Комплексно-тематическое планирование на тему «Космос»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Медведева Екатерина Владимировна

Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной; Формировать представление о солнце, как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса Развивать собственный познавательный опыт, способствовать к символическим замещениям, любознательность, воображение и фантазию. Развивать интерес к миру взрослых и ценностное отношение к их труду; Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, наблюдения и др.) Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Космос»56.75 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план на апрель _____________ месяц                                                                                                                                                               ________________ группа            

Режимные моменты

Тема недели «Космос»

Основные задачи недели: Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной; Формировать представление о солнце, как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса Развивать собственный познавательный опыт, способствовать к символическим замещениям, любознательность, воображение и фантазию. Развивать интерес к миру взрослых и ценностное отношение к их труду; Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, наблюдения и др.) Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Дата ________ Понедельник

Дата ________    Вторник

Дата ________  Среда

I половина дня

ОО:

Пн:

Вт:

Ср:

Индивидуальная работа: ФЭМП «Продолжай считать» Цель: упражнять в счете от заданного числа в прямом и обратном направлении

Общение П. Беседа о космосе – вызвать интерес к космическому пространству. Ц.: воспитывать уважение к людям – первооткрывателям космоса

Игровая деятельность Д/И.: «Подбери слова» Цель: учить находить разнообразные характеристики одного и того же понятия

Самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа: «Нарисуй на песке ракету» .Цель: Развивать творчество детей.

 Игровая деятельность: Д/И.: «Закончи предложение» Цель: продолжать учить составлять развернутые предложения о космическом мире, выражать свои впечатления

Физическое упражнение Игры с мячом «Я знаю» Цель: обогащать знания и представления детей по тематике. 

Самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа: Работа в уголке природы – расширять знания детей определять необходимость полива растений, напомнить правила полива.

Игровая деятельность: Д/И.: «На планете есть…?»  Цель: уточнять знания детей о вселенной; расширять словарный запас.

Малоподвижная игра П/И.: «Я – космонавт» Цель: развивать равновесие, выносливость, умение соблюдать дистанцию, очередность. 

Самостоятельная деятельность детей.

Утренняя гимнастика

ОО: ФР

Комплекс №

Совместная образовательная деятельность

ОО:

Пн:

Вт:

Ср:

1. Познание. Ознакомление с окружающим. 

«Космос» Программное содержание: уточнять знания и обогащать представления детей о космическом мире – планетах, звездах; расширять словарный запас их названиями и характеристиками; через Д.И. «Четвертый лишний» упражнять в систематизации элементов, закрепляя материал; воспитывать любознательность, интерес

2. .художественно-эстетическое развитие : музыка По плану музыкального руководителя

3.Художественное творчество: рисование. «Ракета летит в космос». Цель: Расширять кругозор, знания детей  о  космосе. Формировать умение детей продумывать композицию  и  содержание  рисунка; изображать  звездное  небо,  его  вид  в  безвоздушном пространстве  с  помощью  приема набрызгивания (используя гуашь). Закреплять навыки работы  с  гуашью  и  акварелью. Развивать творчество детей, воображение, фантазию.

 

1.Познание. ФЭМП. Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по планетам Солнечной системы»». Программное содержание: сосчитать звездочки, планеты, измерить длину хвоста кометы, выполнить штриховки на карточках, сравнить большую и маленькую планету, классифицировать космические объекты по геометрической форме, провести «инопланетянина» по лабиринту из лунных камней. Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги); употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше - ниже, ближе – дальше, между. Упражнять детей в прямом и обратном счёте на числах первого десятка, считать от любого названного числа. Развивать память, сообразительность, ориентировку на листе бумаги. Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.

2.Физическая культура «Мы полетим в космос»  Цель:     Совершенствовать у детей двигательные умения и навыки. Задачи: Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом. Закреплять у детей умение выполнять различные виды прыжков. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

1.Развитие речи: «Космическое путешествие» Образовательные:
Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Космос».
Закрепление навыка слогового анализа
Закреплять отчетливое произношение звуков «с», «сь»
Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков.
Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы.
Пополнить речевой запас детей словами: космодром, астронавт, звездочет, скафандр,
Развивающие:
Развивать речь дошкольников, как средство общения в повседневной жизни
Развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать сообща в малых группах
Развивать познавательный интерес.
Активизировать речь, умение аргументировать свои высказывания.

  2.художественно-эстетическое развитие : музыка

По плану музыкального руководителя

3.Развивающие игры Дидактическая игра «Пожароопасные предметы» Задачи: Стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Прогулка I

ОО:

Пн:

Вт:

Ср:

Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение: цвет неба – предложить детям определить цвет неба, попросить объяснить, почему он именно такой; помочь сделать вывод о взаимосвязи погоды и цвета неба.

Игровая/двигательная деятельность: Подвижная игра:  Игры с мячом «Я знаю» Цель: обогащать знания и представления детей по тематике.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать двигательные способности и качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость

Труд. Уборка мусора на участке. Цели: развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы
общей цели; воспитывать чувство ответственности.

Самостоятельная игровая деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение за птицами – закреплять умения детей сравнивать и различать окраску оперения различных птиц, поведение одних и тех же видов птиц в разные времена года; предложить составить сравнительный рассказ об особенностях жизни какой-либо птицы зимой и в начале весны

Игровая/двигательная деятельность: П/И.: «Я – космонавт» Цель: развивать равновесие, выносливость, умение соблюдать дистанцию, очередность.

Дидактическая игра Д/И.: «Закончи предложение» Цель: продолжать учить составлять развернутые предложения о космическом мире, выражать свои впечатления.

Индивидуальная работа: Улучшение техники ходьбы по бревну.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну

Труд. Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Самостоятельная игровая деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение за ветром.

 Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.

Игровая/двигательная деятельность П/и «Ракета» - форм. у детей умение соблюдать правила игры, развивать ловкость, способность концентрировать внимание, координацию движений

Дидактическая игра П/И.: «Солнце и планеты» Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия

Труд. Уборка участка детского сада от мусора.

Цели: формировать ответственное отношение к заданию; поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым

Самостоятельная игровая деятельность.

До и после обеда

ОО:

Чтение художественной литературы: Чтение художественной литературы Сапгир Г. «Нарисованное солнце»

Чтение художественной литературы: 

Чтение и пересказ рассказа А.Митяева «Первый полет». Цель: систематизировать и обобщать знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли; совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Н.Носова «Незнайка на Луне»

Постепенный подъем

ОО: ФР

Бодрящая гимнастика комплекс №

II половина дня

ОО:

Пн:

Вт:

Ср:

Общение

Беседа «Космос. Вселенная. Звёзды». Цель: Дать детям представление о космосе и космонавтах. Развивать умение давать чёткие и краткие ответы на конкретно поставленные вопросы. Воспитывать уважение  к трудной и опасной профессии косманавта. Использование худ..слова (загадки). Рассматривание иллюстраций. Беседа о космонавтах, побывавших в космосе

 Игровая деятельность: П/И.: «Солнце и планеты» Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца

Общен6ие/мотивация к сюжетно-ролевой игре  С-р.И.: «Путешествие» Цель: упражнять детей в самостоятельном обогащении сюжета, использовании предметов – заместителей, доброжелательном общении.

   Самостоятельная двигательная деятельность детей. 

Общение    Рассказ по презентации. Загадывание загадок о ракете и космонавте. Искусственный спутник Земли. Собака Лайка.12 апреля 1961год. Первый полет в космос. Юрий Гагарин.

Конструктивная деятельность/обыгрывание «Космическое путешествие» Программное содержание: расширять знания детей о космосе, планетах звездах, созвездиях; способствовать обогащению словарного запаса. Развивать умение складывать квадрат по диагонали, пополам (совмещая стороны). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, способствовать развитию творческих способностей 

Мотивация к сюжетно-ролевой игре И.упр.: «Придумай фигуру» Цель: развивать умение придумывать разные движения, статичные фигуры; способствовать снятию напряжения, созданию хорошего настроения.  

 Игровая деятельность: Пальчиковая гимнасте-ка. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Самостоятельная деятельность детей.

Общение Беседа «Кого принимают в космонав-ты». Закреплять представления о необходимости заботиться о своём здоровье с детства. Уточнить какие физ. качества нужны космонавтам.

Игровая деятельность. С-р.И.: «Космонавты» Цель: упражнять детей в самостоятельном обогащении сюжета, доброжелательном общении со сверстниками

Самостоятельная деятельность детей.

Предл. детям настольно-печатные игры Развивать стремление довести игру до конца.

