Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация по логопедии на тему

Харунина Ирина Ильинична

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Речевая готовность ребёнка к школе»

Составила: учитель-логопед Харунина И.И.

           Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь, именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

  1. Звукопроизношение и фонематический слух:
    В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении.

Задания на развитие фонематического слуха и восприятия.

  • Хлопнуть в ладоши, если услышишь заданный звук, например Ш:  х, ф, с, ш, ж, з,…  ( аналогично проводится задание по выделению слога, слова с заданным звуком из ряда других).
  • Воспроизведение слоговых рядов с чередованием согласных звуков по звонкости—глухости, твердости—мягкости, свистящих—шипящих и др. (па-ба, па-ба-па, са-ша, са-ша-са, ла-ра, ла-ра-ла )
  • Воспроизведение серии слов в названном порядке (полено-колено, мак-бак-так, дом-ком-сом, будка-утка-дудка)

  1. Владение навыками звукового анализа и синтеза:
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  •  определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  •  определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове;
  •  называть слова с заданным звуком;
  •  уметь составлять слова из звуков;
  • ребенок должен знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • уметь делить слово на слоги, называть количество слогов в слове;


Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических  занятиях.

  1. Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он активно использует все части речи, понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.

Упражнения для развития словарного запаса.

  • Называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт…).
  • Подбор признаков к определенному предмету (яблоко-красное, круглое, сочное, ароматное, румяное…).
  • Подбор возможных действий к предмету (снег-идет, падает, кружится, сверкает, скрипит, тает…).
  • Подбор предметов к заданному действию (идет-снег, дождь, человек, поезд, медведь, бабушка, время…)
  • Подбор антонимов-слов с противоположным значением (высокий-низкий, больной-здоровый, пустой- полный…)

  1. Сформированность грамматического строя речи:


Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения.

     Дидактические игры и задания для развития навыков     словообразования и словоизменения.

  • «Один-много» (преобразование существительных ед. ч. во мн. ч.). Ребенку предлагается изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов, например: дом-дома, окно-окна, лист-листья, стул-стулья.
  • «Назови ласково» (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
  • «Назови листья» (образование относительных прилагательных): лист клена-кленовый, лист березы-березовый, шишка ели-еловая…
  • «Что из чего сделано» по теме Одежда, Овощи
  • «Где мяч?», «Где котенок?» (употребление предлогов). Ребенку предлагают назвать, где находится мяч (по картинкам или следам демонстрируемых действий), используя предлоги на, под, в, за, к, от, около, из-за, из-под, между. При этом он должен не только уместно употреблять предлоги, но и правильно произнести окончания существительных.
  • «Счет 1-10»- согласовывать числительные и сущ.

(Демонстрация пособий и дидактических игр).

  1. Связная речь


К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказы по картинкам
• отвечать на вопросы по тексту

  1. Речевая коммуникация


- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, 
- уметь слушать и понимать речь, 
- строить общение с учетом ситуации, 
- пользоваться формами речевого этикета.

  1. Мелкая моторика рук
    Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок , обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".

Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной про...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе".

Автором представлены игры и игровые упражнения для развития речи детей....

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - э...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Эта консультация предназначена  для родителей выпускников детского сада. Она создана в виде презентации, что позволяет достаточно полно и чётко осветить преподносимый материал, который родители в...

Консультация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".

Правильная,хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе....

Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко ...