Что такое доброта
статья (подготовительная группа)

Скорадешкина Наталья Михайловна

Что такое доброта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dobrota.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое доброта?

Трудно однозначно сказать, что такое доброта. В некоторых случаях ее нельзя охарактеризовать как помощь людям или защиту окружающих. Не стоит ее путать с жалостью или необходимостью. Я для себя выбрала уникальный принцип: 
делай так, как хочешь, чтобы делали все окружающие. Я теперь просто задаю себе вопрос: «А если бы каждый делал так же, то как бы мы жили?». Я мечтаю проживать в настоящем, которое хочется хвалить, а не ругать, поэтому каждый раз представляю, что все жители города поступят так же. И к чему это приведет?

Идеальный мир начинается с нас самих, мы можем сохранять или даже приумножать его красоту или уничтожать ее. При этом в воспитании я никогда никого не обсуждаю и не обвиняю. Я просто говорю, что люди не умеют думать о будущем.

Как помочь малышу строить отношения в коллективе? Как научить взаимодействовать без конфликтов и проблем? Этими вопросами все больше задаются многие родители.

Конфликтность и агрессия зачастую - это копирование поведения взрослых людей: родителей, воспитателей и учителей. Так с чего же начать? Как дать понять малышу образ доброжелательности, в мире котором нет жестокости, насилия?

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношений человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.

Доверие взрослых и постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций.

Жизнерадостность, весёлое настроение, чувство защищённости, уверенности в своих силах благотворно складываются на характере и организме ребёнка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребёнка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на всё доброе, прекрасное, показывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются.

Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребёнок чувствует, что живёт в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить праздник для ребёнка несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его отпраздновать?

В этом возрасте ребёнок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию - это одно из чувств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего воспитывать у ребёнка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребёнка появляется желание помогать, заботиться о других. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по – разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей«Тебе больно?»дети чутко реагируют на чуткое отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребёнок может заплакать, если видит, что плачет его друг. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребёнка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость смех, слёзы,удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку в правильности своих решений, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и плохого формируются нравственные чувства ребёнка. Жизнь ставит перед взрослыми целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребёнку плохое? О чём он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызвать у него сочувствие к детям. Почему ребёнок должен сочувствовать тому? Известно, какую силу воздействия на ребёнка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей группы поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приёмы воздействия на ребёнка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Одно из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывается у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающим, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребёнка более целеустремлённы, осознанны и эмоционально насыщены, если в их основе лежат заботливое отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребёнка и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребёнок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

Будьте примером!
Можно долго говорить ребенку, как делать, как себя вести, и он не всегда услышит. Но стоит лишь раз сделать, как он запомнит. Если вы решили дать понять, что такое доброта, начните с себя. Проявляйте это качество по отношению к окружающим, будьте терпимы и доброжелательны. Ребенку легче скопировать поведение, чем понять, что не нужно как-то себя вести.

Пример должен быть искренним и постоянным. Помните, что дети отлично чувствуют фальшь, поэтому не нужно при малыше делать все, как положено, а когда его нет рядом, творить что-то обратное. Также не стоит обсуждать ситуации на работе, если в них были конфликты. А вот события, свидетелем которого стали ваши сын или дочь, стоит рассмотреть подробнее. И неважно, участвовали вы или нет. Просто объясните, почему сложилась такая ситуация, кто в этот раз повел себя не очень корректно, как лучше бы было в это время поступить. Рекомендуется так же подходить к просмотру фильмов или мультиков, обсуждая ситуации, чтобы дать понять основные принципы жизни, чтобы помочь малышу ориентироваться в современном мире. Но в процессе старайтесь никого не обвинять, просто констатируйте, что какие-то типы поведения самые хорошие, а другие тоже встречаются. Люди разные, они по-разному видят мир и свою роль в обществе. Но сейчас доброта важнее, чем все остальное.

Каждый день, воспитывая детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Малышу порой бывает сложно сказать, поступить «правильно», что называется, совершить добрый поступок. Дети в маленьком возрасте делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Поэтому, нам взрослым, необходимо стать «эталоном доброты» для своего ребенка.

