Мастер-класс для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ»
материал

Золотарёва Елена Юрьевна

Мастер-класс для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_detskaya_initsiativa.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ»

Золотарёва Е.Ю. 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

- Тема мастер-класса «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ».

- Как вы понимаете, что такое инициатива?

Игра - ассоциация «Что такое инициатива?»

(Участники высказывают свое мнение)

- Инициатива – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях.

- Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

- Инициатива – это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

- Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально-нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

- Но, не все дети могут проявить инициативу, быть самостоятельными. И наша с вами задача, уважаемые коллеги, помочь таким детям, т. к. известно, что инициатива интенсивно развивается в дошкольном возрасте от 3 до 5 лет.

- Наиболее действенными приемами формирования детской инициативности, на мой взгляд являются:

• «Мастер- классы».

Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов:

1 этап – выбор темы. Тему «мастер-класса» дети выбирают на групповом сборе. Тема может быть любой (например: «Свойства магнита», ручной труд«Кормушка для птиц»). Можно перед детьми разложить карточки с изображениями - темами мастер класса. И та, которая наиболее заинтересовала детей, прикрепить на доску.

2 этап – составление плана. Проходит беседа с детьми, с чего начнем свое исследование, где можем получить информацию, узнать что-то интересное (в книге, по телевизору, спросить у другого, понаблюдать, найти в интернете).

3 этап - сбор информации (можно привлечь родителей).

Демонстрация «Кармашков» для сбора информации.

(коробочки с изображениями: рука – узнал от другого, телевизор – увидел по телевизору, компьютер – получил информацию из интернета, книга – прочитал в книге.).

4 этап: презентация темы мастер-класса.

Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта.

Данный прием развивает самостоятельность у детей (самостоятельно осваивают информацию, ответственность, инициативу.

• Ритуал планирования самостоятельной деятельности.

«Домик желаний»

Поделюсь своим опытом. Зачастую дети бывают пассивными, безучастными, не могут самостоятельно организовать игру, договориться со сверстниками, часто ссорятся и чтобы дети стали более активными, самостоятельными и организованными, в качестве эксперимента я решила в группе оформить «Домик желаний», где дети в начале дня на «групповом сборе» делают выбор, чем бы они хотели заниматься сегодня, в какие игры играть.

- Ребята выбирают из готовой картотеки или рисуют карточки сами, соблюдая правила:

№1. Выбирай только одну карточку на день!

Правило №2: Не забывай исполнить желание!

- Затем распределяют в какое время в течение дня они будут реализовывать(выполнять) данные желания с учётом занятий, режимных процессов и погодных условий, вставляют в окошки.

- В конце дня дети оценивают свою деятельность. Мы используем поощрительные фигурки (сердечки, солнышки, улыбки).

- Задание считается завершенным, если оно выполнено самостоятельно, в указанный временной отрезок и в полном объеме. Дети не только хвалят себя, но и оценивают, что особенно получилось, а над чем надо поработать, чтоб было ещё лучше.

«Домик желаний» приносит положительные результаты. Развивает инициативность, самостоятельность детей, умение планировать свою деятельность в течение дня, договариваться, распределять роли и обязанности.

- Хочу добавить, что здесь можно использовать различные варианты планирования своей деятельности: на целый день, на первую или вторую половину дня или даже на неделю.

• Прием «Три варианта».

- Я считаю, что данный прием – это просто находка для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.

- Например, если ребенок приходит к вам с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Что вы делаете? Ну, например, ребенок не может завязать шнурки? Ваши действия. (Участники высказывают свое мнение).

Я говорю ребенку: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым я даю информацию к размышлению.

- Как прием стимулирования и развития детской инициативы в нашей группе живёт

• «умная» сова. У каждого ребёнка есть дневник успеха, куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам недели (по пятницам) вручается умная сова тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.

Практическая часть.

- Уважаемые коллеги, мы с вами обсудили приемы формирования детской инициативы, а теперь предлагаю вам проиграть следующую ситуацию. Но, перед этим, вам нужно разделиться на 2 команды. Попробуйте самостоятельно объединиться в команды, объяснив свой выбор варианта (участники делятся на команды).

- Объясните, почему вы разделились так, а не иначе.

1 задание:

• «Домик желаний».

Задача: спланировать свою деятельность, связав с сегодняшним праздником«Днем дошкольного работника». Придумать символы и заполнить этот домик.

• «Новый прием»

Задача: придумать свой новый прием формирования детской инициативы.

2 задание: К нам сегодня пришли два персонажа, они не помнят из каких они сказок (показываю куклы бабки и деда).

Пожалуйста, вспомните сказку, с участием этих персонажей и обыграйте их. Весь материал, который вам нужен, вы можете выбрать на нашем столе. Вы можете назвать сказку, а можете предложить догадаться, что это за сказка и назвать её своим оппонентам.

(время подготовки – 3 минуты)

- Команды представляют свои творческие работы.

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами практически проиграли ситуации, требующие творчества и инициативы.

Подведение итогов.

Закончить наше выступление мне хотелось бы мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником(субъектом) социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»

      Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое зд...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...