Прогулка II

ОО:

ПН:

ВТ:

СР:

Наблюдение за погодой Цель: предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о ветре, осадках, о солнце; помочь составить краткие рассказы о том, кому какая погода нравится.

.Трудовая деятельность.  уборка на участке. Предложить детям рассказать, что нужно сделать, чтобы навести поря-док на участке. Формировать желание доводить начатое до конца.

Подвижные игры  "Кто быстрее соберёт звёзды". Ц.: расширять представление о вселенной, космосе, звёздах. Развивать быстроту, ловкость.

 Индивидуальная работа

«Добеги до флажка». Цель: развивать быстроту бега.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

 Трудовая деятельность Подметание дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться

Подвижные игры П/и «Ракета» - форм. у детей умение соблюдать правила игры, развивать ловкость, способность концентрировать внимание, координацию движений

Индивидуальная работа

«Прыгни дальше». Цели: учить прыгать в длину с разбега.

Наблюдение  за Солнцем

Цель: отметить высоту планеты, цвет, тепло исходящее от него; подвести к пониманию влияния солнечной энергии на человека, животных и растения.

Подвижные игры П/и «Ракета» - форм. у детей умение соблюдать правила игры, развивать ловкость, способность концентрировать внимание, координацию движений

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Режимные моменты

Дата ________   Четверг

Дата _______   Пятница

Организация развивающей среды

I половина дня

ОО:

Чт:

Пт:

Индивидуальная работа: Инд. р. по развитию мелкой моторики –

Работа в тетрадях в клетку «нарисуй такую же картинку»

Общение на тему    Беседа с детьми на тему: «Земля – наш дом во Вселенной». «Что такое солнечная система».  

Игровая деятельность Д/и «Собери созвездие». Ц.: расширять знания об окружающем мире, Вселенной, звездном небе.

Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная игровая деятельность. Предл. детям настольно-печатные игры Развивать стремление довести игру до конца.

Индивидуальная работа:  Помощь в поливе и уходе за растениями уголка природы. Ц: закреп. умение  детей правильно поливать растения, закреплять названия растений

Игровая деятельность: Д./И.: «Кто это – угадай!» Цель: развивать артистические способности, закреплять умение подражать живым существам, обитающим на Земле.

 Общение  .Беседа по этике и культуре поведения «Моё отношение к другим людям». Рассмотреть с детьми различные ситуации. Формировать. навыки выбирать правильную линию поведения.

Прослушивание  песен о космосе: Наш звездолёт. Ц.: развивать умение слышать и понимать

Самостоятельная деятельность детей.

Книжный уголок: Выбрать книги для чтения и рассматривания: «О звёздах и планетах»  «Мифы звёздного неба».

Центр сюжетно-ролевых игр: Костюмы космонавтов:

Центр строительно-конструктивных игр:  Иллюстрации космической техники. Крупный строительный материал, игрушки для обыгрывания игр, картинки с изображением людей космонавтов; дидактическая игра «космос».

Центр продуктивных видов деятельности:  Различные изобразительные материалы, наборы для детского творчества Раскраски, трафареты, шаблоны на тему Алгоритмы рисования и лепки, фотографий, картинки и иллюстраций по теме Открытки с изображением космоса Мультимедиа презентации «Космос»

                

Утренняя гимнастика

Комплекс №

Взаимодействие с семьей

Дата

Совместная образовательная деятельность

ОО:

Чт:

Пт:

1.Граммота « Полёт в космос» Цель: образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

2.Рисование (апплекация)

«Ракета летит в космос». Цель: Расширять  кругозор, знания  детей  о  космосе. Формировать умение детей  продумывать композицию  и  содержание  рисунка; изображать  звездное  небо,  его  вид  в  безвоздушном пространстве  с  помощью  приема набрызгивания (используя гуашь). Закреплять навыки  работы  с  гуашью  и  акварелью. Развивать творчество детей, воображение, фантазию. «Космическая ракета». Цель: Формировать умение детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник – нос ракеты, два маленькие – крылья).Развивать комбинаторные способности. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений о геометрических фигурах ( прямоугольник, треугольник, круг).

2. Физическая культура. По плану физкультурного работника.

1.Изобразительная деятельность лепка: «Космос» Цель: Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.

Развивать внимание, память, наблюдательность, сценические способности. Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения космического корабля в аппликации.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт, слова антонимы.

