Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме «Неформальный педагогический колледж «Ориентир»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме «Неформальный педагогический колледж «Ориентир»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом школьника» г. Назарово Красноярского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №2» им. Г.Я. Борисенко г. Назарово Красноярского края
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 " г. Назарово Красноярского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом школьника» г. Назарово Красноярского края ул. Арбузова 112 «а», тел. 7-02-15
Директор ___________О. А. Лузин Дата «01» сентября 2020 г. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 2» им. Г. Я. Борисенко г. Назарово Красноярского края ул. Борисенко 10, т. 5-09-39 Директор _____________А. С. Пиппаринен Дата «01» сентября 2020 г. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» г. Назарово Красноярского края, ул. Карла Маркса, д. 30 «а» тел. 5-68-60 Заведующая ___________ Л. А. Линникова Дата «01» сентября 2020 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ул. Кузнечная , д. 6 тел. 7-00-92 Директор ____________О. В. Моисеенко Дата «01» сентября 2020 г. | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» г. Назарово Красноярского края ул. Карла Маркса 46 «а» т. 7-00-60 Директор _______________ Верц А. П. Дата «01» сентября 2020 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №4" города Назарово Красноярского края ул. Московская влад.2. зд.1 т. 7-37-91 директор _________________ Юшков Г. В. Дата «01» сентября 2020 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 14 г. Назарово Красноярского края ул. Кузнечная, 8 тел. 7-01-80 Директор _______________В. Ф. Цветцых Дата «01» сентября 2020 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3» г. Назарово Красноярского края ул. Кравченко 2 Тел. 7-17-40 Директор ______________ Е. В. Петров Дата «01» сентября 2020 г. | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "СОШ №7" города Назарово Красноярского края ул Арбузова, д. 98А тел. 7-05-80 Директор _______________О. А. Слепцова Дата «01» сентября 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа,
реализуемая в сетевой форме
«Неформальный педагогический колледж «Ориентир»
направленность: социально-гуманитарная
возраст обучающихся: 14 -18 лет
срок реализации: 72 часа
уровень реализации программы: ознакомительный
Авторы программы:
Лузин Олег Алексеевич – директор МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово
Носкова С. С. - заместитель директора МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово
г. Назарово, 2020-2021 г. г.
Направленность программы:
Социально- гуманитарная.
Уровень сложности:
Стартовый
Новизна:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в сетевой форме «Неформальный педагогический колледж «Ориентир» - это новый опыт для нашего города. Это интеграция дополнительного и общего образования в рамках профориентационной деятельности, содержание программы обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, установленных требованиями ФГОС ОО. Кадровое и материально-техническое сетевое взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением, загородным лагерем отдыха и учреждением профессионального образования.
Актуальность:
Актуальность и востребованность педагогической профессии очевидна. Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк – это и учитель, как в государственной общеобразовательной, так и в частной, авторской школе; и управленец-менеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и преподаватель техникума или вуза. В нашем муниципалитете ощущается острая нехватка педагогических кадров по определённым предметам, практически нет пополнения молодыми специалистами образовательных учреждений, средний возраст педагогов города 48-50 лет, в связи с этим появился заказ Управления образования г. Назарово, создать программу для самоопределения обучающихся в сферу образования.
Нашему профессиональному сообществу нужен «новый» учитель, творческая индивидуальность, которая должна проявиться в стремлении создавать нечто новое. Педагог должен быть способен к изменению самого себя, должен быть готов к совместному поиску и сотрудничеству.
Успешно подготовить себя к профессии педагога ребятам поможет данная образовательная программа, направленная на развитие у обучающихся компетенций, актуальных для успешного делового человека, способного к самоопределению, умению вступать в коммуникацию на высоком уровне, и др.
Педагогическая целесообразность:
Программа построена по модульному принципу.
Отличительной особенностью программы является реализация её в сетевой форме, как интеграции дополнительного и общего образования. Программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, согласно требований ФГОС ОО.
Базовым типом деятельности детей в программе будет самопозиционирование.
Одним из инструментов самопозиционирования детей будет подготовка и участие в конкурсе «Супер - стажёр». В рамках конкурса обучающийся - проведёт реферативное исследование по выбранной им самостоятельно теме из области педагогики; напишет проект-эссе о предполагаемом личном будущем; разработает школьное мероприятие (учебное занятие по выбранной им сфере) и реализует его на практике.
В программе будет организованно: изучение основ современной педагогики, тренинги, работа в лабораториях и мастерских, профессиональная практика в сферах образования, организация образовательных экскурсий в профессиональные педагогические учреждения, встречи с интересными людьми (педагогами, студентами, руководителями и другими представителями профессий из сферы образования).
Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана программа:
Взяв за основу идею «Педклассов», реализация которых происходит в педагогических колледжах Красноярского края и направлена на работу с абитуриентами, разработали дополнительную общеобразовательную программу «Неформальный педагогический колледж «Ориентир», положив в основу компетентностный и сетевой подходы, федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, программу развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: Развитие человеческого потенциала», системно-деятельностный подход, технологию тьюторского сопровождения.
При разработке программы использовали анализ образовательной ситуации города, современные и традиционные педагогические технологии, багаж наработок пакета образовательных программ города Назарово, основанных на модульном принципе, опыт реализации программы в Назаровском районе «Педагогика лидерства – профильный педагогический класс», разработанной КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж», собственные разработки.
Цель программы:
Допрофессиональное самоопределение школьников на материале современной педагогики.
Задачи программы:
- провести работу с представлениями обучающихся о педагогической деятельности; провести соотношение этих представлений и действительности; дать представления о современных тенденциях в образовании;
- создать условия для осознанного выбора профессии через профессиональные пробы и участие в конкурсе;
- развить коммуникативные навыки через дебаты, презентацию деятельности, постановку образовательных задач и т. д.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений города Назарово.
Программа предполагает освоение видов деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста.
Условия приема обучающихся в программу: в программу ребёнок попадает через тестирование, организованное в школе педагогом-психологом. В результате тестирования, обучающийся ориентированный на выбор профессии в сфере «человек-человек» зачисляется в ДООП.
Основные формы и методы работы с обучающимися:
формы работы:
- лекционное занятие, дискуссия, работа в группах, презентация деятельности, анализ деятельности;
- образовательные экскурсии и встречи с интересными людьми;
- имитационная игра, конкурс;
- мастерские;
- профессиональные пробы, практика.
Методы:
- объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемный, проектно-исследовательский.
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы, режим занятий):
программа реализуется в течение 72 часов:
декабрь 2020 г. - январь 2021 г.– образовательный модуль «Образы будущего» 5 дней по 4 часа;
февраль 2021 - март 2021 г. – проектно-исследовательская работа «Подготовка к конкурсу «Супер - стажёр» 4 часа в неделю 6 недель;
апрель 2021 г. – проведение мастерских, встреча с ветеранами педагогического труда, экскурсия в Ачинский педагогический колледж 3 дня по 4 часа;
апрель 2021 г. - индивидуальные консультации; экспертиза творческих работ. – 10 часов;
апрель 2021 г. – организация и проведение городского конкурса «Супер – стажёр» 6 часов.
Логика содержания программы:
1. Создание представлений о современном образовании, его сферах, технологиях работы современного педагога. Обозначение конкурса «Супер-стажёр». Коммуникативные тренинги. Самоопределение в сферах образования, выбор возрастной категории детей, с которой бы хотел работать, определение тем исследования и вопросов, выбор наставника.
2. Получение участниками ответов на собственные вопросы через - подготовку к конкурсу «Супер-стажёр», практику проб, образовательные экскурсии, встречу с интересными людьми, участие в мастерских, работу со школьным психологом.
3. Предъявление и обсуждение полученных ответов: презентация творческих работ, видеоотчёта практиканта, участие в дебатах. Самоопределение в профессии сферы образования или вне её.
Ожидаемые результаты, способы и формы подведения итогов реализации:
Самопозиционирование (это способность и стремление к выбору своей позиции в значимых социальных вопросах): осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | |
Показатель результата | Событие, где можно отследить результат |
Знает плюсы и минусы выбранной профессии | Видеоотчет практиканта, эссе – согласно критериев. |
Знает свои дефициты и конкурентные преимущества в выбранной профессии, знает как устранить свои дефициты, составляет алгоритм действий | Дневник «Ни дня без строчки». |
Видит себя в будущем связанным с выбранной профессией | Анализ дневника «Ни дня без строчки», конкурс «Супер-стажер», эссе. Поступление в учебные заведения педагогической направленности. |
Имеет устойчивую мотивацию к обучению | Поступление в учебные заведения педагогической направленности. Результат анкетирования направленного на самоопределение: начальный, промежуточный и итоговый результат. |
Свободно выступает на публике | Конкурс «Супер-стажер», презентация творческих продуктов деятельности |
Умеет задавать и отвечать на вопросы | Игра «Дебаты», согласно разработанных критериев, дискуссии по теме. |
Удерживает логику повествования от начала и до конца доклада | Игра «Дебаты», согласно разработанных критериев, презентация деятельности. |
Умеет презентовать продукты своей деятельности | Конкурс «Супер-стажер», выполнение практических заданий, защита прожектов. |
Формы подведения итогов реализации программы:
Конкурс «Супер-стажёр»:
- презентация «Видеодневника практиканта»;
- эссе «Я и моё будущее»;
- защита исследования или проекта;
- участие в игре «Дебаты».
