Статья: Использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий по познавательному развитию в работе со старшими дошкольниками"
статья

Бабукина Галина Николаевна

В статье описан опыт работы педагога по познавательному развитию через использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий  по познавательному развитию в работе со старшими дошкольниками»

Слайд 1

          Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования,  уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса.

В ФГОС ДО определены требования к педагогам, одним из которых является:  владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

п.1.3. (7) отмечает «формирование познавательных интересов и познавательных  действий ребенка в различных видах деятельности»

Слайд 2

       Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.  Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных интерактивных технологий. Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим, они быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки.

      На слайде 3 вы видите наши цели и задачи, а также формы использования интерактивных игр и пособий                                                                                  Слайд 3

Слайд 4

 Среди  ассортимента  интерактивного  оборудования очень нам понравилось применение интерактивной приставки Mimio  в средней группе. Мы имели возможность делать зарисовки, выделять, передвигать, нажимать, управлять, и всё это происходило в игровой форме. Свободно передвигаясь, мы имели возможность уделять внимание отдельным детям и более эффективно управлять их деятельностью. Программа Mimio позволяет в интересной и увлекательной форме познакомить, формировать и закреплять знания у дошкольников. В этом помогает яркий демонстрационный материал, анимация и аудио-эффекты.                                          Слайд 5

Дети выполняли  задания с интересом и удовольствием, было проще привлечь и удержать активное внимание детей.       В утренние и вечерние часы нам предоставлялась возможность индивидуализации обучения.

Проекты  Mimio использовали как итоговое мероприятие по пройденной теме. Нами были проведены открытые мероприятия с использованием интерактивной приставки.

  Слайд 6

Трудно теперь представить, как мы обходились в образовательном процессе без поддержки информационно-коммуникационных технологий.  Развивающие занятия с ИКТ  становятся намного ярче и динамичнее. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мы  используем  ИКТ во всех областях образовательной деятельности:

-показ слайдов,  фотографий, видеороликов;

- видеофрагменты из сказок, мультфильмов,

- презентации,

- детские развивающие интерактивные игры.

Используем в работе и электронное пособие для детей 6-7 лет.

Программа Mimio помогла нам самостоятельно составлять интерактивные дидактические игры в программе Power Point:  обучающие, закрепляющие (контролирующие), обобщающие, чтобы использовать их в образовательном процессе. Конечно, нужно время, чтобы все это оформить. Поэтому используем в работе помощь различных сайтов.

Сайт «Дошкольник», Сайт «Учительский портал», Сайт «МАААМ», и многие  другие.

С помощью их мы можем разнообразить свою деятельность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся.

Применяя ИКТ в образовательном процессе 2-3 раза в неделю, не забывая о том, что мы общаемся с детьми, и для них нужно и важно ЖИВОЕ общение!

Интерактивный глобус и интерактивная книга (создан буклет).                    Слайд 7

Принцип работы интерактивного глобуса не так уж сложен. Необходимо настроить работу глобуса для комфортного использования:

- в меню настроек выбрать язык, на котором глобус будет разговаривать;

- настроить громкость звука;

и можно приступать к общению с интерактивным глобусом.

Меню заданий разбито на несколько секторов. Один из секторов используется для выбора информации, которую вы хотите получить, при наведении ручки-указки на объект на шаре интерактивного глобуса или в интерактивной книге.

В работе с обучающим интерактивным глобусом у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным,  когда       ему       интересно, изучающий материал отличается наглядностью,  яркостью,  вызывает  у  ребенка  положительные эмоции.  

Использование этого развивающего пособия возможно   на   разных этапах педагогической работы:

- в рамках НОД

- в самостоятельной деятельности детей

- в индивидуальной и подгрупповой работе

- в  рамках проектной деятельности с детьми;        

             - в  исследовательской деятельности детей и др.

«Умный» глобус» предназначен для детей в возрасте от 5 лет. Интерактивный обучающий глобус работает  в   4-х режимах, которые переключаются на интерактивной подставке  глобуса:                                                                        Слайд 8

1. Изучение Мира. География, геология, экология, страны и их территории, численность населения, города, климатические условия и др.

 Это такие игры, как «Прикоснись и узнай». 

2. Сравнительные характеристики по двум выбранным странам/городам. Расстояние между ними, различия по численности населения, различия по площади, и т. д. Развивающая игра «Сравни».

3. Экзаменационный (игровой) режим. Это возможность проверить полученные знания. Программа задает вопросы, вы отвечаете с помощью глобуса и электронной ручки-указки. Игра: «Найди»

Есть режим  «Ответь как можно больше за 1 минуту». Здесь  игрок  или игроки могут продемонстрировать собственные знания континентов, стран и их столиц, а также городов и субъектов Российской Федерации.