 

2. Физическая культура. По плану руковадителя

(Форма/тема)

Предложить придумать свой особенный космический корабль и: рассказать о нем, сочинить стихотворение, сотворить поделку, нарисовать рисунок…

Организация выставки по результатам.

Пошив костюмов из бросового материала. Праздник «Подиум»

Мастер класс посвященный дню космонавтики.

Прогулка I

ОО:

ЧТ:

ПТ:

Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

Игровая/двигательная деятельность:

«Угадай, что делали» Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Дидактическая игра Дид. игра. «Один-много». Ц.: упражнять детей в образовании множественного числа.

Индивидуальная работа: Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Труд.   Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание и умения помогать взрослым.

Самостоятельная игровая деятельность.  Самостоятельные игры с выносным материалом

Познавательно-исследовательская деятельность: 

. Наблюдение за погодой. Предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о ветре, осадках, о солнце.

Игровая/двигательная деятельность:  
Подвижная игра «Быстрые и ловкие». Задачи: Развивать ловкость выносливость и быстроту реакции.
 

Дидактическая игра Игра «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Труд.  Сбор мусора на участке. Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Самостоятельная игровая деятельность.

В течение недели

Дата

Формировать у детей осознанное отношение к порядку в своих вещах, умение следить за своей одеждой и обувью, самостоятельно устранять проблемы.

Упражнение «Самый аккуратный» - закрепить умения детей, связанные с уходом за верхней одеждой (чистка, просушивание), находить и устранять непорядок в одежде.

С. Беседа по этике и культуре поведения «Моё отношение к другим людям». Рассмотреть с детьми различные ситуации. Формировать навыки выбирать правильную линию поведения.

Дежурство по занятиям. Привлекать детей к подготовке необходимого для занятия оборудования, учить выполнять задания взрослого, действовать по инструкции, распределять поровну необходимые материалы.

Работа в уголке природы – уход за комнатными растениями

пн

Вт

Ср

Чт

пт

До и после обеда

ОО:

Чтение художественной литературы: Худ-е слово: стихи о космонавтах. Систематизировать знания детей о космических телах, планетах солнечной системы, космонавтах

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Н.Носова «Незнайка на Луне»

Постепенный подъем

ОО:

Бодрящая гимнастика комплекс №

II половина дня

ОО:

Чт:

Пт:

Общение   Развлечение

Викторина "Знатоки космоса". Цель: закреплять знания детей: названия профессий, связанных с космосом. Развивать внимание, активную мыслительную деятельность.  

 Игровая/двигательная деятельность: Малоподвижная игра: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»

Ц: упражнять в невербальных способах общения, в согласовании движений с текстом игры

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Общение Познавательно-исследовательская деятельность: Беседа: «Звезды и звездные системы» - рассказать детям о звездах и звездной системе; развивать любознательность, интерес.

;Игровая деятельность: Игра "Назови слова". (связанные с космосом). Продолжать расширять знания о космосе и космическом пространстве.

. Игры с конструктором «Лего»: строим космические корабли – упражнять детей в конструировании летательных аппаратов; развивать воображение, способность концентрировать внимание.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Предл. детям настольно-печатные игры Развивать стремление довести игру до конца.

Прогулка II

ОО:

Т:

Наблюдение за солнцем Цель: Учить детей выделять признаки весны, с пригреванием солнца воздух стал теплый, и т..д

 Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке веток и мусора с дорожек.

Цель: закреплять умение работать сообща.

Подвижная игра П/ и: «Кот и мы-ши». Цель: продолжать закреплять умения  детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, сочетать движения по кругу с текстом игры.

Дид. игра «летает – не летает ». Закреплять знания детей  о пред-метах, кот. умеют летать

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели: закреплять умение бегать на скорость; развивать меткость и силу броска.

Наблюдение «Что изменилось на участке по сравнению с зимой?» – систематизировать представления о временах года по существенным признакам, развивать наблюдательность.

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры: 

 П/и «Гуси- лебеди»

Цель: развивать двигательную активность детей.

Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой

Итоговое событие: Праздник посвящённый дню космонавтики «Подиум» Выставка «Космос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексно-тематическое планирование по теме "Космос" в подг.гр.

В принципе так должно выглядеть календарное планирование....

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое планирование на тему "Космос" в подготовительной группе.

Комплексно-тематическое планирование на тему "Космос" в подготовительной группе....

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...