Проект на тему: "В мире загадок"
проект (подготовительная группа)

Князева Ирина Александровна

Актуальность.

В этом учебном году в нашей группе реализуется опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению дошкольников с традициями русской народной культуры. Было выбрано направление -  речевое развитие. Дети совместно с родителями и воспитателями знакомятся с русским народным фольклором: потешками, сказками, прибаутками, былинами, пословицами, поговорками, а также загадками. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.  

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении  для ума» говорил К. Д. Ушинский.

 Загадки широко используются педагогами в  общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности  ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Загадки содействуют развитию речи детей.  Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

 Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой  в развитии  его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой,  связанной с природой  художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zagadki.metod_razrabotka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 34 «Чиполлино» р.п. Выездное

Педагогический проект по теме

«В мире загадок»

в подготовительной к школе группе

                                                                       Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Князева И. А.

2018г.

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной
мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

Актуальность.

В этом учебном году в нашей группе реализуется опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению дошкольников с традициями русской народной культуры. Было выбрано направление -  речевое развитие. Дети совместно с родителями и воспитателями знакомятся с русским народным фольклором: потешками, сказками, прибаутками, былинами, пословицами, поговорками, а также загадками. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.  

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении  для ума» говорил К. Д. Ушинский.

 Загадки широко используются педагогами в  общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности  ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Загадки содействуют развитию речи детей.  Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

 Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой  в развитии  его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой,  связанной с природой  художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Цель проекта: формирование представлений детей о загадке, как жанре устного народного творчества.

Задачи проекта:

1. Содействовать развитию познавательной активности, любознательности через формирование представлений детей об истории возникновения загадок, их видов.

2. Способствовать формированию умений отгадывать загадки и доказывать верность отгадки, умения составлять загадки, разнообразные по структуре. 

3. Совершенствовать грамматический строй речи, содействовать развитию связной речи, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.

4. Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.

5. Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников, организовав мастерскую совместно с родителями по изготовлению альбома на основе собранного материала, поделок из пластилина.

Вид проекта: творческий.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители).

Предполагаемые результаты:

- Повышение интереса детей к устному народному творчеству.

- У детей сформируется представление об истории возникновения загадок.

- Дети различают виды загадок (загадка – описание, загадка – рифма, загадка – сравнение, загадка – отрицание, загадка – задача, загадка – шутка и т.д.)

- Дети умеют отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

- Проявляют интерес к составлению загадок.

- Каждый ребенок знает несколько русских народных загадок наизусть, может их загадать; может придумать и составить собственную загадку.

- Развитие грамматического строя и связной речи у детей, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти,  логического мышления.

- Обогащение речи детей эпитетами и сравнениями.

- Привлечение родителей к непосредственному участию в реализации проекта через выполнение творческого задания – создание альбома русских народных сказок.

- Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

- Повышение уровня самообразования педагога.

Продукт проектной деятельности:

- Создание картотеки русских народных загадок.

- Создание альбома русских народных загадок.

- Создание альбома загадок, составленных детьми.

- Викторина по загадкам «Лучшие загадайки и отгадайки».

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
  4. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.
  5. Составление плана основного этапа проекта.
  6. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.
  7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- предложить родителям вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал;

- предложить родителям совместно с детьми составить и оформить собственную загадку.

Основной этап.

1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:

- НОД по окружающему миру «Загадки в природе»,

- НОД по развитию речи «Загадки в нашей жизни»,

- НОД по познавательному развитию (математика) «Загадки леса»,

- НОД по чтению художественной литературы «Помощница загадка»

- НОД по изобразительной деятельности: аппликация «Загадки», лепка «Загадки и отгадки», рисование «Отгадки на загадки».

2. Тематическая беседа с воспитанниками: «История возникновения загадки».

3. Беседы на темы: «Что такое загадки?», «Какие бывают загадки?», «Как составить загадку?», «Как отгадывать загадки?».

4. Разучивание русских народных загадок по различным лексическим темам.

5. Чтение художественной литературы:

  - русские народные загадки;

  - русские народные сказки - «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка», «Загадки», «Царевна, разрешающая загадки», «Неразгаданная загадка».

6. Лепка и рисование отгадок к загадкам в режимных моментах, в свободной и совместной с воспитателем деятельности ребенка.

7. Дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету». Речевые игры  «Подбери рифму», «Общее слово»

8. Разучивание русских народных игр: игра в загадки «Бабка», «Ты, веревочка, кружись»

9. Информация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».

Заключительный этап:

1. Оформление альбома «Русские народные загадки».

2. Оформление альбома загадок, созданных детьми.

3. Оформление картотеки русских народных загадок.

4. Викторина на тему «Лучшие загадайки и отгадайки».

5. Составление презентации проекта.

Используемая литература и интернет-ресурсы.

1. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1981.  

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.

4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Сост. , авт вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.

5. 500 народных загадок для детей/ Сост. В.А. Дынько. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.

6. http://zagadka.yaxy.ru/russkie_narodnie_zagadki.html

7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/03/proekt-chto-za-chudnye-zagadki

8. http://www.bibliotekar.ru/7-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/78.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "В мире животных" во второй младшей группе

Цель: Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать любовь к животному миру....

Презентация педагогического проекта на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»

Название проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков».Тип проекта: познавательный.Возраст детей: младший и средний дошкольный.Продолжительность проекта: 2 недели.Цель проекта: расшир...

«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»

Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...

Проект на тему «В мире книг».

Актуальность проекта выражается в том, что у детей отсутствует интерес художественной литературе, снижена способность, слушать литературные произведения. У дошкольников недостаточно сформировано предс...

Проект на тему: «В мире музыкальных инструментов»

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...

проект на тему:"В мире динозавров"

Долгосрочный авторский познавательно-исследовательский проект для детей 6-7 лет....

Педагогический проект на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»

Этот проект я подготовила с целью расширить знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения....