ИКТ в работе педагога дополнительного образования
материал
В данной работе раскрываю понятие и сущность ИКТ. В докладе описаны информационные технологии, которые целесообразно применять в дополнительном образовании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами. Образование так же не стоит на месте, оно характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, готовых применять на своих занятиях современные ИКТ.
Повышение качества дополнительного образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий в деятельности педагога- необходимость, диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика. Согласно должностной инструкции педагог дополнительного образования должен знать основы работы с персональным компьютером. Педагогу дополнительного образования необходимо внедрять в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии, которые помогут улучшить качество воспитательно-образовательного процесса, повысят профессиональное мастерство.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерную и информационную технику.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)". Использование ИКТ помогает педагогу дополнительного образования собирать, обрабатывать, хранить, передавать, транслировать, тиражировать любую информацию.
К современным информационным технологиям, которые целесообразно применять в дополнительном образовании следует отнести:
- компьютерные учебники;
- предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
- лабораторные практикумы;
- программы-тренажеры;
- контролирующие программы;
Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему. Используется текстовый редактор, составляются и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями. Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Ярким примером реализации информационных технологий в деятельности педагога дополнительного образования, выступает применение электронно-образовательных ресурсов (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами , называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР используют на занятиях по дополнительному образованию детей: информационные (помогающие усвоить новый материал, практические ( необходимые для выполнения учебных заданий), контрольные (используются для самоконтроля). ЭОР открывает новые возможности и перспективы для улучшения процессов воспитания, обучения, и развития детей. В качестве примеров электронно-образовательных ресурсов в дополнительном образовании детей можно указать следующие: обучающие игры, викторины, тренажеры, образовательные комплексы, конструкторские творческие среды. Электронно-образовательные ресурсы можно создавать самому педагогу. С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно-образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Использование компьютерных технологий помогает в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- развивать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Компьютеры позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков. А методически грамотно применяющиеся приемы ИКТ повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Помимо несомненных плюсов по использованию ИКТ, педагог дополнительного образования должен помнить о возможных негативных последствиях психолого-педагогического воздействия на ученика информационно ёмким и эмоционально насыщенным материалом. Педагог дополнительного образования планируя свою деятельность должен знать и выполнять санитарно-гигиенические требования по использованию ИКТ, чтобы не нанести вред физическому и психическому здоровью учеников.
Использование ИКТ в работе с родителями педагогу дополнительного образования необходимо. Современные родители грамотны и информированы, но вместе с тем у них не достаточно времени для личного общения с педагогами, для получения большой информации. Вот поэтому на помощь педагогу придут современные формы работы с родителями с использованием ИКТ - это:
- сотовая связь, приложение WhatsApp
- сайт образовательного учреждения
- электронная почта
-мультимедийная презентация
Сотовая связь необходима для быстрой передачи информации родителям, предполагает живой диалог между педагогом и родителями. На сайте образовательного учреждения родители получают возможность узнать последние новости, познакомится с мероприятиями проходящими в образовательном учреждении, сайт помогает родителям, быть всегда в курсе всех событий.
Электронная почта помогает осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей. По почте можно выслать информацию о развитии ребенка, о результатах диагностик, рекомендации по обучению и воспитанию детей.
Мультимедийные презентации используются во время проведения родительских собраний. мастер-классов, круглых столов. Они необходимы для доступной, яркой передачи информации.
Таким образом, внедрение информационных технологий в учреждениях дополнительного образования в работе с родителями залог успешности взаимодействия педагога и семьи. ИКТ создают условия для активного участия родителей в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, повышают компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
Самообразование- это необходимая деятельность для педагога дополнительного образования, которая помогает самосовершенствовать свои знания, умения, навыки. Большую популярность приобретают формы основанные на использование ИКТ. Они дают доступ к большому количеству информации, помогают хранить и обрабатывать её. В работе по самообразованию помогают сетевые профессиональные сообщества- это интернет-ресурсы, созданные для общения педагогов, благодаря которым можно получить консультативную помощь, обменяться опытом, читать новости, анонсы интересных мероприятий. Наиболее популярные сетевые сообщества: Портал «Дополнительное образование» Адрес сайта: http://dopedu.ru; «Внешкольник»- Информационно-методический портал для педагогов и родителей о дополнительном (внешкольном) образовании. Адрес сайта: http://dop-obrazovanie.com ; Самый массовый открытый педагогический форум Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Адрес сайта: http://festival.1september.ru.
Самый быстрый и эффективный способ показать результаты своей деятельности -размещение статей, методических разработок, дидактических материалов на сайте образовательного учреждения, своем личном сайте, в сетевом сообществе педагогов. Участвуя в интернет конференциях педагог может поделится результата ми своей деятельности, познакомиться с опытом других педагогов. Благодаря ИКТ можно пройти дистанционные курсы по теме самообразования или любой другой теме , поучаствовать в интернет конкурсах и вебинарах.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования, способствует повышению профессионального уровня педагога, дает стимул к проявлению творческих способностей, активизирует педагога на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения. Помогает раскрыть способности и потенциал ребенка. Повышает интерес детей к обучению. Активизирует познавательную деятельность детей, повышает качество усвоения программного материала. Оказывает помощь в работе с родителями. Делает педагогическую деятельность инновационной, интересной, современной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/08/picture-22913.jpg)
Планирование работы педагога дополнительного образования, изостудия "Радуга"
В этом материале содержится тематический план работы изостудии с детьми старшего дошкольного возраста...
Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-48912-1410874442.jpg)
Анализ работы педагога дополнительного образования за год
Отчет педагога дополнительного образования по предмету "Окружающий мир"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-82456-1358407624.jpg)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/08/picture-1320218-1615194185.jpg)
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...