Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Беседа «Рождество : традиции и празднование »
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Конспект 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл beseda_s_detmi_starshey_gruppy.docx26.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Голубец Светлана Юрьевна ,                                                                              Чибрикова Надежда Анатольевна                                                                    Самарская область

    Конспект НОД                                                                                                                 по познавательному развитию для  детей старшего возраста.

    Беседа  «Рождество : традиции и празднование »                                               

                             

    Цель :

    познакомить детей с историей праздника Рождества Христова в России, с событиями, связанными с праздником;

    Задачи: 

    1.Прививать любовь к традиционным праздникам;

    2.Развивать понимание названий праздников.

    3.Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;                                                           Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
    Педагогические технологии:
     игровые, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
    Предварительная работа:
     беседы об обычаях зимних новогодних праздников на Руси, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, прослушивание обрядовых песен, заучивание прибауток, закличек, стихов, песенок-колядок.

    Материал: проектор;  экран; компьютер;   книги о Рождестве; иллюстрации ; старинные рождественские открытки;  нарядная елочка; валенки.                             Вводная часть : воспитатель входит в русском народном костюме; звучит музыкальное произведение "Заинька вокруг сада"

    Вступительная беседа.

    Воспитатель: Ой, вы добры молодцы,
    Добры молодцы, да, красны девицы
    Поведём мы с вами беседу,
    Не простую, а о русских праздниках.

    Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года?

    А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?

    Воспитатель: Какой праздник отмечается после Нового года?

    Воспитатель: Верно, а сейчас садитесь на стулья, а я вам расскажу как этот праздник отмечали наши предки.

    Ход беседы:

     Наши предки умели и любили веселиться. Ребята, а вы любите праздники? А почему? А кто такие предки? (ответы детей)

    Наши предки - русские люди - всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? Закройте глаза…мы отправляемся в путешествие по прошлому (звучит русская народная мелодия).

    Воспитатель начинает рассказ.

    Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды , по особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца.                                          А сейчас я хочу рассказать вам о русском народном празднике  Рождество.

    Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем. (Дети рассматривают иллюстрации.) Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу. Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ…

    Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты - колючие иглы да липкую смолу?» - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», - сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг - пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты - доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

    Воспитатель: Давайте послушаем рассказ о рождественских обычаях и традициях .

    • Сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества (слайд).
    • Рождественская свеча. В рождественский сочельник в домах принято зажигать свечу. Ведь свет в окне как бы притягивает добро в дом. А верующие люди еще и демонстрируют свою готовность принять у себя Спасителя, который родился во время, когда мир был погружен во тьму (слайд).
    • Рождественский венок. Во многих странах для украшения дома в канун Рождества используется рождественский венок. В него вплетают четыре свечи, символизирующие четыре стороны света и земной шар. В центре венка – свеча побольше, которая является символом Иисуса, света и надежды. Свечи начинают жечь за 4 недели до праздника. В каждое воскресенье зажигают на одну свечу больше: в первую неделю – одну и дают сгореть на четверть, во вторую – две и т. д. Это действие символизирует то, что с каждой неделей мир становится светлей. В сочельник настаёт черёд большой свечи. Свеча горит всю ночь, символизируя Вифлеемскую звезду, освещавшую путь волхвам к месту, где родился младенец Иисус (слайд).
    • Колядование. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги (слайд).
    • Елка. Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она была известна в Москве с половины XVII века; откуда перешла в Петербург в царствование Петра Великого (слайд). Воспитатель: Зимой, на новогодние и рождественские дни, молодежь и дети ходят колядовать. Рождественские колядки для детей – это такие обрядовые песни, в которых колядующие прославляют хозяев дома, желают им счастья и добра. Смысл его – не собирать конфеты и угощения, а желать хозяевам здоровья, доброго года, удачи и прибыли в семье. За такие пожелания, песни и стихи хозяева одаривали детей подарками и конфетами.
      А кто знает, на какой праздник поют шуточные песни-колядки?
      Дети:
       На Святки.
      Воспитатель:
       Правильно, ребята. Когда на Руси наступало самое веселое время – Святки, люди наряжались, шутили, пели, гадали. Молодежь учила колядки, ходили по домам, пели шуточные песни, желали счастья и здоровья хозяевам, а хозяева одаривали их подарками. К кому из вас приходили такие гости? ( Дети рассказывают).
      Ребята, мы с вами учили колядки. Кто хочет почитать их?
      1-й ребенок 
      «Матушка-зима пришла,
      Отворяй-ка ворота!
      Пришли святки!
      Пришли колядки!»



    2-й ребенок
     «С Рождеством святые люди!
    Мир да лад у вас пусть будет!
    Чтобы горя вы не знали
    И в богатстве пребывали!»
    3-й ребенок
     «Коляда, коляда
    Отворяй ворота,
    Открывай сундучки,
    Подавай пятачки,
    Не жалейте ничего,
    Накануне Рождество!»                                                                                                         А еще, на Рождественские праздники молодежь устраивала гуляния, которые называли посиделками. Молодежь собирались вместе, веселились: пели песни, гадали, загадывали загадки, играли.                     Давайте и мы с вами в поиграем в  игры .                                                            Игра «Пирог»

    (под русскую народную музыку)
    Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
    Да  экий он широкинький,
    Да  экий он высокинький,
    Да  экий он мягошенький,
    Режь его , да ешь.
    После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».

    Игра «Валенки».

    Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.                     Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте

    Рождественские загадки                                                                                       Зовем ее мы путеводной,
    И в самом деле, неспроста,
    Волхвов вела она к Младенцу.
    Известно, то была...   (Звезда)
    Летят снежинки за окном,
    И праздник к нам приходит в дом
    Особым светлым торжеством.
    Зовем тот день мы... ( Рождество )                                                                          Как всегда под Рождество
    В каждом доме — торжество.
    Угощений много сладких,
    Ходят дети на .... ( Колядки )                                                                                    Перед самым Рождеством
    До звезды не ели,
    Этот день с тобой зовём
    Праздничный... ( Сочельник  )                                                                                            Он задорно щиплет щёки,
    Красным делает твой нос,
    От него танцуют ноги,
    Что же это? Да,...  (Мороз )
    Воспитатель:
     Ребята, а еще на Рождественские праздники гадали.                    Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал.         Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется.
    Все это проходило интересно и весело.                                                                                 Сегодня мы с вами узнали много интересного о рождественских праздниках. Рождество – это праздник подарков сюрпризов  , волшебства.
    С новым годом!
    Со всем родом!
    Чтоб здоровы были
    Много лет жили!  



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

    Конспект в первой младшей группе по познанию...

    картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста

    21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...

    Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

    «Использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» для познавательного развития дошкольников старшего возраста»

    Технология : мастер-классЦель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов-участников посредством использования универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине вр...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательного развития для старшего возраста на тему : «Нева — труженица, поилица, кормилица и просто красавица!»

    Цель:познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой. Задачи:1) показать красоту Невы.2) Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей, поилицей.3) Вызвать...

    Конспект по познавательному развитию детей старшей группы по теме: «Традиции россиян (русские народные праздники)».

    Цель: обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений, через приобщение дошкольников к истокам русского народа, его праздникам и традициям.Пр. сод.: Познакомить с традиционными ...