Экспериментальная деятельность в музыке "Звуки музыки"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Теплых Оксана Николаевна

Познакомить детей со звуками, как они происходят, провести совместные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperement.docx28.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36С.МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект музыкального экспериментирования с детьми 6-7 лет

« Звуки музыки»

Музыкальный руководитель:

Теплых Оксана Николаевна  

Месягутово 2021

Цель. Сформировать у детей развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Задачи.

Обучающие. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать формированию у детей познавательного интереса. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: детские гусли, соль, трубочки, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)

                      Ход ООД-экспериментирование

Дети входят в музыкальный зал в костюмах учёных.

Муз. руководитель. Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Вы готовы? Итак, давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, вы – мои юные помощники, а это мои коллеги. Будем вежливы и поздороваемся с ними!

Звучит приветствие «Здравствуйте!» М.Ю.Картушиной

Я здороваюсь везде: дома и на улице,

Даже «Здравствуй!» говорю я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

- Ребята, а вы знаете, кто такие учёные люди? (ответ: Учёные изучают всё новое и необыкновенное. Они занимаются наукой)

- А все учёные, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. И сейчас я вас приглашаю в нашу музыкальную лабораторию, где мы будем изучать то, что нельзя взять в руки, а можно лишь услышать. Что же это? (ответ: Звуки) Правильно, звуки. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.

-А вы, когда – нибудь, задумывались, почему мы слышим звуки и как они передаются? (ответ: Потому что у нас есть уши и горло)

- Источник (звучащий предмет) издаёт звук, который создаёт колебания движения частиц воздуха. Эти частицы толкают друг друга, пытаясь продвинуться вперёд. В итоге звуковые колебания достигают барабанных перепонок нашего уха. Как только они до него доберутся, мы их и услышим.

Давайте мы сейчас пройдём и проведём с вам первое исследование в нашей музыкальной лаборатории (дети проходят и садятся за столы)

Опыт 1. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуйте? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.

Опыт 2. Посмотрите на гусли в моих руках (показывает) Это наше горлышко. А струны, которые натянуты на гуслях, это наши голосовые связки. Для того, чтобы спеть или сказать слово, надо чтобы «эти ниточки – струны», т.е. голосовые связки задрожали. Я аккуратно потрогаю струны, начнётся вибрация и появится звук (показывает). Давайте попробуем поэкспериментировать. Возьмите в руки коробочки с натянутыми на них резиночками и представьте, что это наше горлышко. Тихо потрогайте свои голосовые связки – резиночки (дети экспериментируют) Что мы слышим? (ответ) Давайте подёргаем резинки сильнее? (ответ) Правильно, воздух колеблется сильнее и голос или звук становятся громче.

 Опыт 3. Возьмите аккуратно стаканчики с трубочкой, на крышечках которых насыпана соль. Давайте пропоём в трубочку звук «М-м-м-м-м-м!» (дети экспериментируют) Что мы видим? Как крупинки соли подпрыгивают, то есть звуковые волны заставляют вибрировать натянутый шарик. Так мы смогли увидеть звук.Значит, звук можно услышать, почувствовать и увидеть.

Вслушайся – весь мир поет:

Шорох, свист и щебет…

Музыка во всем живет –

Мир её волшебен!

-Наше тело – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы их называем «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, щёлканье, притопы). И сейчас мы попробуем поиграть со звуками – жестами (дети образуют полукруг)

Собирайтесь, собирайтесь, (щелчки сверху вниз)

Все в круг, все в круг. (хлопки – шлепки)

Весело и дружно, весело и дружно (хлопки по коленям попеременно ладошами)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

Собирайтесь, собирайтесь, (щелчки сверху вниз)

Хлопки — шляпки

Весело и дружно, весело и дружно (хлопки по коленям попеременно ладошами)2 прыжка, щелчки пальцами сверху вниз – 2 раза

Все в круг, все в круг (хлопки – шлепки)

 -А вот шумовые  звуки можно постучать, посвистеть, погреметь, позвенеть. Давайте и мы с вами озвучим стихотворение

1. «Апрель! Апрель!» На дворе звенит капель. – треугольник

По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи – муз. молоточек

Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. – трещотки, маракасы

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник. – колокольчик

 Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения

«Весна!»

