, музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки детьми, позволяют в доступной форме приобщать их к основным видам искусства.

Настольные музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры - эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков.

Настольные музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с задачами музыкально-сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста. В основу классификации игр положены задачи формирования воспитания четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

В связи с этим даны четыре вида игр:

1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.

«Цирковые собачки»

Цель. Упражнять детей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз. Знать песню «Цирковые собачки» Е. Тиличеевой.

Описание. Две большие карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начинается снизу вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). На маленьких карточках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек таких же по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы карточки с заданиями: 1) нарисовать полный звукоряд; 2) последовательность из пяти звуков, идущих вверх: до - соль; 3) последовательность из пяти звуков, идущих вниз: соль - до; 4) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: до - ми - соль; 5) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль - ми - до; 6) два звука разной высоты: до1 - до2. Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.

Ход игры. В игре участвуют трое детей, один из них ведущий. Он раздает играющим большие карточки и соответствующие им маленькие карточки, которые они прячут за ширму. Карточки с заданиями и металлофон находятся у ведущего за ширмой. Он перемешивает карточки с заданиями, напоминает детям, как звучат последовательности звуков, указанные в карточках. Затем берет верхнюю карточку и проигрывает задание. Дети за ширмой кладут маленькие карточки на соответствующие ступени лесенок. Затем поднимают ширму, и все смотрят, как выполнено задание. За правильное действие ребенок получает поощрительный жетон. Игра закачивается, когда дети выполнят все шесть заданий. Победителем считается тот, кто набрал большее количество жетонов.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство.

«Веселые дудочки»

Цель. Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания:

а) б) в)

а) трубы (играет медведь); б) дудочки (играет лиса); в) свирели (играет мышонок). Требуется знание песни «Веселые дудочки» Г. Левкодимова.

Описание. Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе - медведь; на дудочке - лиса; на свирели - мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Ход игры. Играют четверо детей, один из них ведущий. Он раздает трем играющим по одной цветной карте. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

3. Игры, развивающие тембровый слух.

«Узнай свой инструмент»

Цель. Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

Описание. Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

Ход игры. Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводиться игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончиться, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

4. Игры, развивающие динамический слух.

«Громко - тихо»

Цель. Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко - тихо» Г. Левкодимова.

Описание. Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.

Ход игры. В игре принимают участие трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводиться игра. На вопрос ведущего «Как играл инструмент: громко или тихо?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшей динамике инструмента. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончиться, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

Наглядные методы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем, моделей.

В силу звуковой природы музыкального искусства наглядно-слуховой метод, или метод слуховой наглядности, обучения приобретает особое значение. Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, пропевание отдельных тем--мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на воображаемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально-педагогического процесса.

Среди широкого спектра методов и приемов слуховой направленности выдающиеся деятели массового музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский) особо выделяли метод наблюдения и считали его основополагающим звеном музыкального образования.

Наблюдать искусство, по словам Б. В.Асафьева, значит, прежде всего, уметь воспринимать его. Это в первую очередь означает, что любая форма исполнительской деятельности, сочинение музыки детьми приобретает прочувствованный и осознанный характер. «Наблюдение ее (музыки) ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, как «отдельности», а на взаимозависимость и сопряженность явлений, -- как это обычно происходит при наблюдении за свойствами явлений только ощутимых, но невидимых». Только в этом случае, считает Б. В. Асафьев, музыка оказывает на детей воспитывающее воздействие, на основе которого обогащается их жизненный опыт, пробуждаются «социально-ценные психические состояния», развиваются «инициатива, находчивость, организаторское чутье, критическое отношение», учащиеся приучаются делать выводы и обобщения.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-зрительный метод, или метод зрительной наглядности. Например, наглядные дидактические пособия, схемы, нотные таблицы, словарь эмоциональных характеристик. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке, и под музыку.

По мнению известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева, применение наглядности должно учитывать два момента: конкретную роль наглядного материала в усвоении и отношение его предметного содержания к предмету, подлежащему усвоению. Исходя из этого, необходимо использовать такую наглядность, которая обусловлена самой сущностью музыки как самостоятельного слухового интонационно-временного искусства, содержательной интонационно-звуковой формой произведения и собственно музыкальной деятельностью детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядные методы обучения физическим упражнениям в детском саду.

Здесь я вкратце хочу рассказать о наглядных методах обучения физическим упражнениям....

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников»....

Методы обучения детей изо деятельности во 2 младшей группе

В статье описаны краткое содержание методов обучения изо деятельности...

Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников

Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Наглядные методы обучение рисованию детей »

К наглядным методам обучения   рисованию  относятся использование натуры, картин и наглядных пособий....

Презентация "Наглядные методы обучения при ознакомлении детей с профессиями взрослых"

В данной презентации отражен наглядный методиеский материал, направленный на процесс социализации дошкольников....

Интерактивные методы обучения на музыкальных занятиях.

Использование интерактивных методов обучения на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении, активизирует учебно-познавательную деятельность, способствует побуждению дошкольников к активной мыслитель...