Сотрудничество ДОУ и семьи
консультация

Марина Сергеевна Олехнович

Сотрудничество ДОУ и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_lektsiya.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество ДОУ и семьи.

План:

  1. Сотрудничество – как основа взаимодействия современного д\с и семьи.
  2. Этапы сотрудничества ДОУ с семьей.
  3. Задачи ДОУ в работе с семьей.
  4. Условия успешной работы с семьей.
  5. Типичные ошибки организации общения с родителями.
  6. Планирование работы с семьей.

  1. Сотрудничество – как основа взаимодействия современного д\с и семьи.

    Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

   Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

    В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает сомнений. В последние годы к ДОУ предъявляются повышенные требования. Раньше государство всячески подчеркивало социальную функцию ДОУ – освобождение матери-работницы для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы ДОУ в качестве важнейших показателей фигурировали данные о заболеваемости детей (а, значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

    Возрастание роли образования в современном обществе меняет отношение к ДОУ. Теперь во главу ставится педагогическая функция – как воспитывать, чему учить, успешность подготовки к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию ЖОУ должно искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит пед. коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

    Поэтому в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

    Педагоги, так как они профессионально подготовлены  и понимают необходимость преемственности в воспитании детей  должны быть инициаторами в установлении контактов.

  1. Этапы сотрудничества ДОУ с семьей.

В основе сотрудничества лежит доверительно-деловой контакт. И.А. Карпенко, В.А. Петровский предполагают следующие этапы установления доверительно-делового контакта с родителями:

  1. установление первых доверительных отношений.

Педагог создает положительный образ ребенка и транслирует его родителям. Т.е. в общении педагог обращает внимание на положительные качества личности ребенка. Это способствует появлению установки в общении с родителями на взаимопонимание, доброжелательные отношения.

  1. Сообщение родителям знаний по детской психологии и педагогике.

Т.е. знание особенностей физического, психического развития ребенка, особенности, общения со сверстниками, взрослыми, особенности разнообразных видов деятельности.

На этом этапе педагог начинает постепенно знакомиться с проблемами семьи в воспитании ребенка и формирует тем самым установку к сотрудничеству.

  1. Знакомство с проблемами  семьи  в воспитании ребенка.

Здесь активны сами родители, которые сообщают о поведении, привычках ребенка.

Важно вызвать у родителей желание, потребность выяснить причины того или иного поведения ребенка, потребность в поощрении ребенка.

  1. Совместная деятельность педагога и родителей.

Направлена на совместные исследования, наблюдения развития личности ребенка.

На основе совместной деятельности (например, изучение общения ребенка), взрослые пересматривают, изменяют общение с ребенком.

  1. Задачи ДОУ в работе с семьей.
  1. Установление единства в воспитании детей, которое обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения ЗУНов, способствует росту авторитета взрослых.

Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе ДОУ.

  1. Педагогическое просвещение родителей.

Т.е. оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития, путях воздействия на него с целью гармоничного развития личности. Наряду с теоретическими знаниями, родители получают некоторые методические знания и умения, например, как отвечать на вопросы детей, как разговаривать с ребенком, меры поощрения и наказания.

Во многих странах создаются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры родителей.

  1. Изучение и распространение опыта семейного воспитания.

Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях. Можно провести собрание, конференцию по обмену опытом семейного воспитания.

  1. Ознакомление родителей с жизнью и работой д\с.

Родители должны ясно представлять себе, что такое д\с, как организована жизнь детей, чем заняты дети, требования, которые к ним предъявляются и т.д.

Можно организовать целенаправленные консультации по ознакомлению с д\с, можно показать жизнь ДОУ наглядно. Главное – уверенность в том, что родители знают и понимают работу д\с.

  1. Условия успешной работы с семьей.
  1. Целенаправленность в работе с семьей.

Любое мероприятие должно быть направлено на достижение определенной цели (н-р, стенд, «Как одевать ребенка весной»)

  1. Планомерность и систематичность в работе с семьей, т.е. непрерывность, последовательность усложнения и расширение круга проблем, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
  2. Дифференцированный подход в работе с семьей, т.е. конкретизация общих требований и рекомендаций семье с учетом возможностей, условий, уровня пед. культуры родителей.
  3. Открытость ДОУ для родителей, например привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе ДОУ.
  4. Уверенность родителей в хорошем отношении педагога к ребенку, т.е. необходимо, чтобы родители чувстывовали компетентность педагога и ценили его личностнеы качества.
  5. Культура общения, тактичность и взаимопонимание, т.е. недопустимость нравоучений, нотаций и бестактности по отношению к родителям.

  1. Типичные ошибки организации общения с родителями.
  1. Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям, в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются (воспитатели иногда даже не замечают этого)
  2. Родители чаще интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами. Вместе с тем, зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития, пути формирования его личности.
  3. Воспитатели обращаются к роителям в случаях негативного повеления ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакт с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией.
  4. Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
  5. Воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы.
  6. Значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы.
  7. Не всегда правильно воспитатели выбирают стиль общения с родителями.

Чтобы избежать данных ошибок, необходимо:

  1. Сбалансировать частоту общения воспитателя с родителями всех детей.
  2. Планировать содержание общения с каждой семьей, его цели и ожидаемые результаты.
  3. Обеспечить ежедневную информированность родителей о жизни детей в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке.
  4. Работать над формированием стиля общения с родителями.
  5. Добиваться того, чтобы беседы касались развития и здоровья детей (если родители задают вопросы, касающиеся оплаты услуг д\с, качества работы сотрудников, высказывают какие – либо претензии, то адресуйте их старшему воспитателю или заведующей).
  6. В общении с родителями придерживаться следующих правил:

А) в любое время родители и близкие родственники могут придти в группу и находится там, сколько считаю нужным.

Б) родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время.

В) воспитатель должен выполнять все просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка.

Г) все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с соглавия родителей.

  1. Планирование работы с семьей.

Работа с семье может быть подразделена на: ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

В каждой группе должен существовать свой план работы с родителями с указанием сроков.

Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в д\с и поддержание контакта с семьей.

Для этой цели, прежде всего, служит стенд для родителей.

Содержание постоянного информационного стенда:

  1. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медики).

Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.д.

  1. Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.
  2. План мероприятий для родителей на месяц.
  3. Режим дня.
  4. Сека занятий.
  5. Ф.И.О. воспитателей, заведующей, старшего воспитателя, психолога, медицинского работника, логопеда, специалистов-предметников, время, когда они принимают родителей.
  6. Правила внутреннего распорядка для родителей.
  7. Меню.
  8. Ежедневный отчет о жизни группы:

Цель: дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня.

Это нужно для того, чтобы они могли:

 - поговорить с  ребенком об этих событиях,

 - сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с ребенком,

 - при желании продолжить работу над той\иной темой в семье.

Данный документ является частью отчетной документации воспитателя.

О каждодневных режимных процессах необходима точная информация, в том числе:

 - комплекс упражнений утренней гимнастики, проводимой в течение недели,

 - тема и краткое содержание каждого занятия, что конкретно дети узнали или сделали,

 - чем занимались на прогулке,

 - что читали, какой фильм смотрели.

 - в отдельных случаях уместно краткое (в 1-2 предложениях) обоснование того, почему было проведено то или иное занятие, экскурсия, например, стоит объяснить в чем ценность пальчиковых игр.

Объем описания 1 дня – 1 страница разборчивым почерком (сокращения не допускаются). Желательно также иметь в группе подшивку наблюдений за каждым ребенком. В течение смены 1 воспитатель наблюдает за 1-2 детьми, второй воспитатель также. Т.о. в течение недели можно охватить 20 детей. Информация должна быть достоверной, полезной, краткой.

Примерная форма дневника наблюдений за детьми:

Дата ___________   Педагог _____________________

Ф.И. ребенка ________________________________

Настроение утром, в течение дня___________

С кем и во что играл ________________________

Самостоятельно занимался _____________________________

Конфликты ______________________________

На занятиях _______________________

Как ел ____________________________

Как засыпал _________________________

Проблемы для обсуждения ______________________________

Предложения родителей _________________

Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Для этого нужно составить график бесед. Это означает планировать на вечер бесед с 4 родителями (важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же и не отвлекали разговорами на посторонние темы).

Темы и цели бесед должны быть отражены в планах работы и соответствовать результатам обследования детей и семей, проведенного в начале года.

Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы и т.д. Главная задача таких мероприятий – установление доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сотрудничества детского сада, семьи и школы

Система сотрудничества детского сада, семьи и школы позволяет решать следующие задачи:1. Установить контакты между детским садом, семьей и школой, по вопросам воспитания детей старшего дошкольного воз...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

"Сотрудничество доу с семьей"

Контрольная работа "Сотрудничество ДОУ с семьей" включает в себя темы: "Роль современной семьи", "Задачи работы ДОУ с семьей" и др....

"Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников"

В этой статье описан опыт работы воспитателей с родителями воспитанников....

Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"

Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...

презентация "Сотрудничество ДОУ с семьей"

лишь в тесном сотрудничестве, можно достич наибольших результатов по воспитанию детей....