Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе»

 

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе.

Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать. К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы. Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

 1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

 2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

 3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.

 4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: v хорошее физическое развитие ребенка; v развитый физический слух; v развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; v нормальное функционирование ЦНС; v владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции); v произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя; v познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; v коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи. Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.

1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].

2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.

3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].

4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

 5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

6. Посчитайте предметы до

7. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

8. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….

9. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она…. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_2.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Зимняя прогулка с детьми»

Подготовила: воспитатель С.С. Костылева

С наступлением зимних холодов многие родители не знают, чем занять своего ребенка в свободное время. Ведь летом дети могли гулять и играть на улице с утра до вечера, погостить у бабушки с дедушкой или съездить в лагерь. На самом деле зимний период можно провести интересно, с пользой для здоровья и развития ребёнка! Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! Активные игры на свежем воздухе не только полезны для здоровья, но и проходят намного веселее.

Прогулка в погожий зимний снежный день может принести огромное удовольствие малышу. Зимние игры на свежем воздухе, помимо того, что интересны, могут стать еще и очень веселым занятием. Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы.

Обратите внимание на то, чтобы дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день. Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия: не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство); в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.); игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий; для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки. Что пригодится на зимней прогулке? санки; ледянка; коврик (под попку малыша незаменим, если ребенок захочет присесть или встать на колени); ведерко; лопата и совочки; формочки; машинка-самосвал; мячик; кисточки, краски; разный бросовый материал (крышки от пластмассовых бутылок разного цвета, скорлупки от орехов, кусочки ненужной ткани, использованные фломастеры, трубочки для коктейлей и др.) Выходя с ребенком на прогулку, не надо забывать брать с собой игрушки.

Все игрушки должны быть пластмассовыми, без дырочек и легко мыться. Также можно захватить немного хлеба или семечек. В парке малыш сможет покормить птичек, а если повезет, то и белочку. В играх и забавах ребенок может долго находиться на свежем воздухе, не уставая. В силах родителей сделать его зимний отдых интересней, приятней и увлекательней. Итак, чем можно заняться с ребенком на улице зимой? Снеговик.

Обязательно нужно слепить снеговика. Чтобы он был красивый можно захватить из дома побольше атрибутов (шапочку или ведерко, шарф, морковку, краски, новогоднюю мишуру). А вместо обычного можно слепить снеговика вверх ногами, слепить семью снеговиков – папу, маму и малыша – снеговичка.

Снеговики

Снежные фигуры. Кроме стандартного снеговика можно лепить и разные фигуры, зайчиков и котиков, дед Морозов и снегурочек, гусениц и черепах. В общем, все что угодно. А украсить можно теми же красками или формочками, крышечками от пластмассовых бутылок разного размера и цвета – красного, синего, зеленого, желтого и др. Куличики. Не прячьте далеко летний набор своего малыша. Ведерко, лопатка, формочки и грабельки пригодятся и зимой.

Куличики из снега получаются ничуть не хуже чем из песка. И их можно еще и раскрасить и украсить различными материалами – скорлупой от орехов, крышечками от пластмассовых бутылок разного размера и цвет, замороженными заранее ледяными разноцветными фигурками, вместо свечек можно поставить использованные разноцветные фломастеры трубочки для коктейлей и др. Праздничный торт. Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.

Ледяные кружева. Взрослый заранее вместе с детьми готовит разноцветные льдинки — синие, красные, зеленые, желтые и др. Из них дети на утоптанном снегу выкладывают разноцветные мозаики, узоры. Потом они выясняют, у кого получился самый интересный и красивый рисунок.

Крепость. Из снега можно построить снежную крепость, а потом с ней замечательно играть — брать штурмом, прятаться и др.

 Катание с горки. На пологом склоне малыш тренируется кататься на санках. Мама учит его правильно направлять санки с горки. Для самостоятельных поездок малыша нужно выбирать пологие горки, где нет большого скопления детей, чтобы ребенка никто не испугал и не ударил. Мама должна внимательно следить за тем, как ребенок катается. Барьеры. Мама лопатой собирает снег и превращает его в барьеры различной величины. Малыш быстро перебирается через все барьеры, не задев их.

Скати с горочки. Мама сооружает небольшую, но крутую горку и делает несколько плотных снежков. Малыш должен скатить с горки все снежки по очереди, не упустить, не уронить и не раздавить ни одного.

Следопыт. Мама идет по чистому снегу. Затем по ее следам идет ребенок. Его задача — попасть след в след. Ребенок отгадывает, кому или чему принадлежит след, оставленный на снегу. Снежные ангелы. Покажите малышам, как можно упасть в снег, помахать руками и ногами и аккуратно встать. А потом вместе посмотреть на получившиеся шедевры.

Дорожки и лабиринты. Найти нетронутый снег и вытоптать дорожки, они могут быть короткими и длинными, прямыми и извилистыми. А еще можно сделать настоящие лабиринты.

Попади в цель. Целью может быть дерево, или нарисованная цель на заборе. Налепите снежков, а потом учитесь вместе бросать их в цель. Только не забывайте, что для начала ребенку нужно давать не очень сложное задание.

 Рисунки на снегу. Для этого нужно заранее приготовить бутылочки с пробками, в которых проделана дырочка и заполнить их водой, в которой разведены акварельные краски. Можно разрисовать снеговиков, крепости, или просто рисовать разноцветные дорожки, радугу, салют и др. Рисовать можно и просто палочкой на снегу – все что придумаете с малышом, все что видите вокруг, все, что захочет ваш малыш. Замороженные воздушные шары.

Можно наполнить воздушные шары заранее дома водой и вынести их на улицу, выложить на детской площадке в виде дорожек, волнистых линий и геометрических фигур и др. Такие шары долго могут лежать разноцветной россыпью на участке и радовать вашего малыша.

С кочки на кочку. Мама чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами — 40-50 сантиметров. Малыш выступает в роли лягушонка. Ему надо прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок. Сбеги с горочки. Мама предлагает ребенку забраться на небольшую горку с пологим склоном, а потом медленно сбежать вниз, к ней в руки.

Меткий стрелок. Вместе с малышом мама делает куличики из снега, выстраивает их в ряд, помещает друг на друга. Мама учит малыша лепить снежки, предлагает снежком сбить нужный куличик. Мама должна показывать пример своему ребенку. Вместе с ним кидать снежки и стараться попасть в цель. Следует требовать от малыша настойчивости, не разрешать сбивать куличики руками. Забавные игры Родители берут малыша за руку, под слова игры шагают по снежным сугробам и весело падают в них. Мы шагаем по сугробам, Поднимаем выше ногу, Топ-топ, топ-топ, Бух! Упали все в сугроб! Берегись, заморожу. Все играющие собираются на одной стороне площадки.

«Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!», — говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме». Снежинки и ветер. Скажите детям, что в этой игре они будут снежинками. Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки. Найди Снегурочку.

Нарядите куклу Снегурочкой и спрячьте ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки скажите детям о том, что сегодня к ним обещала прийти в гости Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с ними. Наверное, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они ее поискали. Найдя Снегурочку, дети водят хороводы с ней, приплясывают, кружатся парами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - э...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Эта консультация предназначена  для родителей выпускников детского сада. Она создана в виде презентации, что позволяет достаточно полно и чётко осветить преподносимый материал, который родители в...

Консультация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".

Правильная,хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе....

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

В консультации представлены основные показатели речевого развития дошкольника 6-7 летнего возраста, необходимые для поступления ребенка в школу....

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Данный материал поможет при проведении родительского собрания в подготовительной группе....