"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
методическая разработка (старшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

Индивидуальный план работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы

по самообразованию

Ф.И.О. педагога    Прасолова Светлана Юрьевна

Образование  Высшее. 1999-2004гг. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. Профессиональная переподготовка 2015г. – по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» в  ГБУ ДПО «МРИО»

Специальность     Филолог. Преподаватель

Стаж педагогической работы      16 лет

Квалификационная категория        высшая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации

 -Программа «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО», в объёме 72 часа, ГБОУДПО (ПК) С «МРИО» г.о. Саранск, 2013г.

-Программа  «Современные подходы к организации образования дошкольников», в объёме72 часа, ГБОУДПО (ПК) С «МРИО» г.о. Саранск,2016г.

 -Программа «Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ в условиях дошкольной образовательной организации», в объёме 24 часа, ГБОУДПО (ПК) С «МРИО» г.о. Саранск,2017г.

-Программа  «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях», в объёме72 часа, ГБОУДПО (ПК) С «МРИО» г.о. Саранск,2019г.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Дата начала работы над темой  01.09.2020г.

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по теме.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми.
  3. Подготовить для педагогов консультацию на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет»
  4. Подготовить для родителей консультацию на тему: «Роль устного народного творчества в развитии детей  дошкольного возраста»

Пояснительная записка

(актуальность выбранной темы)

Главная задача педагога в области развития речи детей  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 План работы по устному народному творчеству в старшей группе

на 2020-2021 учебный год

Тема

Срок

Содержание и задачи

Совместная деятельность

 Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

«Знакомство с фольклором»

Сентябрь

Познакомить детей с фольклором (дразнилки, скороговорки, потешки, чистоговорки). Способствовать восприятию художественного образа. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.

Разучивание дразнилок, потешек, скороговорок, чистоговорок.

Беседа «Кто народ веселил?»

Русские народные подвижные игры: «Совушка», «Карусель».

«В гости к бабушке Матрене»

Октябрь

Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы.

Совершенствовать знания правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре.

Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»

Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям».

Рисование: «Украсим платочек».

Лепка «Миска»

Русские народные подвижные игры: «У медведя во бору»

«Сядем рядком да поговорим ладком».

Ноябрь

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Объяснение смысла пословиц.

Чтение пословиц, поговорок, прибауток, заучивание некоторых. Слушание русских народных песен. Русские народные подвижные игры: «Жмурки».

«Зимние святки»

Декабрь

Способствовать накоплению знаний о лучших традициях национальной культуры, побуждать к импровизации с использованием различных выразительных средств.

Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования.

Разучивание загадок о зиме, примет, колядок: «Коляда, коляда, поехала по дрова»,   «Коляда,   коляда.   Я   у   батюшки   одна…»

«Колыбельная песня»

Январь

Знакомство с новыми колыбельными песнями, исполнение детьми уже знакомых песен.

Чтение колыбельных песен с рассматриванием иллюстраций.

Игровая деятельность в уголке ряженья.

Слушание и исполнение колыбельных песен.

«Жихарка»

Февраль

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по определенным фразам из них.

Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки»

Рассматривание деревянных ложек.

Игра на ложках.

Инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка», «Теремок».

«Масленица»

Март

Познакомить    детей     со     старинным     русским праздником    Масленица.    Углубить    интерес    к культуре     своего     народа.     На     музыкальных развлечениях   познакомить   с   малыми   формами фольклора,     хороводными     играми,     народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений

Беседа «Зима весну пугает, а сама тает» Рассматривание иллюстраций: «Весна», «Русские праздники».

Разучивание закличек, загадок о  весне. 

 Участие  в

празднике детского сада «Русская масленница».

Разучивание   хороводов   «Дружочек»,   «Солнышко-колоколнышко»

«Встреча весны»

Апрель

Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа.

Побуждать к обогащению словаря с помощью русских народных песенок.

Заучивание закличек «Весна красна».

Знакомство с народными приметами.

Разучивание загадок о весне, пословиц и поговорок.

Подвижная игра " Ручей".

Самореализация

    Май

Открытый показ НОД в средней группе.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Открытый  просмотр НОД

Выступление на педсовете.

Литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

К концу 5-6 лет  дошкольники должны знать:

Песенки, потешки, заклички.

1.  «Наш козел»;

2.  «Зайчишка-трусишка»;

3. «Дон! Дон! Дон!..»,

4.  «Гуси, вы гуси»;

5. «Ножки, ножки, где вы были?..»,

6. «Сидит, сидит зайка»,

7. «Кот на печку пошел»,

8. «Сегодня день целый»,

9.  «Барашеньки»,

10. «Идет лисичка по мосту»,

11. «Солнышко-ведрышко»,

12. «Иди, весна, иди, красна».