Кто стучит за окном? Дождь идёт по траве. (щелчки по бумаге)

Кто шуршит за окном? Ветер в мокрой листве. (шуршание бумаги)Кто журчит за окном?

Ручейки, ручейки. (соломинка - стакан)

Кто молчит за окном? Там никто не молчит, Там лошадка спешит и копытцем стучит, (кастаньеты) Только я и молчу, всех послушать хочу

Молодцы! Давайте сядем поудобнее и внимательно послушаем необычную мелодию, а затем вы мне расскажете, что услышали

«Таинственная музыка»( шум улицы, машин, жужжание пчел, капли , пение птиц и т.д.)

-С шумовыми звуками, со звуками жестов разобрались. Только есть ещё другие. Не шуршанье, и не стуки. Так какие это звуки? (ответ) Правильно, музыкальные! Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

-Я сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай, какой звук звучит» Перед вами карточки с изображением нотки и карточки с изображением палочек. Возьмите их в руки. Если вы услышите музыкальный звук, то поднимете карточку с ноткой. Если шумовой звук, то карточку с палочками.

- Как вы поняли дарят нам музыкальные звуки наш голос и музыкальные инструменты. А что вы ещё знаете о музыкальных звуках? (ответ: У музыкальных звуков есть мелодия. Звуки бывают разные по высоте. Звуки бывают громкие и тихие. Они бывают разные по длительности. Звуки бывают разные по тембру) Лучшими друзьями музыкальных звуков являются ноты. Вы готовы услышать музыкальные звуки? (ответ)

Наш помощник, голосок,

Спой нам песенку, дружок.

        Песенка «Звуки музыки»

-А теперь давайте мы с вами проведем еще несколько экспериментов.

1.Эксперименрт«Звуки разные нужны, звуки разные важны».

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

М. Р. Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

 2.Эксперименрт  «Поющая вода.»

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М. Р: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)

Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

-А сейчас я вам предлагаю озвучить сказку, разбирайте интсрументы какие вам нравятся. Сказка называется «Репка»

Кубики – напоминают гулкий стук лопаты – это работает Дедушка.

Заварочный чайник – поливаем репку водой.

Маракасы – шаги Дедушки - он старенький, поэтому шаркает ногами.

Тарелки – Бабка любит готовить, гремит посудой.

Металлофон (глиссандо) – ходит в музыкальную школу, играет на музыкальных инструментах.

Бубен – Жучка виляет хвостиком.

Колокольчик – Кошка, игривая, любит играть.

Треугольник – Мышка бегает маленькими ножками.

ТУТТИ – все инструменты разом. Всей семьёй радуются богатому урожаю. Ведь только дружная работа приносит результат.

В результате получилась вот такая музыкальная сказка.

(Литературный текст читается взрослым, а дети озвучивают его своими инструментами).

Дедка репку посадил, он старался, что есть сил. Кубики

Поливал водою, колодезною, ключевою. Чайник (булькаем)

Репка выросла большая, видно, сладкая такая!

Славный вырос урожай, только знай, да убирай. Народная мелодия

Вышел Дедка к огороду (Маракасы) тут же взялся за работу.

Тянет, тянет репку Дедка, не даётся Дедке репка. Народная мелодия

Дедка Бабушку зовёт, к репке Бабушка идёт. Тарелки

Тянут, тянут Репку – ох, засела репка крепко! Народная мелодия

Бабка Внученьку зовёт, та приходит в огород. Металлофон (глиссандо)

Тянут, тянут репку, не даётся репка! Народная мелодия

Внучка Жучку подзывает, та бежит, хвостом виляет. Бубен

Внучку за подол берёт – репка тоже не идёт.

Жучка подзывает Кошку«Помоги, дескать, немножко!»

С печки спрыгивает Кошка«Ладно, помогу немножко!» Колокольчик

Не даётся всё же репка, ох, засела в грядке крепко.

Кошка Мышку подзывает, та её за хвост хватает. Треугольник

Вытянули всей семьёй – то – то будет пир горой! ТУТТИ (все инструменты разом под русскую народную мелодию).

-Что же, оркестр удался на славу!

-Итак, какой вывод можно сделать по нашему занятию? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! Вам понравилось наше занятие?

Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз. А я хочу вам подарить вот такие эмблемы

 Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Влияние музыки посредством экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования восприятия музыки для детей младшего дошкольного возраста, как средство развития музыкальности....

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Влияние музыки посредством экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста...