ИКТ в работе педагога дополнительного образования
материал

Красильникова Светлана Сергеевна

В данной работе раскрываю понятие и сущность ИКТ. В докладе описаны информационные технологии, которые целесообразно применять в дополнительном образовании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vospitateley.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

    Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами. Образование так же не стоит на месте, оно характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, готовых применять на своих занятиях современные ИКТ.

     Повышение качества дополнительного образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий  в деятельности педагога-  необходимость,  диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика. Согласно должностной инструкции педагог дополнительного образования должен знать основы работы с персональным компьютером. Педагогу дополнительного образования необходимо внедрять в свою  деятельность информационно-коммуникационные технологии, которые помогут улучшить  качество воспитательно-образовательного процесса, повысят  профессиональное  мастерство.

 Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерную  и информационную технику.        

 Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)". Использование ИКТ помогает педагогу дополнительного образования собирать, обрабатывать, хранить, передавать, транслировать, тиражировать любую информацию.

К современным информационным технологиям, которые целесообразно применять в дополнительном образовании следует отнести:

  • компьютерные учебники;
  • предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
  • лабораторные практикумы;
  • программы-тренажеры;
  • контролирующие программы;

Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему.  Используется текстовый редактор, составляются и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями. Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Ярким примером реализации информационных технологий в деятельности педагога дополнительного образования,  выступает применение электронно-образовательных ресурсов (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами , называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР используют на занятиях по дополнительному образованию детей: информационные (помогающие усвоить новый материал, практические ( необходимые для выполнения  учебных заданий), контрольные (используются для самоконтроля). ЭОР открывает новые возможности и перспективы для улучшения процессов воспитания, обучения, и развития детей. В качестве примеров электронно-образовательных ресурсов в дополнительном образовании детей можно указать следующие: обучающие игры, викторины, тренажеры, образовательные комплексы, конструкторские творческие среды. Электронно-образовательные ресурсы можно создавать самому педагогу.   С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно-образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • развивать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

Компьютеры позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков. А методически грамотно применяющиеся приемы ИКТ повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

 Помимо несомненных плюсов по использованию ИКТ, педагог дополнительного образования должен помнить о возможных негативных последствиях психолого-педагогического воздействия на ученика информационно ёмким и эмоционально насыщенным материалом. Педагог дополнительного образования планируя свою деятельность должен знать и выполнять санитарно-гигиенические требования по использованию ИКТ, чтобы не нанести вред физическому и психическому здоровью учеников.

     Использование ИКТ  в работе с родителями педагогу дополнительного образования  необходимо. Современные родители грамотны и информированы, но вместе с тем у них не достаточно времени  для  личного общения с педагогами, для получения большой информации. Вот поэтому на помощь педагогу придут современные формы работы  с родителями с использованием ИКТ - это:

- сотовая связь, приложение  WhatsApp  

- сайт образовательного учреждения

- электронная почта

-мультимедийная презентация

Сотовая связь необходима для быстрой передачи информации родителям,  предполагает живой диалог между педагогом и родителями.  На сайте образовательного учреждения родители получают возможность узнать последние новости, познакомится  с мероприятиями  проходящими в образовательном учреждении,  сайт помогает родителям, быть всегда в курсе всех событий.

Электронная почта помогает осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей. По почте можно выслать информацию о развитии ребенка, о результатах диагностик, рекомендации по обучению и воспитанию детей.

 Мультимедийные  презентации используются во время проведения родительских собраний. мастер-классов, круглых столов.  Они  необходимы для доступной, яркой передачи информации.

  Таким образом, внедрение информационных технологий в учреждениях дополнительного образования  в работе с родителями залог успешности взаимодействия педагога и семьи. ИКТ создают условия для активного участия  родителей в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения,  повышают компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

     Самообразование- это необходимая деятельность для педагога дополнительного образования, которая помогает самосовершенствовать  свои знания, умения, навыки. Большую популярность приобретают формы основанные  на  использование ИКТ. Они дают доступ к большому количеству информации, помогают хранить и обрабатывать её. В работе по самообразованию помогают сетевые профессиональные сообщества- это интернет-ресурсы, созданные для общения педагогов, благодаря  которым можно получить консультативную помощь, обменяться опытом, читать новости, анонсы интересных мероприятий.  Наиболее популярные сетевые сообщества: Портал «Дополнительное образование» Адрес сайта: http://dopedu.ru;  «Внешкольник»- Информационно-методический портал для педагогов и родителей о дополнительном (внешкольном) образовании. Адрес сайта: http://dop-obrazovanie.com ;  Самый массовый открытый педагогический форум Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Адрес сайта: http://festival.1september.ru.  

    Самый быстрый и эффективный способ показать результаты своей деятельности -размещение статей, методических разработок, дидактических материалов на сайте образовательного учреждения, своем личном сайте, в сетевом сообществе педагогов. Участвуя в интернет конференциях педагог может поделится результата ми своей деятельности, познакомиться с опытом других педагогов. Благодаря ИКТ можно пройти дистанционные курсы по теме самообразования или любой другой теме , поучаствовать  в интернет конкурсах и  вебинарах.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования, способствует повышению профессионального уровня педагога,  дает стимул к проявлению творческих способностей, активизирует педагога  на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения. Помогает раскрыть способности и потенциал ребенка.  Повышает интерес детей к обучению. Активизирует познавательную деятельность детей, повышает качество усвоения программного материала.   Оказывает помощь в работе с родителями. Делает педагогическую деятельность инновационной, интересной, современной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы педагога дополнительного образования, изостудия "Радуга"

В этом материале содержится тематический план работы изостудии  с детьми старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

Анализ работы педагога дополнительного образования за год

Отчет педагога дополнительного образования по предмету "Окружающий мир"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...