Формирование динамических представлений о природе
статья

Зуева Елена Дмитриевна

Формирование динамических представлений о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование динамических представлений о природе

Дошкольное детство-период первоначального познания природы во всех её проявлениях. Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений .Важной стороной в познавательном отношения является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.

В своих работах Н.Н.Поддъяков неоднократно подчеркивает: образование системы конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных  процессов –анализа и сопоставления. Анализ позволяет выделить наличные способности предмета. сопоставление(настоящего и предшествующего состояния)даёт возможность установить характер его видоизменения. Исследователем доказано, что ведущее значение при этом приобретает предметная преобразующая деятельность ребенка.

Совсем иначе обстоит дело ,когда речь идет об образовании динамических представлений при ознакомлении дошкольников с ростом и развитии растений и животных или сезонными явлениями природы .В этом случае исключается практическая преобразующая деятельность детей: динамика состояния обеспечивается естественным ростом и развитием ,т.е одним из существенных свойств живых организмов .Практическое участие детей в этом процессе может быть лишь косвенным-в виде трудовых операций ,направленных на жизнеобеспечивающих условий для растений и животных.

При ознакомлении с сезонными явлениями практическая деятельность дошкольников, влияющая на ход события в природе, отсутствует полностью. В  целом при познании закономерных изменений в природе их роль сводится к роли наблюдателей. Наблюдение же становится основным средством образования динамических представлений. Другая важная особенность ,как уже указывалось выше,-относительно большая временная протяженность указанных процессов, исчисляемая днями, неделями .месяцами. При такой длительности  изменений,  ребенок «Сживается» с событиями, в его представлении доминируют статичные образы. Формирование динамических представлений в этих условиях, может быть осуществлено при такой организации обучения, которая обеспечивает включение важнейших мыслительных процессов-анализа и соотнесения. Каковы же возможности детей замечать изменение различных свойств предмета? Методика использования модели в индивидуальном эксперименте с детьми состоит в следующем. Ребенку показывают модель, говорят, что это и просят внимательно рассмотреть. Затем модель убирается, демонстрируется её вариант-аналог ,но с изменением одного элемента по одному из признаков(цвет, форма и т. д) Спрашивают изменилось ли что-нибудь? Если да, то, что именно. Затем демонстрируется следующий видоизменный вариант.

С помощью этой методики мы обследовали  детей разных групп, результаты показали :все дети хорошо замечают  отдельные признаки изменения предмета-модели. Легче всего справлялись в подготовительной группе. Серия экспериментов ,в которой модель видоизменялась по комплексу признаков ,показала подавляющая часть детей старшего дошкольного возраста замечают одновременно изменения  по двум-трем признакам.

Таким образом, экспериментальные данные выявили не только возможности дошкольников замечать изменения предмета модели ,но и устанавливать тенденцию этих изменений, обнаруживать закономерный их ход-это во первых.

Во вторых, подтвердилось наше  предположение о готовности дошкольников представлять динамичные изменения в окружающей действительности ,в частности закономерные изменения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы

Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...

Статья: "Формирование экологических представлений у детей в процессе ознакомления с миром природы"

Статья посвящена формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений. Чтобы у детей развивалась культура общения с природой, разумное использ...

Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и  систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста

        Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...

НОД Проведение опытно – экспериментальной деятельности в Средней группе «Формирование первичных представлений о природе Арктики и Антарктиды»

После нашей Тематической недельки, мы с детьми провели ряд опытов связанных с природой Арктики и Антарктики....