4. Набор полезных и занимательных данных о нашей планете из жизни разнообразных сфер. Еще один сектор позволяет узнать самые невероятные и интересные факты о выбранном вами месте. Есть также сектор меню заданий, который отвечает за закрепление полученного материала. Здесь путем игр и тестов проверяется, насколько усвоена та информация, которую предоставил интерактивный глобус.

Интерактивная книга (буклет) - это дополнительное обучающее пособие, работающее, как и интерактивный глобус во взаимодействии с электронной ручкой-указкой. Благодаря интерактивной книге вы увидите и услышите еще больше полезной, интересной и запоминающейся информации о нашей Планете. В Книге представлены следующие разделы:

- карты Европы, Америки, Канады и т. д. ;

- флаги всех государств, при нажатии на которые можно прослушать гимн;

- главные достопримечательности всех стран Мира, их изображения, при наведении ручки-указки можно прослушать основную информацию о каждой из них;

- животный мир – характерные представители фауны, их иллюстрации, при наведении ручки-указки можно прослушать основную информацию о каждом и даже услышать издаваемый животным звук!

- палеонтология. Динозавры, периоды их обитания, иллюстрации основных представителей вида;

- национальная кухня;

- карта первооткрывателей. Показаны их маршруты и время плаваний. При наведении ручки-указки можно прослушать информацию об их открытиях

- карта Луны. Информация о лунных объектах, указаны места высадки экспедиций, фотографии и т. п. ;

- солнечная система;

- карта Звездного неба.

 Слайд 9

         В нашей образовательной организации  широко применяется говорящая ручка «Знаток». Используя эту ручку, дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь и вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.                                                                       Слайд 10

Что же представляет собой говорящая ручка «Знаток». Это электронное устройство, озвучивающее  детскую познавательную, художественную литературу, а так же, позволяющее самому ребенку с помощью встроенного в нее диктофона озвучивать  иллюстрации, собственные поделки и т.д. Это электронное учебное пособие предназначено для детей с младшего дошкольного дошкольного возраста.

      В практике работы с детьми мы используем интересное методическое  пособие  – лэпбук                                                                                                                           Слайд 11                                            

Тематическую папку с кармашками и окошечками,                                                                                                                  которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, картинок, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, крепит ее отдельные части в единое целое.

       Это пособие помогает ребенку по своему желанию организовать информацию, задания по теме. Это отличный способ для закрепления  материала.                                                                                                                                

                                                                                                                              Слайд 12                                             

В любое свободное время ребенок открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение заштриховать, закрасить и т.д.) Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

     Эту тематическую папку в основном собирала я сама. Дети помогали в оформлении карточек, закрашивали картинки                                                                       Слайд 13                                                                                       

 В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и чувства.

      Мы создаем  лэпбук как  итоги проектов.                                                      Слайд 14

   Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и с родителями, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.                                                                                                                           Слайд 15 

 Именно такая форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка и, конечно же, побуждает интерес у детей к познавательному развитию.

          Мы с Татьяной Алексеевной представляли свой опыт работы на методических днях для педагогов и руководителей района                                                        Слайд 16

Применение планшета в ДОУ

Используются специально подобранные игры и приложения на планшете в индивидуальной работе с детьми, включая их в основную развивающую программу, с учетом здоровьесбережения. С помощью развивающих игр и приложений развивается память, внимание, мышление, творческие возможности детей дошкольного возраста.

Существуют множество развивающих игр:

Веселый алфавит: интерактивная азбука для детей. Изучаем русский алфавит. Понятный и простой интерфейс, качественная озвучка. Каждая буква сопровождается красивым изображением предмета или животного. Картинки интерактивны (можно постучать в барабан, нарядить ёлочку, также есть паззл и мини – игры).

Пуговицы и ножницы (игра на логику). На русском языке. Нужно отрезать несколько пуговиц одного цвета. Пуговицы должны быть расположены на одной линии по горизонтали, вертикали или диагонали. Пуговицы нельзя срезать поодиночке. Нужно продумывать свои действия заранее, чтобы пройти уровень надо срезать все пуговицы куска ткани. Есть несколько уровней сложности от новичка до эксперта. Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из практического опыта нашей педагогической деятельности, можно утверждать, что данные формы работы являются стимулом познавательной активности детей, отличным средством поддержания задач обучения, вырабатывают у дошкольников универсальные учебные предпосылки, что является немаловажным фактором при подготовке его к школьной жизни.

В перспективе – шире использовать возможности глобуса и ручки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционо-развивающая программа на развитие графомотрных навыков у старших дошкольников с ЗПР

коррекционо-развивающая программа на развитие графомотрных навыков у старших дошкольников с ЗПР...

Использование подвижных игр с бегом в процессе развития быстроты и ловкости старших дошкольников

Развитие человека всегда представляет собой процесс физического, психического и социального созревания, оно охватывает изменения врожденных и приобретенных средств человека, которые происходят под воз...

«Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство  развития связной речи у старших дошкольников».Методика «сторителлинг&ra...

Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование приема интерактивного голосования как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практиче...