В качестве экспертов могут принимать участие представители - Управления образования, образовательных учреждений, общественности города, профессиональных лицеев, ветераны педагогического труда.
Способ реализации сетевого взаимодействия, обязательства организаций партнёров:
МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово, находящийся по адресу: г. Назарово, ул. Арбузова 112 «а», осуществляет руководство образовательной программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию экскурсий в педагогические колледжи, высшие учебные заведения, встречу с интересными людьми, реализацию содержательной части первого модуля, организует итоговую аттестацию, подготовку документации, работу медиа- и коммуникативной мастерских, наставническая и тьюторская работа по подготовке ребят к конкурсу «Супер-стажёр» и его проведение.
МБОУ «СОШ № 2» (г. Назарово, ул. Борисенко, д. 10) участвуют в реализации содержательной части образовательных модулей, основной обязанностью педагогических кадров станет:
1. Тестирование до начала реализации программы, организованное в школе педагогом-психологом, на основании которого, обучающийся ориентированный на выбор профессии в сфере «человек-человек», зачисляется в ДООП.
2. Наставническая и тьюторская работа по подготовке ребят к конкурсу «Супер-стажёр» во втором модуле.
3. Кураторы профориентационной деятельности отвечают за набор детей в программу, организацию наставнической работы и тьюторского сопровождения, организацию практики профессиональных проб.
МАУДО «Детский сад № 6» (г. Назарово, 8 микрорайон, д. 4а, корпус 2) – являются базой для проведения экскурсии, проводят ее, организуют пресс-конференцию с воспитателями, старшими воспитателями, заведующей. Являются наставниками участников модуля для подготовки к конкурсу «Супер-стажер», задействованы в экспертной и содержательной части первого и третьего модуля.
Учебный план программы:
№ | Перечень разделов, тем | В том числе | Место реализации; формы аттестации/контроля | Форма контроля | ||
Всего час. | Теория | Практика | ||||
1 | Модуль «Образы будущего» - Современная педагогика. - Обозначение конкурса «Супер-стажёр» - Дни – дополнительного, дошкольного, школьного образования. - Выбор сфер и наставников, формулировка вопросов и проблем. | 20 | 4 | 16 | МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово. Анализ дневника «Ни дня без строчки», самоопределение в сферах образования. | Самоопределение обучающихся |
2 | Модуль «Подготовка к конкурсу «Супер-стажер» - Работа над темой. - Работа над занятием. - Психологическая подготовка. - Практика профессиональных проб. - Работа над эссе. - Работа в мастерских. -Внутришкольный этап конкурса «Супер-стажёр». | 24 | 10 | 14 | МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово, СОШ № 2, МАДОУ «Детский сад № 6», КГБОУ СПО «АПК». Защита темы, проекта занятия, эссе, видеодневника практиканта, участие в внутришкольном этапе конкурса. | Анализ работ |
3 | Образовательные экскурсии, проведение мастерских, встреча с ветеранами педагогического труда 5 дней по 3 часа. | 12 | 2 | 10 | МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово | |
4 | Индивидуальные консультации; экспертиза творческих работ. – 10 часов. | 10 | 10 | 0 | МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово, СОШ № 2, МАДОУ «Детский сад № 6» | Анализ работ |
5 | Модуль «Городской конкурс «Супер-стажёр» -Анализ письменных материалов участников конкурса. - Защита видеодневника практиканта. - Игра «Дебаты». - Подведение итогов конкурса. | 6 | 0 | 6 | МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово. Итоговая аттестация: конкурс профессионального мастерства | Анализ работ |
Итого: | 72 часа |
Содержание программы дополнительного образования детей:
Раздел 1. Модуль «Образы будущего» 20 часов.
Вводный день
Теория: Самоопределение в модуле. Цели и результаты. Конкурс «Супер-стажёр», его структура и возможности участия.
Лекция: «История развития педагогики; современная педагогика».
Дискуссия: «Какими качествами должен обладать современный педагог?»
Беседа: «Какая зарплата у педагога, куда поступать?»
Практика: Тезисное эссе «Что я знаю о педагогике и профессии педагога».
Синквейн: «Чего мне не хватает сегодня, чтобы быть учителем»?
Имитационная игра: «Педагогические ситуации (в классе, на работе, с родителями и т. д.)».
Работа в группах: «То, чему не учат в школе». Презентация работ. Рефлексия.
Работа в группах: «Система образования будущего через 7-10 лет». Презентации работ в группах.
Игра «Дебаты»; обсуждение списка возможных тем на конкурс «Супер-стажёр», работа с дневником «Ни дня без строчки».
«День дополнительного образования».
Теория: Дискуссия: «Что такое дополнительное образование? Что оно дополняет?»
Рефлексия: «Какое ДО актуально для вас? Сегодня? В будущем?»
Лекция: «Инновационное и традиционное ДО. Цели и задачи».
Лекция: «Структура учебного занятия в ДО».
Лекция: «Структура, расписание летнего лагеря отдыха, кадры, дефициты».
Лекция: «Структура мероприятия в летнем лагере отдыха».
Практика:
Экскурсия: Мастер-классы и презентации по учреждению от педагогов ДО.
Работа в группах: «Разработка собственного занятия в любом направлении» (название учебной группы, содержание, реклама)
Рейтинг: «Презентация занятия – Реклама. Кто больше завлечет детей в группу». Анализ: «Почему именно эта учебная группа набрала больше детей»?
Работа в группах: «Разработка учебного занятия» (на 10 мин).
Практика и экспертиза учебного занятия.
Работа в группах: «Придумать тематический план летнего лагеря. Разработка плана-сетки мероприятий (своя форма)». Презентация. Анализ.
Работа в группах: «Разработка мероприятия для летнего лагеря отдыха». Презентация и проведение элемента мероприятия. Рейтинг. Анализ. Рефлексия.
Игра «Дебаты»; обсуждение списка возможных тем на конкурс «Супер-стажёр» работа с дневником «Ни дня без строчки».
«День дошкольного образования».
Теория:
Лекция: «Психология детства».
Лекция-экскурс: «Структура ДОУ, функции, профессии, отличия, зарплата. Современные требования к воспитанию».
Дискуссия: «Что должен знать и уметь выпускник д/сада?»
Лекция: «Структура занятия, мероприятия в д/саду».
Практика: Работа в группах: «Моделирование детской сказки на возраст детей 3-4; 5-6 лет и инсценирование её».
Работа в группах: «Моделирование игры с детьми. Практика проведения игры на малом коллективе».
Работа в группах: «Разработка занятия или мероприятия».
Презентация сценариев. Обсуждение. Выступление эксперта.
Игра «Дебаты»; обсуждение списка возможных тем на конкурс «Супер-стажёр»; работа с дневником «Ни дня без строчки».
«День школьного образования»:
Теория:
Дискуссия: «Кого можно назвать учителем? Плюсы и минусы профессии».
Анализ-лекция «Социология класса и выстраивание коммуникации с ним». «Педагог-управленец».
Лекция: «Структура, история, традиционное и инновационное образование в школе».
Лекция: «Структура и формы уроков в школе. Роли учителя на уроке. На чем держится интерес ребенка на уроке».
Практика: Работа в группах: «Представьте, что Вы молодой педагог, в первый раз зашли в класс. Составьте свою первую речь, обращение на 5 мин к классу. Познакомьтесь с классом. Прорепетируйте в группе». Коммуникативные пробы - имитационная игра «Первый день в классе». Анализ. Просмотр отрывка из фильма «Учитель года». Рефлексия.
Просмотр отрывка из фильма «Нас приняли». Обсуждение.
Работа в группах: «Моделирование инновационного молодёжного расписания». Презентация. Показ отрывка из необычного занятия. Анализ.
Просмотр отрывка из фильма т «Школа рока». Обсуждение «Какой должна быть работа учителя в школе? Стратегии педагогики».
Работа в группах: «Разработка урока, чтобы он был интересен детям (урок не по образцу!)». Презентация проектов уроков. Анализ. Рейтинг.
Игра «Дебаты»; обсуждение списка возможных тем на конкурс «Супер-стажёр»; работа с дневником «Ни дня без строчки».
Подведение итогов первого модуля. Выбор сфер, возраста детей и наставников, формулировка вопросов и проблем.
Раздел 2. Модуль «Профессиональных проб» 24 часа.
- Работа над темой:
Личная актуализация. Поиск точек отсчёта. Обозначение списка литературы для изучения. Анализ конспектов. Подготовка реферата по выбранной теме. Видеофиксация.
