"Сотрудничество ДОУ и семьи"
консультация по теме

Попова Людмила Александровна

Методические рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

формы

цели

примечание

1

Посещение семьи  ребенка

  • установление более тесного  контакта с ребенком и его родителями
  • изучение психологического климата семьи
  • изучение условий для двигательной активности ребенка
  • обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей  в воспитании здорового ребенка
  • согласование с родителями удобного для них времени посещения
  • определение цели визита
  • недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада

2

День открытых дверей

  • знакомство родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее осуществляющими
  • привлечение  внимания родителей  к вопросам физического развития и здоровья ребенка и совместной  здоровьесберегающей деятельности

  • оформление приглашений
  • проведение  экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей
  • показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др.
  • после экскурсии и просмотра -  обмен мнениями, ответы на  вопросы, советы, рекомендации.

3

Родительские собрания

  • обсуждение  задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год,  в том числе  вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода, оздоровления ребенка в домашних условиях и др.
  • могут быть общие и групповые; организационные, тематические или итоговые
  • групповые - проводятся раз в 2-3 месяца
  • одно из собраний желательно  посвятить обсуждению семейного опыта
  • оформляется приглашение
  • продумывается оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.)
  • продумываются способы и методы активизации родителей
  • тематические родительские собрания посвящены актуальным проблемам воспитания и развития детей  («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.)

4

Беседы

  • выявление проблем и образовательных потребностей родителей  по вопросам  здоровья ребенка, оказание  своевременной помощи

  • могут быть индивидуальные и подгрупповые
  • определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь
  • лаконичное и значимое для родителей содержание
  • побуждение собеседников к высказыванию
  • могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации

5

Консультации (например, «Совы» и «Жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие.   Как его выявить?»,   «Формирование правильного дыхания у детей»)

  • усвоение родителями определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня дошкольника и др.)
  • помощь в разрешении проблемных вопросов
  • могут быть индивидуальные или подгрупповые  для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети с ярко выраженными двигательными способностями)
  • система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие  и др.

6

Семинары-практикумы (например, «Как стать Неболейкой?»)

  • приобретение родителями  практических навыков физического развития и оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная  гимнастика, лечебная физкультура и др.)
  • теоретическое ознакомление с вопросом
  • практические выходы из конкретных ситуаций

7

Тренинг (например,  «Общаться с ребенком...Как?»)

  • тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др.
  • совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
  • специфическими чертами тренинга являются:

-нацеленность на психологическую помощь;

-создание атмосферы доверия и творческой самореализации;

-раскрытие и открытие новых качеств своей личности

8

Дискуссии (например, «Что в большей степени способствует успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные способности?»)

  • прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей
  • вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы
  • выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт
  • совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины
  • дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон.
  • приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум».
  • приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами
  • важно определить регламент, предлагать родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы

9

Семейные (родительские) клубы: «Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья»

  • совместный  поиск оптимальных способов оздоровления ребенка
  • объединяет общая проблема
  • тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями
  • динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие  (зависит от тематики встречи и замысла устроителей)
  • может быть организован как совместная деятельность педагогов, родителей и детей
  • готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок)

10

Школа для родителей (например, «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников»)

  • вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка

  • освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет
  • тематика встреч формулируется и запрашивается родителями

11

Устный педагогический журнал (например, «Спортивная азбука», «Тайны здоровой пищи»,  «Домашняя игротека», «Зарядка, которую хочется делать», «Учитесь болеть без лекарств»)

  • оказать родителям  своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания
  • способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам
  • состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут
  • каждая страница журнала –  устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др.
  • родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения
  • тема должна быть актуальна для родителей

12

Родительские вечера

  • поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок
  • сплочение родительского коллектива
  • неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения
  • тематика может быть самой разнообразной, например, «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка…Каким я его вижу?» и др.

13

Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья»

  • выявление и пропаганда позитивного семейного опыта
  • обмен опытом семейного воспитания

  • «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми
  • «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей
  • неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения
  • возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей
  • тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др.

14

Университет педагогических знаний

  • вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка
  • обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи
  • обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания
  • предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании
  • имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д.

15

Презентация семьи

  • обмен опытом семейного воспитания

  • презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, « Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.)

16

Анкетирование родителей

  • выявление проблем и образовательных потребностей родителей  по вопросам  здоровья ребенка, оказание  своевременной помощи
  • предполагает жестко фиксированный порядок, содержание форму вопросов ( открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа

17

Родительские конференции

  • обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка»)
  • помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений
  • подготовка выставки  педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, нестандартного спортивного оборудования и др.
  • организация консультаций врача, логопеда, психолога и других специалистов

18

Социально-медико-психолого-педагогическая служба

  • создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей

  • интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей

  • организуются в дошкольных учреждениях, получивших статус Центров развития ребенка
  • в компетенции службы — вопросы, требующие комплексного подхода к их решению  (например,  коррекционно-развивающая работа с детьми)
  • консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми; в случаях отставания в физическом,  интеллектуальном, психическом   развитии детей (могут быть платные и бесплатные)

 19

Презентация дошкольного учреждения

  • знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов
  • информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по физической культуре и др.)
  •  показ фрагментов работы дошкольного учреждения  

 20

Педагогический совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка»)

  • привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей
  • заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сотрудничества детского сада, семьи и школы

Система сотрудничества детского сада, семьи и школы позволяет решать следующие задачи:1. Установить контакты между детским садом, семьей и школой, по вопросам воспитания детей старшего дошкольного воз...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

"Сотрудничество доу с семьей"

Контрольная работа "Сотрудничество ДОУ с семьей" включает в себя темы: "Роль современной семьи", "Задачи работы ДОУ с семьей" и др....

"Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников"

В этой статье описан опыт работы воспитателей с родителями воспитанников....

Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"

Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...

презентация "Сотрудничество ДОУ с семьей"

лишь в тесном сотрудничестве, можно достич наибольших результатов по воспитанию детей....