Сказки.

1. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

2. «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;

3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого;

4.  «Жихарка», обр. И. Карнауховой;

5. «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

6. «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

7. «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

8.  «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

9. «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

        «Влияние русского народного творчества на развитие речи

детей»

(консультация для воспитателей)

     Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

       Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

     В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так,  например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок»,         можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).

      Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

     Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

      Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

 

«Роль устного народного творчества в развитии детей  дошкольного возраста»

(консультация для родителей)

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.

Пословицы – народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни.

Поговорки – это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образно–эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких – то житейских ситуаций.

Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектам и явлениям. Считалось, что служа солнцу, воде, ветру, земле, люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием.

В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволили создать народные приметы. Это позволяло крестьянам готовится к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму.

Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.

Загадки – это иносказательное изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать.

Загадки позволяли обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык схватывать лишь яркие внешние признаки. Отсюда - загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе.

Считалка – это ритмичное стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки – исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости.

Из поколения в поколение передаются из уст в уста народные сказки. В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии.

В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев, исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делать выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.

Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.

«Широкая Масленица» развлечение

для детей старшей группы.


Описание материала: В России много народных праздников. Одним из веселых является "Масленица" - проводы зимы. Чтобы дети получили более полное представление о празднике,  мы решили пригласить их на народное гулянье, стать его участниками. Сценарий развлечения для детей и родителей проводимый на свежем воздухе для детей  дошкольного возраста (5 -6 лет).
Масленица традиционно празднуется на открытом воздухе.
Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками.
Задачи:
1. Организация спортивной досуговой деятельности дошкольников и родителей в весенний период.
2.Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
3.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
4. Повторить знакомые детям подвижные игры.
5. Развивать силу, выносливость, быстроту реакции.

Действующие лица:

1.Ведущий
2.Масленица
3.Медведь.
Дети проходят на полянку.

Ход праздника

Ведущий: 
Что за славный денек?
Собирается народ!
В игры зимние играть,
Да себя потешать.
Собирайся, народ!
Весна-красна идет!
Посмотрите уж в берлоге,
Просыпается медведь!

Медведь: 
Очень жарко спать в берлоге.
Поразмять хочу я ноги.
Ведущий: 
Медведь. Песни петь пора и танцевать,
И Масленицу встречать!
(Дети с Медведем танцуют танец "Плюшевый медведь" движения очень простые, дети повторяют за медведем)

Ведущий: 
Умеешь, Мишка, ты плясать,
А теперь давай играть.
Подвижная игра с Мишкой
Мишка по лесу гулял,
Мишка деточек искал.
Долго-долго он искал,
Сел на травку, задремал.

Ведущий: 
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка-мишенька,  вставай.
Наших деток догоняй!
Медведь:
Молодцы! Хорошо поиграли! Но мне домой в лес пора. Летом в гости вас жду, когда ягоды поспеют, грибы вырастут. До встречи!
Медведь уходит.
Ведущая. 
Будем праздник продолжать,
Масленицу встречать.
Инструменты хороши,
Поиграем, малыши.
(Дети играют на музыкальных инструментах, в это время выходит Масленица с блинами )

Масленица: 
А вот и я.
Вы меня звали, друзья?!

Ведущая. 
Масленица, Масленица,
Блинами объедаемся!
Будем Масленицу встречать,
Будем петь и танцевать.
(Танцевальные движения с погремушками в хороводе, в центре - Масленица.)
Масленица: 
А теперь пришла пора покататься детвора!
Игра "Карусель"
Дети по 3-4 человека берутся за 1 обруч и крутятся

Ведущая. 
А теперь, Масленица, прощай,
И праздник наш не забывай!
Масленицу провожаем,
Весну встречаем!
И блинами в группах угощаем!
(Масленица уходит вместе с блинами).
Игра соревнование «Перетягивание каната» 
Ведущая. 
Ну что, гости дорогие, поиграли, повеселились? Не пора ли нам блинков отведать? прощаться с Зимой, с Масленицей? Пусть стужа лютая дорогу солнышку теплому уступит, пусть вместо снега на полях зазеленеет травушка. Пусть вместо вьюги зимней - журчат ручьи. С зимой расстаться нам пора.
Все. Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!
Прощай, Масленица! А на следующий год опять приезжай!
В завершении праздника угощение блинами в группах для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...