Статья «Дошкольное детство – начальный этап экологического воспитания»
статья

Рудинская Галина Юрьевна

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И. Тютчев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И. Тютчев

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Сочувствие живому, забота о нем, удовольствие от совершения доброго поступка - всё это способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в сети ДОУ. Многие ученые, такие как Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева отмечают, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания и формирования начал экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения.  Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

 Дошкольное детство – начальный этап экологического воспитания.

Экологическая проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду—первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, умение обсуждать их, воплощать в различной деятельности: отражать в игре, создавать изопродукцию,  ухаживать

за животными и растениями.

 Специфика методики экологического воспитания дошкольников.

Работа по экологическому воспитанию младших дошкольников  ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность.

Маленький ребенок познает все долго — при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение 3—4-летнего пребывания в детском саду позволяет усвоить программу экологического воспитания. Постоянно находящиеся в доступной близости растения и животные позволяют воспитателю правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада.

Ведущая идея экологического сознания состоит в том, чтобы признать: что человек не «царь природы», а ее часть. Поэтому он должен жить в согласии с ней и по тем же законам, что и сама природа.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, — рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

Для каждой возрастной группы разработаны задачи по формированию экологических представлений. Одна их таких задач – формирование умения, понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, то оно может засохнуть; если рыбок не кормить, они погибнут; если деревце зимой оставить без снега – оно замёрзнет.) Формирование умения понимать простейшие взаимосвязи в природе длительный и кропотливый процесс, но он необычайно интересный, так как малыши с удовольствием узнают, исследуют, постигают все, что касается окружающей их природы.

Заключение. 

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, доказали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей на тему : «Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»

Статья для родителей  на тему :«Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»Автор- Мингалеева Елена Н...

Статья "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО КАК ЭТАП ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребе...

Статья: "Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

ТРИЗ - технологии дают возможность проявить свою индивидуальность, учат детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противор...

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

. Многим известно, что с  01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало  первой обязательной ступенью образовательного про...