Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ как способ поддержания высокого уровня здоровья и его укрепления у воспитанников детского сада»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кучерявая Оксана Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании предполают технологии, направленные на решения приоритетной задачи современного дшкольного образования -задачи сохранения, поддержания и обогощения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ как способ поддержания высокого уровня здоровья и его укрепления у воспитанников детского сада»

          Процесс взросления и развития ребенка является важным периодом становления и формирования не только личности, но и общего здоровья ребёнка.

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития ребенка в различных формах повседневной и спортивной активности, что, в свою очередь, создаёт почву для становления психологических и моральных качеств дошкольника.

           Многочисленные исследования показали, что почти у 90% детей дошкольного возраста имеются нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса и т.д.).  У детей более старшего возраста могут наблюдаться психологические отклонения, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, сбои в работе эндокринной системы. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

В связи с вышесказанным, одним из актуальных вопросов является то, как поддержать и укрепить организм ещё только развивающего ребёнка в рамках ДОУ. Одним из этих ответов стало изучение и интеграция здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников, а также способствующих поддержанию высокого уровня здоровья и его укрепление у воспитанников детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:

  • Медико-профилактическая физическая деятельность обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья дошкольников в сопровождении медицинских работников в ДОУ.

Включает: Технологии профилактики заболеваний; Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники; Реабилитация соматического состояния здоровья; Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами; Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты); санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

  • Социально-психологическая помощь в решении возникающих у дошкольника вопросов и проблем, для обеспечения его социально-психологического благополучия;

  • Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования; Метод заимствования и взятие примера с педагога, т.е. копировании поведения более развитого человека, которым является воспитатель.  Здоровое тело педагога и любовь к спорту может дать импульс для детей в укреплении своих недостатков и качеств в том числе. Педагог заботящийся о здоровье ребёнка, воспитывающий культуру здоровья у детей и их родителей прежде всего, сам должен быть здоровым, а также иметь необходимые знания в области медицины.

Включает: Семинары. Беседы «Психологическое здоровье педагогов»;

Консультации для педагогов «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

  • Пример родителей. Родитель играет ключевую роль в развитии ребенка. И чем, как ни своим примером, должен показывать и прививать ребёнку необходимые умения и качества.

    Включает: Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе; Папки-передвижки, рекомендации, буклеты, где  освещаются вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;); Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;  Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);   Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

В качестве рекомендаций родителям моно выделить следующее:

1.        Соблюдать распорядок дня, т.е. рационально выделять время для сна, еды и различных занятий,

2.        Организовать в домашних условиях специальные закаливающие процедуры: умывание, гимнастику, обливание или протирание,

3.        Следить за осанкой детей: при ходьбе ребенок должен ходить, не опуская голову, с расправленными плечами,

4.        По возможности обеспечить ребенка  детскими лыжами, санками, коньками, мячиками и др.

5.        Использовать косвенное воздействие на ребенка, игры, стихи, детские песенки, книги,

6.        Развивать у детей навыки безопасного поведения для жизни и здоровья.

  • Физически-оздоровительная деятельность направлена на базовое развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечного корсета.

В современном мире влияние IT технологий приобретает всё больших масштаб что, в свою очередь отражается на всех слоях населения и возрастных группах в том числе. Дети в ещё более раннем возрасте начинают погружаться в мир гаджетов и развлечений, забывая заботиться о собственном здоровье и  красоте собственного тела.

Работа воспитателя предполагает воспитание культуры здоровья в любой из возможных форм, где целью педагога является сформировать у дошкольников понимание важности собственного здоровья, что в дальнейшем может оградить их от вредных привычек и употребления вещей, которые могут повлиять неблагоприятным образом на их организм.  

Физически-оздоровительная деятельность включает:

Проведение бесед и занятий с детьми о необходимости соблюдения режима сна, гигиены, двигательной активности, о методах укрепления здоровья, и методах восстановления в случае непредвиденных обстоятельств;

Ежедневные мероприятия по укреплению общего состояния здоровья учащихся. Прогулка является одним из важнейших моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Ходьба и нахождение на свежем воздухе благоприятно сказывается на состоянии детей. Развитию физических качеств, способствуют спортивные игры, во многом из-за вовлеченности самих детей в процесс. Спортивные игры развивают ловкость, скорость, координацию движений.   Помимо спортивных игр хорошим методом является проведение спортивных состязаний таких как: прыжки, бросание и ловля мяча, полоса препятствий.

    Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.

Важным компонентом в укреплении детского организма, а также двигательный режим ребёнка, направленный на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, является утренняя гимнастика.

 Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует воспитанию здорового подрастающего поколения. В рамках образовательного процесса в ДОУ этот процесс воспитания происходит под руководством воспитателя, инструктора по физической культуре и других взрослых, а дома - под руководством   семьи. Преемственность детского сада и семьи при этом – одно из важнейших условий укрепления фундамента здоровья и развития ребенка в различных формах повседневной и спортивной активности, которая в последствии создаст почву для становления психологических и моральных качеств дошкольника.

Таким образом, в процессе организации здоровьесберегающих занятий в детском саду важно создать эмоционально комфортные условия для пребывания ребенка в нем и способствовать его физическому, духовному и социальному благополучию.

Применение здоровье сберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.  Способствует поддержанию высокого уровня здоровья и его укрепления у воспитанников детского сада.   Формирует ценностные ориентации у педагогов и родителей, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Достижение высокого уровня мотивации, интереса, осознанной потребности в здоровом образе жизни, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребенка, способствует его социализации, является необходимым условием воспитания гармоничной личности.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ как способ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущество использования Информационных технологий в образовательном процессе детского сада

Презентация к проведения семинара для педагогов на тему "Использование информационных технологий в образовательном процессе"...

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников детского сада в процессе занятий изобразительной деятельностью

Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников детского сада в процессе занятий изобразительной деятельностью...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

       Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творче...

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей-подготовительной группе. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Технологии сохранения и стимулирования здоровья    Технологии здоровому образу жизни  Коррекционные технологии...

«Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе детского сада»

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связан...