Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
    методическая разработка

    Тюняева Валентина Викторовна

    Духовно-нравственное воспитание это формирование нравственных качеств личности, накопление им духовного опыта, основанного на традициях общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_duh.nravst_vospitanie.docx22.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Без памяти нет традиций, без традиций нет воспитания,

    Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

    Без духовности нет личности, без личности нет народа!»

    Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

    В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

    Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

    Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

         Однако у наших детей искажено представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей должно являться приоритетным направлением деятельности в дошкольных учреждениях. В последнее время в одночасье куда – то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных сериалов. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывает нашим детям чужие ценности: культ силы и денег. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать, воображают себя супергероями, копируют речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли с вышеперечисленных анимационных сериалов

         В данный момент, на опыте познав такие разрушительные последствия, мы обязаны сохранить и передать наши духовно – нравственные ценности следующему поколению, нашим детям, т. е. делать первые шаги духовного воспитания с дошкольного возраста, сохранять и передавать нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками. Мы должны учить детей - служению добру, служению людям. На примере наших русских народных сказках учить детей различать добро и зло, помогать детям, увидеть красоту нравственных поступков, воспитывать желание делать добро, выбор в пользу добра, милосердия, правдолюбия, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Формировать христианское отношение к ближним.

    Таким образом, наша задача -показать детям красоту русского языка через устное народное творчество выраженная в песнях, припевках, за клички, колядках, обрядах, поэтапно формировать интерес к фольклору и как, следствие обогащать словарный запас. Потому что, здесь как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

    Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

    Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Понятным и ценным для детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Счастье и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

    Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

    Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

    В русском фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, колыбельные звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

    Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащаю словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемые источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька-муры Сенька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

    Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

    Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим, действенным средством умственного, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Удивительный педагог – этот родной язык. Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность развивает дух.

    Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей.

    Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

    Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

    Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

    Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

    Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

    Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

    «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

    Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

    Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...