- Работа над занятием, уроком, мероприятием:
Структура занятия, мероприятия, урока. Сценарий занятия, мероприятия, урока. Конспект и план занятия, мероприятия, урока. Дидактические материалы занятия, мероприятия, урока. Анализ обсуждение. Новые пробы. Видеофиксация.
- Психологическая подготовка:
Работа с психологом. Анкетирование, тренинги, беседы. Видеофиксация.
- Практика профессиональных проб:
Практика реализации мероприятия, урока, занятия. Видеофиксация. Анализ.
- Работа над эссе. Рефлексия. Самоопределение в профессии, сфере, возрасте. Ответы на вопросы.
Раздел 3. Проведение мастерских - 12 часов.
Работа в мастерских. Практика видеосъёмок и монтажа, написание медиасценария. Практика выступления на сцене. Практика ведения спора. Умение находить компромисс. Практика самопрезентации. Работа над речью.
- Образовательные экскурсии и встречи:
Встречи с ветеранами педагогического труда, заслуженными педагогами. Экскурсии в профессиональный колледж, детский сад.
- Внутришкольный этап конкурса «Супер-стажёр». Выбор двух кандидатов на городской конкурс.
Раздел 4. Индивидуальные консультации; экспертиза творческих работ. – 10 часов.
- Анализ письменных материалов участников конкурса (эссе, проектов или исследований).
- Защита видеодневника практиканта (просмотр, ответы на вопросы).
- Работа над ошибками. Составление рейтинга участников. Составление карт профессионального развития.
- Консультации. Подготовка к конкурсу.
Раздел 5. Модуль «Городской конкурс «Супер-стажёр» 6 часов.
- Анализ профессионального кредо.
- Анализ педагогической игры с залом.
- анализ коммуникативной игры «Дебаты».
- Подведение итогов конкурса.
Критерии оценивания работы участников программы:
Критерии | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Интерес | Работает только под контролем, в любой момент может бросить начатое дело | Работает с ошибками, но дело до конца доводит самостоятельно | Работает с интересом, ровно, систематически, самостоятельно |
Знания и умения | До 50% усвоение данного материала | От 50% – 70% усвоения материала | От 70 – 100% возможный (достижимый) уровень знаний и умений |
Активность | Работает по алгоритму, предложенному преподавателем | При выборе объекта труда советуется с педагогом | Самостоятельный выбор объекта труда (тема творческой работы и т.д.) |
Объем труда | Выполнено до 50% работ | Выполнено от 50 -70% работ | Выполнено от 70 – 100% работ |
Творчество | Копии чужих работ | Работы с частичным изменением по сравнению с образцом | Работы творческие, оригинальные |
Качество | Соответствие заданным условиям предъявления, ошибки | Соответствие заданным условиям со второго предъявления | Соответствие заданным условиям с первого предъявления |
5. Условия реализации программы:
Программа соответствует требованиям СанПин 2.4.4.1.72-14, нормам пожарной безопасности.
Деятельность во время реализации программы, сама программа, план мероприятий, расписание, календарный учебный график размещаются на сайте МБОУ ДО «Дом школьника», в разделе «Реализация ДООП в сетевой форме» Материалы могут использоваться другими учреждениями в качестве обмена опытом с территориями.
Требования к кадровому обеспечению: необходимо иметь представление о традиционных и новых тенденциях в образовании, о требованиях, предъявляемых к результатам ФГОС ОО, уметь работать с большой и малой аудиторией детей, владеть социальными технологиями работы, приемами системно-деятельностного подхода, иметь методическую, экспертную и проектную позицию.
Информационное обеспечение:
Презентации по теоретическим темам программы (психология детства, структура образовательных учреждений, социология портрета педагога и др.), составленные планы экскурсий и их содержательное наполнение.
Материально-техническое обеспечение (перечень оборудования и оснащения, необходимого на весь период реализации программы):
- Доска для маркеров переносная – 1 штука.
- Ноутбуки – 5-6 штук.
- Проектор – 1 штука.
- Экран переносной – 1 штука.
- Ватманы – 50 штук.
- Маркеры – 10 наборов.
- Бумага для принтеров – 5 пачек.
- Ручки шариковые – 50 штук.
6. Список литературы:
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита – пресс, 2009
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Издательство: Питер. 2009
- Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор – составитель Сальникова Т.П. – ТЦ Сфера, 2010
- Советова Е.В. Справочник современного учителя. Издательство «Феникс», 2009
- Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб.пособ. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Кабуш В. Т. Самоуправление учащихся: Учебное пособие/ ГУО «Акад. Последиплом. Образования». – 4-е изд. – Мн.: АПО, 2005
- Колузаева Н. Г. Организация занятий со школьным активом // Классный руководитель. – 2006. – № 4
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242
- Приложение к письму Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 14.12.2015 г. N 09-3564
- Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003
- Стать лидером: сборник методических материалов / Сост. Шишова Н. В., Фимина Г. В., Эрнепесова Н. Г. – Мн., 2006
- Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М.: Высш. Шк.,2000
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
- Щуркова Н.Е. Практикум «Основы педагогической техники». – М., 2003
Список литературы для обучающихся:
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.
- Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
- Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
- Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.
- Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
- Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с
- Резапкина, Г. Уроки самоопределения (8-9 кл): профориентационные занятия в 8-9 классах / Г.Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 21. - С.40-43.
- Профориентация. Кем стать? https://proforientation.ru/
- Обзор интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения https://polansk.edusite.ru/p82aa1.html
7. Распространение опыта.
В программе заявлены личностные и метапредметные результаты, показатели, способы определения (инструменты) и индикаторы, при помощи которых можно отследить достигнутый результат.
Основной упор в программе идет на формирование допрофессиональных компетенций.
Базовым типом деятельности детей в программе будет проектирование своего будущего (самопозиционирование) и проектирование профессиональных проб, с последующей их реализацией (практика).
В программе организованно: изучение основ современной педагогики, тренинги самоопределения, работа в лабораториях, профессиональная практика в сферах образования, организация образовательных экскурсий в профессиональные педагогические учреждения, встречи с интересными людьми (педагогами, студентами, руководителями и другими представителями профессий из сферы образования). Как показало анкетирование, проведенное в школах, связать свою жизнь с профессиями в области образования хотят 38 школьников. На протяжении 2016/17 учебного года, программа была апробирована. Участниками программы стали обучающиеся 9-11 классов. По итогам реализации - 1 обучающийся поступил в КГПУ им. В.П. Астафьева, 3 человека в Ачинский педагогический колледж, 22 человека самоопределились в сфере педагогики.
Деятельность во время реализации программы, сама программа, план мероприятий, расписание, календарный учебный график будут размещаться на сайте МБОУ ДО «Дом школьника», в разделе «Реализация ДООП в сетевой форме» (http://dpish.ucoz.ru/index/neformalnyj_pedagogicheskij_kolledzh_quot_orientir_quot_2016_17/0-51), и может быть использована другими учреждениями в качестве обмена опытом с территориями.
Инструменты формирования и оценки результатов
Результативность – это достижение обучающимися планируемых результатов, которые обозначены в образовательной программе, педагог отслеживает их достижение через итоговую аттестацию. Проверке подлежит сформированность такой образовательной компетентности как самопозиционирование.
Во время итоговой аттестации, обучающихся оценивают по следующим критериям:
- Аргументирует выбор будущей профессии.
- Описывает собственные перспективы в рамках выбранной профессии (позиции, должности) и риски.
- Даёт детальную характеристику профессиональным и личностным качествам, необходимым для выбранной позиции, знает, какие у него уже есть, какие ещё необходимы, называет возможные способы их формирования.
- Свободно выступает на публике.
- Умеет презентовать продукты своей деятельности.
- Задает и отвечает на вопросы.
- Удерживает логику повествования от начала и до конца доклада.
- Заинтересованность предметом, мотивированное обучение.
Для оценивания обучающихся разработан оценочный лист.
Оценочный лист
обучающихся по ДОП «Неформальный педагогический колледж «Ориентир»
№ | Критерии ФИО | Аргументирует выбор будущей профессии | Описывает собственные перспективы в рамках выбранной профессии (позиции, должности) и риски | Даёт детальную характеристику профессиональным и личностным качествам, необходимым для выбранной позиции, знает, какие у него уже есть, какие ещё необходимы, называет возможные способы их формирования | Свободно выступает на публике | Умеет презентовать продукты своей деятельности | Задает и отвечает на вопросы | Удерживает логику повествования от начала и до конца доклада | Заинтересованность предметом, мотивированное обучение |
1 | |||||||||
2 |
Во время прохождения итоговой аттестации, которая складывается из анализа дневника «Ни дня без строчки», эссе, анкетирования (где отслеживается начальный, промежуточный и итоговый результат), видеодневника практиканта, участия в конкурсе «Супер-стажер» (Приложение 1)
- педагог анализирует и заполняет оценочный лист (+ - обучающийся овладел данным умением, - - нет). Затем применяется школьная система оценки качества обученности. Например, учащийся из десяти параметров освоил семь. Делим это число на общее количество критериев оценки и умножаем на 100%: (7:10) х100%=70. Таким образом, данную программу обучающийся усвоил на 70%, что соответствует (согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово») среднему уровню.
