Индивидуальный образовательный маршрут
материал (средняя группа)

Гончарук Татьяна Юрьевна

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка сЗПР с расстройствами аутистического спектра средней группы

(4-5 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка сЗПР с расстройствами аутистического спектра средней группы

(4-5 лет)

Воспитатели: Гончарук Т.Ю., Мощинская С. А.

2020 - 2021

Пояснительная записка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка  (манипулятивной ,  сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи  (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Методы, используемые в работе:

• Беседы,  игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы  арт - терапии (куклотерапия,  изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка

Фамилия, имя ребенка: Г.

Возраст:4 года 6 мес.

Группа: средняя группа

Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

Месяц

Неделя

Режимные моменты

Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность с педагогом

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1 неделя

Прогулка

«Соберем букет из листьев»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Упражнение «Дождик». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Закрепить дома упражнение «Дождик»

2 неделя

Закрепить понятия «Времена года»

Игра «В огороде у козы Лизы». Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски — две редиски»

Порекомендовать родителям перечень игр на закрепление понятия «Времена года»

3 неделя

Ситуативный разговор об элементарных правилах поведения.

Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету.

Упражнение «Ежик и барабан». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

4 неделя

Поручение: помоги собрать игрушки.

Упражнение «Бабочка и грибок». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

Пальчиковая игра «За ягодами»

Закрепление упражнения «Бабочка и грибок»

Октябрь

1 неделя

Поручение: помоги найти игрушку.

Упражнение «Мячик». Работа над четкостью дикции.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Предложить нарисовать  любимую игрушку (закрепление основных цветов)

2 неделя

Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике

Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды.

Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Повтор стихотворения, выученного в детском саду.

3 неделя

Упражнение «Я умею чисто мыться»

«Что перепутал художник?». Развитие зрительного внимания.

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?»

Закрепление пальчиковой гимнастики

4 неделя

После сна сложить и убрать на место дорожки «здоровья»

Упражнение «Котенок и кресло». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов НА, С, В, ИЗ.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Предложить поупражнять в употреблении предлогов НА, С, В, ИЗ.

Ноябрь

1 неделя

Поручение: помоги донести до участка выносной материал.

Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ

2 неделя

Поручение:  собрать формочки в ведерко

 Д/и. «Когда это бывает» - Закрепить знания о временах года, развивать связную речь.

 Упражнение на развитие мелкой моторики «Собери бусы»

Предложить  родителям закрепить  знания о временах года

Д/и. «Когда это бывает»

3 неделя

Предложить насыпать корм в кормушку на участке.

Игра «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок по теме «Зимующие птицы» с опорой на предметные картинки

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Предложить закрепить умение отгадывать загадки

4 неделя

Предложить разложить материал к НОД (лепка)

Упражнение «Переставь цветок». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Хороводная игра «Воробей». Координация речи с движением, развитие подражательности

Закрепить употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Месяц

Неделя

Режимные моменты

Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность с педагогом

Взаимодействие с родителями

 Декабрь

1 неделя

Закрепить знания о времени года «Зима»

Д/и «Запомни слова» - Развивать память, речь.

Развивать эмоцианально -волевую сферу: применение песочной терапии.

Порекомендовать родителям: Закрепить знания о времени года «Зима»

2 неделя

 Дежурство по столовой. - Учить правильно сервировать стол.

Д/и «Кому нужны эти предметы» - развивать внимание, речь.

Психогимнастика. Игра «Кто у нас хороший?» Помочь в преодолении застенчивости, замкнутости.

3 неделя

Хозяйственно-бытовой труд.

Предложить протереть влажной тряпкой полку для животных.

Д/и «Помоги разложить картинки на группы» Развивать внимание, разговорную речь.

Упражнение  направленное на развитие устойчивости, концентрации внимания: «Недостающие детали»

Порекомендовать родителям вести беседу по пути домой «Что встретил по пути домой»

4 неделя

Поручение: помоги собрать игрушки.

 Д/и «Чьи детки» -Закрепить знания о домашних животных и их детенышах.

 Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»

Порекомендовать родителям Ритмическую игру «Рука твоя, рука моя»

Январь

2 неделя

Поручение:  расставить подставки для кисточек с правой стороны и положить кисточки

Д/и «Что, где растет?» - закрепить представления о том, где растут овощи, фрукты, грибы.

 Упражнение на развитие зрительного восприятия «Собери из частей»

3 неделя

Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике

Д/и «Кто позвал тебя» Развивать разговорную речь

Упражнение  направленное на развитие устойчивости, концентрации внимания: «Найди отличия»

Порекомендовать родителям  вести беседу по пути в д/с. «Что (кого) встретил по пути в д/с.»

