доклад о мультикультуризме
статья (старшая группа)

Комаревцева Елена Анатольевна

Развитие современного общества – это процесс динамического взаимодействия множества различных культур, каждая из которых обладает своими традициями. Ценности одной культуры часто несовместимы с ценностями других, а иногда и настолько уникальны, что их понимание и признание доступно далеко не всем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_multikulturizme.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

«О мультикультурном воспитании старших дошкольников в ДОО»

Автор работы:

Воспитатель

Комаревцева Елена Анатольевна

Дер. Нижние-Нарыкары

2021 год.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….……….3

1. ПРОБЛЕМА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ……………..…3

2. ИССЛЕДОВАНИЕ, ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

СРЕДИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...…………………………………….3

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………….……………………………………………….…..4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………………………..…5


ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного общества – это процесс динамического взаимодействия множества различных культур, каждая из которых обладает своими традициями. Ценности одной культуры часто несовместимы с ценностями других, а иногда и настолько уникальны, что их понимание и признание доступно далеко не всем. Непонимание и нежелание уважать и признавать ценности чужой культуры часто приводят к нетерпимости, дискриминации и даже к прямой агрессии по отношению к ней.

  1. ПРОБЛЕМА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Что такое мульти культурность? Существует несколько значения данного понятия. Термином «мультикультурный» иногда обозначают культурное, языковое и конфессиональное разнообразие населения страны или региона.

В России в силу многонациональности населения правительство вынуждено думать не только о мигрантах, но и о тех народах, которые давно проживают на территории страны. Перед Россией стоит задача объединить этнически разнообразное население вокруг общих ценностей и целей.

На то, что эти задачи актуальны для современной России, указывает:

стабильный рост этнофобий, направленных, в первую очередь, против представителей народов Кавказа, многие из которых являются гражданами страны.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Настоящее время в образовательном пространстве принципов этнопедагогики, направленных на проблему мультикультурного воспитания детей, комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека, доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.

Одним из необходимых условий мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста является взаимодействие детского сада и семьи. Понятие «взаимодействие с семьей» отличается от понятия «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие можно относить не только к распределению задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие, безусловно, подразумевает контроль, или обратную связь, но при этом контроль должен быть ненавязчивым. Детский сад и семья является важными социальными структурами, определяющими уровень мультикультурного воспитания. Следовательно, работа по мультикультурному воспитанию должна осуществляться неразрывно от семьи. Для ее эффективности необходимо создать полноценное сообщество, а именно «ребенок — родитель — педагог».

«Перспективные шаги и инновационные решения».

Работая с детьми (в группе смешанного этнического состава: русские, цыгане, украинцы, татары), мы заметили, что многие дети старшего дошкольного возраста могут назвать свою национальность, но рассказать о «своей» культуре (традициях, особенностях быта, национальной одежды, художественных промыслах и др.) затрудняются. В группах с поли национальным детским коллективом данную ситуацию можно решить сообща с родителями. В частности, родителям предлагается обсуждать с детьми некоторые особенности национального быта, традиций, заучивать народные пословицы, поговорки, объясняя их значение, по возможности привлекать к различным видам деятельности, характерным для конкретного народа (совместное приготовление блюд национальной кухни; посильные трудовые поручения). Педагоги, в свою очередь, должны больше внимания уделять знакомству детей с народными художественными и музыкальными произведениями, прикладным искусством, а также проигрывать с детьми сказки, играть в подвижные национальные игры, при этом не забывать использовать систему дидактических игр, нацеленных на знакомство с традициями и обычаями, отдельными аспектами культуры разных народов, национальностей.

В рамках диагностики эффективности мультикультурного воспитания старших дошкольников нами выбрана следующая система методик: экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры» Е. И. Николаева, М. Л. Поведенок, методика «Угости конфеткой» Э. Суслова, социометрия «Капитан корабля», которая, на наш взгляд, позволяет наиболее объективно его оценить.

Первичная диагностика показала, что у многих детей имеются некоторые представления о культуре «своей» национальности, в тоже время они практически не знают о культуре других народов. Конференции и спортивные вечера досуга, мастер-классы, игры-развлечения, «Спортивные путешествия». Наглядно-информационные формы

предполагают привлечение родителей к созданию буклетов, газет, портфолио для детей, родительского уголка и тематические выставки по направлениям. С целью более эффективного мультикультурного воспитания нами была проведена целенаправленная работа, которая включала ряд направлений. При этом основное внимание сосредоточили на активизации взаимодействия ДОО и семей воспитанников. Использовали стимулирующее влияние взрослых (воспитателей и родителей) на формирование представлений о многообразии национальностей и культур у детей.

Через некоторое время ребенок достигает того понимания и осознания, что он принадлежит к той или иной национальности, а также национальности своего партнера по играм. Особенно нам помогает в работе по данному направлению походы в наш школьный музей. В нем собраны экспонаты малочисленных народов ханты и манси. Дети наглядно видят быт и культуру народов севера. Слушают национальную музыку во время экскурсий.

На наш взгляд наиболее эффективными будут такие формы организации взаимодействия с родителями как: семейные клубы по данной тематике, консультации и беседы, родительские заседания, организация совместных детско-родительских праздников. Применение коллективных форм повышает активность родителей. К таким формам можно отнести «Школу для родителей», круглый стол.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Проблема создания мультикультурного общества в настоящее время чрезвычайно актуальна, так как в условиях глобализации, открытости границ, свободного перемещения людей по миру, возникает необходимость с одной стороны сохранения многообразия культур, а с другой стороны, свести к минимуму возникающие межэтнические конфликты, недопонимания. А если говорить конкретно про начальное мультикультурное воспитание, зарождением которого может стать воспитание в детском саду, то признание родителя субъектом образования позволяет расширить пути повышения родительской компетентности, широко используя возможности и потенциал неформального образования родителей.

Тем самым только комплексная, целевая и многокомпонентная работа может дать эффективные результаты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Жаде, З. А., Шадже А. Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея: социологический дискурс // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 10, — с. 31–35
  2. Наумова, Т. В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. 2013. № 4 (15). с. 94–97.
  3. Наумова, Т. В. Особенности организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1. — С.113–117.
  4. Наумова, Т. В., Тихомирова О. Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — с. 306–309.
  5. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
  6. Фомина, Ю. И. Исследование полноты этнических представлений дошкольников / Ю. И. Фомина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — с. 118–123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...