- 0-49 – низкий уровень
- 50-70 – средний уровень
- 71-100 – высокий уровень
Говорить об усвоении образовательной программы можно, только если обучающийся имеет высокий и средний уровень обученности, низкий уровень говорит о том, что ребенок программу не освоил.
Приложение 1
Положение
о конкурсе «Супер-стажер»
- Общие положения
1.1. Конкурс «Супер-стажер» (далее - конкурс) проходит в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме «Неформальный педагогический колледж «Ориентир».
1.2. Положение определяет требования к участникам конкурса, к конкурсным материалам, жюри, конкурсным испытаниям, включая отбор победителей конкурса.
1.3. Организатором конкурса является МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово.
1.4. Предназначение конкурса: конкурс является итоговой аттестацией обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Неформальный педагогический колледж «Ориентир», реализуемой в сетевой форме.
1.5. Цели и задачи:
- оценка качества освоения программы;
- повышение престижа профессий сферы образования;
- поддержка и поощрение лучших обучающихся по программе.
1.6. Участниками конкурса являются обучающиеся, которые зачислены и прошли обучение по ДОП «Неформальный педагогический колледж «Ориентир».
2. Организация и проведение конкурса.
2.1. Конкурс является завершающим этапом программы «Неформальный педагогический колледж «Ориентир» и проходит в два тура:
- март заочный (отборочный) этап;
- апрель очный (финал) этап.
2.2. На заочный этап участники до _______ марта 20___ г. предоставляют эссе и видеоотчет практиканта.
2.2.1. Конкурсные материалы заочного (отборочного) этапа:
2.2.1.1. Письменное эссе на тему, связанную с собственным самоопределением.
Формат: создание печатного текста небольшого объема и свободной композиции, выражающего индивидуальное мнение по определенной проблеме.
Критерии оценивания эссе:
- Умение обозначить проблему (от 0 до 2 баллов);
- Умение четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме (от 0 до 2 баллов).
- умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения (от 0 до 2 баллов).
Требования к материалам: текст в формате MS Word, шрифт Times New Roman; кегль 14; одинарный межстрочный интервал; обычный интервал шрифта.
2.2.1.2. Видеоотчет практиканта. Видеоотчет должен содержать отчет о деятельности обучающихся, проведенном учебном занятии (мероприятии).
Критерии оценивания:
- информационное наполнение (5 балла) (полнота раскрытия темы, познавательность, режиссура, операторское мастерство);
- оценка внешнего оформления (4 баллов) (наличие титров, качество съемки, качество звука, подбор музыки, оригинальность сценария;
- видеомонтаж (3 балла) (синхронизация музыки и изображения, качество изображения, видеопереходы).
Требования к материалам: видеоматериал должен быть не более 10 минут, в форматах: AVI, MPEG-1; MPEG-2; MPEG-4, MP4, WMV.
2.3. В очном этапе (финале) принимают участие обучающие, которые были выбраны членами жюри по итогам заочного этапа. Финал состоится ___ апреля 20___ г. в 14.00 ч. в МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово, и будет состоять из следующих конкурсных испытаний: визитная карточка, интерактивная игра, коммуникативные бои.
2.3.1. Визитная карточка - это творческая презентация участника, может быть представлена в любой форме, должна содержать сведения о личных качествах, достижениях конкурсанта в процессе обучения по программе. Форма представления «Визитной карточки» определяется самим конкурсантом. Длительность не более 5 минут: 3 минуты на презентацию, 2 минуты ответы вопросы.
Критерии оценивания (от 0 до 4 баллов):
- оригинальность формы представления;
- содержательность выступления;
- яркость, эмоциональность, образность;
- общая культура выступления.
2.3.2. Интерактивная игра - задание состоит из предложенной конкурсанту ситуации «Вы пришли первый раз в новый класс. Ваша задача: наладить контакт с классом (познакомиться с обучающимися, выполнить с ними какое-либо задание: физкультминутка, игра, тренинг на знакомство и т.д.), организовать деятельность». Возможно использование домашних заготовок. В роли обучающихся будет выступать зрительный зал. Выступление конкурсанта должно длится 5-7 минут.
Критерии оценивания (от 0 до 5 баллов):
- умение установить и поддерживать контакт с обучающимися в процессе образовательной деятельности;
- умение организовать продуктивную деятельность;
- адекватность использованных педагогических приемов, методов, форм;
- артистизм, эмоциональность.