Будьте для ребенка идеальным примером доброты. Сочувствия, понимания и благородства. Подбирайте на улице мусор и бросайте его в урны, приучая ребенка к тому же. Посадите возле подъезда цветы, и пусть малыш учится за ними ухаживать.

Учите своего ребенка щедрости, внушайте, что с людьми надо делиться.

Помогайте бездомным животным. Регулярно кормите их, подыщите им приют или семью. Заведите домашнего питомца, и пусть малыш ухаживает за ним.

Смотрите вместе с ребенком советские мультфильмы и сказки, в них заложена великая мудрость. Пробуйте сами сочинять сказки и не ленитесь рассказать ему перед сном.

Нарисуйте с малышом солнышко, которое хмурится, радуется, смеется, плачет, огорчено, обиженно, удивлено, испуганно. Спросите ребенка, какое вы нарисовали солнышко. Если малыш затрудняется, помогите ему: «Это печальное солнышко», «Это веселое солнышко» и т. д. Вместе с ребенком изобразите различные эмоции с помощью мимики. Малышу очень понравится это занятие и доставит много удовольствия. Гуляя в парке, произносите какую-нибудь фразу разными интонациями, предложите ребенку прочитать четверостишие «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно». Предложите малышу станцевать «бабочку», «лошадку», «кошку», «цветок», «молоток». Когда ребенок справился с первой частью задания, то пусть танцует «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз». Музыку можно использовать любую, важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Рисуйте эмоции пальцами. В продаже уже давно появились пальчиковые краски.

Слушайте музыкальные отрывки, попросите детей описать настроение музыки: веселая – грустная, бодрая – усталая, спокойная – усталая, медленная – быстрая, ясная - мрачная. Все эти упражнения не займут у родителей достаточно времени и доставят ребенку радость и, несомненно, пользу. Обсуждение книг, мультфильмов, реальных жизненных событий также помогут ребенку стать внимательным к тому, что происходит вокруг него и с окружающими его людьми, научит замечать, когда люди радуются и огорчаются, понимать причины их эмоционального состояния. Нужно ли детей учить прощать своих обидчиков? Конечно, да. Иногда родители сами не прощают тех, кто сделал им больно или предал. Эта обида и злость, находящиеся внутри нас, сказывается негативно не на наших обидчиках, а в первую очередь на нас с вами. Если вашего ребенка обидели, помогите ему сделать вывод, что есть люди, с которыми не стоит дружить и общаться. Учите его давать сдачи, умению постоять за себя, но не допускайте, чтобы злость, месть, обида пустили корни в его душе. Уметь прощать – значит принимать людей такими, какие они есть, не застревать на своих негативных переживаниях и продолжать радоваться жизни.

Употребляйте в своей речи пословицы и поговорки о доброте.

Учите ребенка доброму отношению к пожилым людям.

Воспитывайте в детях доброту через любовь к животным, природе, учите совершать добрые дела и поступки, показывая пример.

Научите ребёнка делать добро

Добро - это утверждение жизни раскрытие человеческих сил.

Что ты делаешь другим, ты делаешь и себе самому.

                                                                      Эрик Фромм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду " Что такое доброта"

Родителькое собрание , о том , как воспитывать у детей дошкольного возраста доброту....

Что такое доброта.

Нод по образовательной области "Социализация"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Что такое доброта"

Программные задачи: Расширять представление детей об основном нравственном эталоне поведения - доброте; стимулировать детей к высказыванию собственного мнения; активизировать словарь нравственных кате...

"Что такое доброта? Это сердца высота?"

Конспект открытого интегрированного мероприятия для детей дошкольного возраста...

"Что такое доброта?".Конспект НОД старший дошкольный возраст

Изменения, которые происходят в обществе, обострили духовно-нравственные вопросы. Целостное образование необходимо начинать с дошкольного возраста. Ребенку интересно не только то, что происходит...

Конспект "Солнышко доброты. Что такое доброта?"

Каждый ребенок регулярно сталкивается со словом «добро», он слышит от взрослых, что кто-то «добрый», что нужно проявлять «доброту», милосердие и сострадание.  ...