"Технология проблемного обучения"
консультация

Гордеева Марина Витальевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 «КАЛИНКА»

Российская Федерация, Московская область, 140300, г. Егорьевск, ул. Мичурина, д.27,

ИНН – 5011032596/КПП – 501101001/ОГРН – 1115011001137, тел. 8 (496 40) 3-19-87

Выступление на педагогическом совете

«Технология проблемного обучения»

Подготовил: воспитатель Гордеева М.В.

Егорьевск, 2019 г.


Технология проблемного обучения

Дошкольное образование теперь является составной частью системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения заключается в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание  условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Эта технология активно применяется в работе с одаренными детьми.

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. 

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при

активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на

самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У

ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать

проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

(Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Что требует от нас ФГОС ДО.

Ключевой элемент проблемного обучения проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Требования к проблемным ситуациям:

- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

- формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

- в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

- проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность воспитанников при разрешении учебной проблемы;

- в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов: 

1. Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности;

2. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

3. Предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций

4. Побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

5. Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

6. Определяет проблемные теоретические и практические задания, проблемные задачи.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой

технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам.

Поэтому основным педагогическим инструментом является

технологическая карта. В ее основу заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию.

На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Условия для успешного применения проблемного обучения

  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • Быть доступным для восприятия детьми;
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • Задания должны быть такими, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.

Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:

- можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

- ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

- никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить.

- мышление свободно и самостоятельно.

Вывод. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего, он додумается сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения в ДОУ Подготовил: воспитатель Гордеева М.В. МДОУ «Детский сад № 7 «Калинка»

Слайд 2

Одна из главных задач дошкольного образования – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.

Слайд 3

О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи –американский психолог, педагог. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры, опытная и трудовая деятельность.

Слайд 4

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Слайд 5

Схема проблемного обучения : - постановка педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; - осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; - применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Слайд 6

Четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном участии детей. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.(Исследовательский метод)

Слайд 7

Ключевой элемент проблемного обучения проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 8

Требования к проблемным ситуациям: - решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на самостоятельность и творческую деятельность ребенка; - проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию; - формулировка проблемы должна быть максимально ясной; - проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка; проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей; проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения; - в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Слайд 9

Методические приемы для создания проблемной ситуации 1. Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; 2. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 3. Предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций; 4. Побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; 5. Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); 6. Определяет проблемные теоретические и практические задания, проблемные задачи.

Слайд 10

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников

Слайд 11

Условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; 2. Быть доступным для восприятия детьми; 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; 4. Задания должны быть такими, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 12

ВЫВОД Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего, он додумается сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения

В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...