4 неделя

Труд в природе: учить правильно пользоваться лопаткой при выполнении различных трудовых операциях (уборка снега, сгребание снега)

Упражнение на развитие зрительного восприятия «Собери из частей»

 Игра на развитие контактности: «Погладь кошку»

Порекомендовать родителям игру на развитие контактности: «Погладь кошку (собачку)»

Февраль

1 неделя

Поручение: помоги донести до участка выносной материал.

Упражнение «позови мячом» расширять словарный запас, разговорную речь.

Упражнение на развитие мелкой моторики: собирание мозаики по образцу

Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ

2 неделя

Поручение: набрать снег в ведерко, для опыта-эксперимента.

Игра «Вьюга». Развитие силы голоса.

Хороводная игра «Снежная баба». Координация слова с движением, развитие творческого воображения

Предложить сделать снеговика и рассказать про него.

3 неделя

Предложить расставить в уголке природы диких и домашних животных на свои полочки

 Д/и. «Петрушка угадай, какая у меня игрушка» - Учить описывать предмет не называя его, развивать речь.

Лепка «Снеговик»

- Развитие мелкой моторики рук

Рекомендации родителям, чаще давать дома ребенку пластилин или тесто для лепки.

4 неделя

Предложить разложить материал к НОД (лепка)

Игра на развитие контактности: «Поиграй с куклой»

 Упражнение на развитие мелкой моторики рук: раскрашивание рисунка карандашом.

 Рекомендовать родителям дома давать перебирать крупы для развития мелкой моторики рук.

Месяц

Неделя

Режимные моменты

Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность с педагогом

Взаимодействие с родителями

 Март

1 неделя

Трудовое поручение: учить украшать дорожки цветной водой

Игра на развитие контактности: «Семья»

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Соедени по точкам»

2 неделя

Поручение:

Поставить машинки в гараж, чтобы смотрели на деток.

.Игра на развитие контактности «Позови ласково»

Упражнение на развитие мелкой моторики рук:

Прописи.

- Учить рисовать по точкам.

Рекомендации

Родителям:

Пользоваться раскрасками

3 неделя

 Дежурство по столовой: закреплять навыки правильной сервировки стола

Игра «Волшебный сундучок» разглядывание и изучение новых предметов. – расширять словарный запас.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: кубики Дьенеша

Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ

4 неделя

Поручение: помоги  помыть игрушки.

Д/и. «Овощи, фрукты» - Развивать память, разговорную речь.

 Упражнение на формирование наглядно – образного мышления, процесс классификации: «Собери в группы»

 Апрель

1 неделя

Предложить в своем шкафчике сложить аккуратно вещи

Д/и. «Рыба, птица, зверь» - Закрепить знания о животных, развивать внимание , речь.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Улыбка»

2 неделя

Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике

Д/и. «Скажи как я» - Повышать речевую активность, учить внимательно слушать.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Хомячок».

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Хомячок».

3 неделя

Упражнение «Я умею чисто мыться»

«Что перепутал художник?». Развитие зрительного внимания.

Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Чашечка»

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Чашечка»

4 неделя

 Перед сном расстелить  дорожки «здоровья»

 Д/и. «Закончи предложение» -Учить заканчивать предложение начатое взрослым, развивать речь.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко», «Чашечка».

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Котенок лакает молоко», «Чашечка».

 Май

1 неделя

Поручение: помоги донести до участка выносной материал.

Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Артикуляционная гимнастика «Качели», «Иголочка».

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Качели», «Иголочка».  

2 неделя

.Предложить убрать после сна дорожку «Здоровья»

Д/и. «Чудесный мешочек» - Развивать тактильные ошущения, речь.

Артикуляционная гимнастика «Мостик», «Часики».

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Мостик», «Часики»..  

3 неделя

 Предложить смести песок с песочницы

Д/и. «Кому нужны эти предметы» -Развивать разговорную речь.

Артикуляционная гимнастика «Вкусный мед», «Орешки».

Рекомендации

Родителям: артикуляционная гимнастика: «Вкусный мед», «Орешки».

4 неделя

Предложить разложить материал к НОД (рисование)

Д/и. «Когда это бывает?» - Учить соотносить природные явления с временами года, развивать разговорную речь.

 Упражнение на развитие зрительного восприятия «Собери из частей»

Предложить нарисовать радугу (закрепление основных цветов)

Предполагаемый результат

1. Развитие мелкой моторики рук.

2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Повышение самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...