2.3.3. Коммуникативные бои - оценивают умение обучающихся критически мыслить, рассуждать, приводить аргументы и доводы, задавать и отвечать на вопросы. Коммуникативные бои проводятся в стиле игры «Дебаты». Перед началом игры объявляется тема. Жеребьевка определяет, кто из конкурсантов будет приводить аргументы «за» и «против», даже если это расходится с их личной позицией. Затем конкурсанту дается время на подготовку. Далее в течение одной минуты каждый конкурсант должен выразить свою позицию. Во время выступления другие участники должны смоделировать свои вопросы оппоненту. Следующий этап оппоненты задают свои вопросы и отвечают на них. Далее вопросы задают эксперты и члены жюри. В завершающем этапе конкурсантам дается 30 секунд, чтобы выразить свое мнение изменилась их позиция или нет, или возможно они были изначально приверженцем противоположной стороны.
Критерии оценивания (от 0 до 5 баллов):
- умение задавать вопросы;
- полнота ответов на вопросы;
- доказательность аргументов;
- логика построения речи (фактические ошибки, культура речи);
- корректность.
3. Члены жюри и определение победителей конкурса
3.1. Жюри конкурса выбирается из представителей управления образования администрации г. Назарово, представителей общего, дополнительного, дошкольного, профессионального образования, ветеранов педагогического труда, представителей общественных организаций.
3.2. Жюри оценивает качество представленных материалов заочного этапа, путем подсчета набранных баллов, и определяет финалистов конкурса. Информация о финалистах конкурса будет размещена не позднее ___ марта 20____ г. на сайте МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово (http://dpish.ucoz.ru).
3.3. Конкурсные испытания участников финального этапа будут оценены согласно разработанных критериев.
3.4. Абсолютным победителем объявляется конкурсант, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по сумме результатов всех конкурсных испытаний очного (финального) этапа.
4. Награждение победителей конкурса
4.1. Объявление результатов, награждение участников и победителя осуществляется в день проведения очного (финального) этапа ___ апреля 20___ г. на торжественной церемонии, после проведения всех конкурсных испытаний.
5. Финансирование конкурса. Финансирование конкурса осуществляется за счет организаций - сетевых партнеров, могут привлекаться спонсоров.
Предварительный просмотр:
ОРГПРОЕКТ
Образовательный модуль «Образы будущего»
Тема: «День дошкольного образования»
Цель: Создание условий для осознанного выбора профессии «воспитатель».
Дата: 10.02.2021г. Время: 14.30
Место проведения: МБОУ ДО «ДШ» г. Назарово.
Участники: Линникова Л.А., заведующий; Полежаева И.Г., старший воспитатель; Кривоносова Т.Н., воспитатель; Лифарева А.Ю., педагог-психолог; обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений г. Назарово
№ | Время | Содержание работы | Ответственный |
1 | 14.30 | Организационно-информационный этап: - приветствие присутствующих; - сообщение темы, установка на работу. | Линникова Л.А., заведующий |
2 | 14.40- 16.00 | Основной этап: - виртуальная экскурсия «Добро пожаловать в дошкольное образовательное учреждение»;
- презентация «Современный детский сад – пространство развития детей» - беседа-диалог «Психология детства» Работа в группах: - «Моделирование детской сказки на возраст детей 3-4; 5-6 лет и инсценирование ее» Обсуждение, выступление эксперта. - «Моделирование игры с детьми 3-4; 5-6 лет». Практика проведения игры. Обсуждение. Выступление эксперта. | Полежаева И.Г., старший воспитатель Кривоносова Т.Н., воспитатель Лифарева А.Ю., педагог-психолог Обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений г. Назарово; Полежаева И.Г., старший воспитатель |
3 | 16.00- 16.10 | Заключительный этап: - Рефлексия «Каким должен быть современный воспитатель?» | Полежаева И.Г., старший воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме "Неформальный педагогический колледж "Ориентир"
Реализация дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме "Неформальный педагогический колледж "Ориентир"...
Консультация для начинающих педагогов и студентов педагогического колледжа "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ"
Данный материал поможет начинающим педагогам и студентам педагогиского колледжа определиться с выбором формы проведения родительского собрания....
Неформальный педагогический колледж «Ориентир», организация модуля «День дошкольного образования»
Оргпроекты модуля «День дошкольного образования»...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме «Неформальный педагогический колледж «Ориентир»
Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме «Неформальный педагогический колледж «Ориентир»;Оргпроект. Образовательный модуль Образы будущего....
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Современная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществл...
Выступление для студентов Рубцовского педагогического колледжа «Дистанционные формы взаимодействия с родителями»
В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями....