Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей
методическая разработка

Коршунова Ольга Григорьевна

Мир детства неповторим и уникальность его в том, что дети как никто другой верят в чудо, в сказку. Именно с помощью сказок они учатся постигать основы жизни. Театрализованная деятельность - это ключ к решению задач, проблем, которые ставятся перед детьми в сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».

(Б.М.Теплов)

Дошкольный возраст - мощный стимул для реализации творческой деятельности детей. Именно в этом периоде дети особенно наблюдательны, хорошо подражают и «схватывают» материал.

Увлечение разнообразными видами искусства начинается с раннего возраста. Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. Оно самое яркое и доступное для восприятия детей, развивает творческое мышление, фантазию и культуру. Такое воспитание важно для получения жизненного опыта, построения взаимоотношений в окружающем мире.

Мир детства неповторим и уникальность его в том, что дети как никто другой верят в чудо, в сказку. Именно с помощью сказок они учатся постигать основы жизни. Театрализованная деятельность - это ключ к решению задач, проблем, которые ставятся перед детьми в сказках. Именно театр помогает ребенку раскрыть будущую взрослую жизнь, получить тот опыт, который в будущем им обязательно должен пригодиться.

Предметно - развивающая среда имеет огромное значение в работе по развитию творческих способностей. Дети любят различные превращения и перевоплощения. Уголки ряжания с костюмами и атрибутами, различные виды театра, аудионосители играют в них большую роль. Малыши любят изображать животных, птиц. В этом возрасте нужно больше внимания уделять чтению сказок, потешек, стараясь передавать характерные образы героев.

Во второй младшей группе работа заключается еще и над раскрытием эмоций людей: веселое, грустное настроение, удивление, печаль, испуг и т.д.

В средней группе дети более осознанно воспринимают различные сюжеты театрализованных игр и постановок благодаря тому, что они имеют нравственную предпосылку, т.е. дети знакомятся с понятиями «хорошо», «плохо», «честно», «обман», «ложь», «добро», «зло».

Театрализованные игры решают многие задачи, которые касаются формирования речи, коммуникативного, интеллектуального воспитания, а также развития творческих, художественных и музыкальных способностей.

Содержание и тема театрализованных игр включают в себя нравственную направленность. Ребенок начинает постигать азы добра, смелости, отзывчивости, дружбы. Персонажи игр становятся героями для подражания, а темы могут удовлетворять разные интересы детей: и музыкальные, и художественные.

Театрализованные игры имеют две классификации: режессура и игра- драматизация. В первом случае ребенок действует за персонажа, проводит его роль, а в случае игры- драматизации использует куклы или персонажи, играя сам.

В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.

Важным условием для реализации задач по развитию детей в направлении данной темы является сотрудничество с родителями, с семьей. Поэтому важно заинтересовать родителей по приобщению к теме театра, творчества. Здесь можно выделить такие направления в моей работе как:

- знакомство с разнообразными видами театра;

- осведомленность о репертуаре, который изучается и используется в работе;

Совместная деятельность детей и взрослых помогает преодолевать банальный подход к проблеме участия в режимных моментах жизни детского сада. Дети любят кукольный театр, подготовленный взрослыми и с удовольствием наблюдают за происходящим. Какое счастье для ребенка если персонаж сказочного представления мама с папой или бабушка! Конечно же процесс подготовки к спектаклю с родителями самый трудоемкий. Кроме того, нужно подготовить костюмы и декорации, родители должны овладеть техникой приема актерской игры- мимикой, интонацией, жестами.

Все это дает толчок к созданию родителями в домашней обстановке разных театрализованных игр: слушание, аудиодисков со сказками с последующим обыгрыванием, проигрывание игр- забав под чтение стихов и др. Все это ведет к укреплению семейных отношений, создается дружеская, творческая атмосфера. Все это в итоге решает задачи по развитию творческих способностей и художественно- эстетического вкуса.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать целый набор взаимосвязанных задач во многих образовательных областях. В области социально- коммуникативного развития укрепляются взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности, формируются этические ценности общения в соответствии с нормами и правилами поведения в обществе, воспитываются положительные взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.

В области познавательного развития театрализованная деятельность обеспечивает развитие памяти, наблюдения за явлениями природы. Также происходит знакомство с разными видами театра, профессиями людей, участвующими в спектакле.

Театрализованная деятельность также важна при развитии речи. Здесь происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения: словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима).

Значение театра в формировании художественного развития велико, т.к. идет приобщение детей к музыке, литературе, развивается воображение, создается выразительный художественный образ, формируются элементарные представления о видах искусства, реализуется самостоятельная творческая деятельность детей.

В области физического воспитания театрализованная деятельность развивает выразительность исполнения основных видов движений, происходит развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Литература

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.

3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира детей через театральную деятельность

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распозновать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуац...

Развитие эмоционального мира детей

                                                    ...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)

Картотека игр по саморегуляции   и   снятиюпсихо­эмоционального  напряжения  у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия -  развитие эмо...

Фольклор как средство формирования патриотических чувств и развития духовности у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей детских садов.Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу раз...

Роль искусства в формировании духовного мира детей

Статья для педагогов и родителей о влиянии художественных произведений на формирование личностных качеств характера ребенка, на обогащение его духовног мира, на формирование своего более широкого взгл...

Проект: «Клуб успешный родитель. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

С недостаточным уровнем развития мелкой моторики рук и речи, я сталкиваюсь и в своей практике, работая с детьми третьего года жизни. Дети неловко, неуверенно держат ложку, карандаш, у них не сформиров...