Положение о смотре-конкурсе «Тематический модуль «Все профессии нужны, все профессии важны» и методические рекомендации к созданию и разработке тематического модуля
методическая разработка

Жарикова Галина Иосифовна

Положение о смотре-конкурсе «Тематический модуль  «Все профессии нужны, все профессии важны» и методические рекомендации к созданию и разработке тематического модуля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_po_proforientatsii.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Положение о смотре-конкурсе

«Тематический модуль  «Все профессии нужны, все профессии важны»

1.ЦЕЛЬ:

- совершенствовать систему ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ;

- готовить детей к адекватному выбору будущей профессии;

- обогащать игровую деятельность детей.

2. ЗАДАЧИ:

2.1. Образовательные:

- осуществление успешной социализации и развития личности ребенка с ОВЗ;

- ознакомление детей с трудом родителей воспитанников: жителей родного города;

- расширение представлений детей о людях рабочих профессий, их профессиональной деятельности, о важности и значимости их труда;

- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- закрепление умений детей выражать в практической деятельности свои впечатления;

- обогащение словаря детей.

2.2. Воспитательные:

- актуализация опыта реальной жизни;

- оказание помощи детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и его результатам,

2.3. Коррекционные:

- развивать познавательный интерес и активную позицию в выборе профессии, веру в свои силы, позитивной установки и уважительное отношение к разным видам общественного труда;

- развивать психические процессы: речь, внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

- развитие общей, кистевой и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

3. Порядок проведения конкурса.

 Время создания модуля: октябрь 2018г. -  январь 2019г.

 Презентация: 17.01.2019г.                        

4. Условия проведения.

4.1. Стержень: лексическая тема. Предлагаемые темы: «Повар», «Водитель»,  «Продавец»,   «Полицейский»,  «Пожарный», «Парикмахер».

4.2. Основные направления: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, коррекционное.

4.3. Подход к реализации: комплексный.

4.4.Структура модуля:

1- основополагающие данные (общие сведения по теме);

2 - объем знаний с усложнениями по возрастам 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 6-7лет;

3 - словарь (предметный, глагольный, признаки и т.д.) с усложнениями по возрастам 2-4 года, 3-4 года, 5-6 лет, 6-7лет;

4 - формы последовательной работы:

- циклы занятий (познание, чтение художественной литературы, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, РЭМП, экология, ОБЖ, физкультура, музыка, продуктивная деятельность,  сенсорика, развитие мелкой моторики, конструирование, труд);

- циклы рассказов, бесед, игровых и проблемных ситуаций, рассматривание;

- дидактические, сюжетные игры, физкультминутки,

- другие виды работ с детьми;

5 - итоговое занятие;

6 - работа с родителями (консультации, экскурсии выходного дня, фото, совместные рисунки и т.д);

7 - список используемой литературы;

8 - приложение: фотоматериалы; наглядные материалы; художественное слово; схемы; рисунки и др.

5. Критерии оценки:

   1) Соответствие содержания теме и возрасту детей.

   2) Познавательная направленность.

   3) Комплексность и целостность модуля.

   4) Сюжетно - игровое содержание.

   5) Разнообразие видов деятельности.

   6) Многообразие методов и приемов.

   7) Оформление и дизайн документального оформления.

   8) Коррекционно-развивающая направленность.

   9) Занимательность, увлекательность.

  10) Индивидуальность, неповторимость.

  11) Практичность, доступность, оригинальность.  

  12) Методическая ценность модуля.    

  13) Значимость для безопасности и сохранения здоровья детей.

 6. Жюри конкурса. Комиссия из педагогов ДОУ.

 7. Подведение итогов.

  1. Итоги подводятся по результатам оценки  по 5-ти балльной системе.
  2.  

Методические рекомендации

к разработке и созданию

 ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ  

на тему:

«Все профессии нужны,

все профессии важны»             

АКТУАЛЬНОСТЬ

   «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. В игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, а также  возможность принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов).

   Профориентация дошкольников – это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада.    Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

   В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с личностными качествами представителей этих профессий.

   Труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка. Образовательное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

   Одной из важных задач инклюзивного образования является позитивная социализация детей и этому уделяется большое внимание в процессе образовательной деятельности.

   У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Это сказывается на познавательной деятельности  детей.

   Речь и познание таких детей ситуативная, т. е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

   Поэтому в ходе реализации профориентационной работы педагоги планируют  преимущественно использование практических и наглядных методов обучения, современные  технологии:   наблюдения за трудом взрослых, осуществляемых совместно с ребенком; практические пробы, когда  дети имеют возможность попробовать себя в той или иной профессиональной деятельности, например, помощника воспитателя, врача, повара;  разнообразные  сюжетно-ролевые игры по профессиям (как индивидуальные, так и коллективные); экскурсии на рабочие места, используют мнемотаблицы и мультимедийные презентации и многое другое, что способствует развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им.

  Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

  Знакомство дошкольников  с ОВЗ с рабочими профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

  Родители воспитанников чаще всего даже не посвящают детей в свою трудовую деятельность, кем они работают, не считают возможным и доступным, и не задумываются о будущем своего ребенка, окружая его гиперопекой.

  Задача педагогов: знакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем; формировать  у детей с ОВЗ положительное отношение к труду и  рабочим профессиям.  

   

ЦЕЛЬ:

- совершенствовать систему ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ;

- готовить детей к адекватному выбору будущей профессии;

- обогащать игровую деятельность детей.

ЗАДАЧИ:

2.1. Образовательные:

- осуществление успешной социализации и развития личности ребенка с ОВЗ;

- ознакомление детей с трудом родителей воспитанников: жителей родного города;

- расширение представлений детей о людях рабочих профессий, их профессиональной деятельности, о важности и значимости их труда;

- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- закрепление умений детей выражать в практической деятельности свои впечатления;

- обогащение словаря детей.

2.2. Воспитательные:

- актуализация опыта реальной жизни;

- оказание помощи детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и его результатам.

2.3. Коррекционные:

- развитие познавательного интереса и активной позиции в выборе профессии, веры в свои силы, позитивной установки и уважительное отношение к разным видам общественного труда;

- развитие психических процессов: речи, внимания, памяти, мышления, воображения;

- стимулирование развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

- развитие общей, кистевой и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ:

Время создания модуля: октябрь 2018г. -  январь 2019г.

Презентация: 17.01.2019г. 

СТЕРЖЕНЬ: лексическая тема. Предлагаемые темы: «Повар», «Водитель»,  «Продавец»,   «Полицейский»,  «Пожарный», «Парикмахер».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: ………

                       

НАПРАВЛЕНИЯ: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, коррекционное.

ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ: комплексный.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ:

1 - основополагающие данные (общие сведения по теме);

2 - объем знаний с усложнениями по подгруппам детей (3-5 лет, 5-7 лет);

3 - словарь (предметный, глагольный, признаки и т.д.) с усложнениями по подгруппам детей (3-5 лет, 5-7 лет);

4 - формы последовательной работы:

- циклы занятий (познание, чтение художественной литературы, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, РЭМП, экология, ОБЖ, физкультура, музыка, продуктивная деятельность,  сенсорика, развитие мелкой моторики, конструирование, труд);

- циклы рассказов, бесед, игровых и проблемных ситуаций, рассматривание;

- дидактические, сюжетные игры, физкультминутки,

- другие виды работ с детьми;

5 - итоговое занятие;

6 - работа с родителями (консультации, экскурсии выходного дня, фото, совместные рисунки и т.д.);

7 - список используемой литературы;

8 - приложение: фотоматериалы; наглядные материалы; художественное слово; схемы; рисунки и др.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ:

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ ПЕДАГОГАМ.

«Модуль» - отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации.

«Модуль занятий» - группа занятий по разным видам деятельности объединенных логической нитью (единым содержанием, сюжетом).

  Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Сюжет модуля служит объединяющим стержнем для всех занятий. Он позволят сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы.

 «Завязка» позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом.  Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельность детей – необходимую целесообразность.

  Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой то мере, является спектаклем,  в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это долгосрочная игра. Играя, дети не замечают, что обучаются. Подавляющее большинство занятий становится комплексными, интегрированными.

  Все части модуля должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний.

  Готовый модуль отличается большой лабильностью. Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в нем.

   Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к условиям своей группы.

   Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.  

Проведение мероприятий желательно фотографировать. Фотографии в последующем станут опорой для детских воспоминаний: составление рассказов, стихотворений, сказок, участие в беседах и т.д.

   В конце модуля выполняется оформление альбома. Данная работа позволяет уточнить и систематизировать знания детей по изученному блоку информации.  

 

  1. Завязка модуля: вводное занятие.

II. Основная часть: цикл занятий и дополнительные формы работы.

Разрабатывая содержание модуля, необходимо стремиться, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и тоже дело не выполнялось разными методами.

III. Итоговое занятие: интегрированное занятие, сюжетное занятие, игра «Что? Где? Когда?» и т.п.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть более интересным. На нем подводятся итоги проделанной работы в интересной форме и неформальной обстановке.  

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ по ранней профориентации и создание необходимых условий для ознакомления детей с трудом родителей воспитанников: жителей родного города;

- расширение представлений детей о людях рабочих профессий, их профессиональной деятельности, о важности и значимости их труда;

- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- развитие у детей игровых навыков;

- закрепление умений детей выражать в практической деятельности свои впечатления;

- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи …

- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности….

- обогащение словаря детей.

                                 

                                     УЧЕБНЫЙ (РАБОЧИЙ ПЛАН):

Возраст детей: 3-5 лет

Цель:

Лексический минимум:

Вид деятельности

Тема

Вводное ООД  

Основная часть

Рассматривание иллюстраций, фото…

Рассказ педагога

Чтение худ. литературы

Беседа

Целевая прогулка …

Наблюдение за работой

Рисование

Лепка

Аппликация

Дидактические игры

Настольная игра

Подвижная игра

Сюжетно-ролевая игра 

Кукольный театр

Просмотр тематических мультфильмов

Итоговое ООД 

Взаимодействие с семьей

Возраст детей: 5-7 лет

Цель:

Лексический минимум:

Вид деятельности

Тема

Вводное ООД  

Основная часть

Рассматривание иллюстраций, фото…

Чтение худ. литературы

Беседа с презентацией

Составление рассказа

Заучивание стихотворений

Экскурсия, целевая прогулка

Наблюдение за работой…

Рисование

Лепка

Аппликация

Коллективная работа

Дидактическая игра

Настольная игра

Подвижная игра

Сюжетно-ролевая игра 

Театрализованная игра

Просмотр тематических мультфильмов

Итоговое ООД 

Взаимодействие с семьей

Диагностика уровня  сформированности

 представлений о профессиях  у детей

Фамилия ребенка

Кем работает этот человек? (по картинке)

Какие предметы ему нужны для работы?

Какие действия он выполняет? (трудовые операции)

Что получается в результате труда?

Какое значение имеет его труд  для окружающих?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- за правильный ответ на каждый вопрос ребенок получает 2 балла;

- за неполный ответ или ответ с помощью взрослого – 1 балл;

- затрудняется ответить или ответ неверный – 0 баллов.

Результаты:

8 - 10 баллов – знания сформированы;

5 - 7 баллов – знания находятся на стадии формирования;

0 - 4 баллов – знания не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического досуга "Все профессии нужны, все профессии важны"

Конспект тематического досуга в подготовительной группе ОНР«Все профессии нужны, все профессии важны» Цели:Образовательная·      расширение представлений о профессиях и т...

Конспект тематического досуга в подготовительной группе ОНР «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цели:Образовательная·        расширение представлений о профессиях и труде человека·        актуализация и активизация словаря по ...

Методическая разработка для детей подготовительной группы с ОНР с использованием здоровьесберегающих , интерактивных технологий, ИКТ(использование ЭОР)Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Презентация к разработке создана самостоятельно. Цель разработки: закрепить понятия "звук","слог", "слово, "предложение" на основе лексической темы "Профессии"....

Методическая разработка «Все профессии нужны, все профессии важны»

Занятие по ранней профориентации, совместное с родителями - представителями разных профессий....

Методическая разработка проекта "Все профессии нужны, все профессии важны"

Актуальность данного проекта: в старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом пре...

Комплексно - тематическое планирование во второй младшей группе на тему "Все профессии нужны, все профессии важны»

Комплексно - тематическое планирование во второй младшей группе на тему "Все профессии нужны, все профессии важны»...