Карта занятия "В гостях у осени"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рыцева Надежда Валерьевна

Подробная технологическая карта занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карта занятия179.09 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxReDO3cQIqqcrLlQOJ08f2dg

МКДОУ Балаганский детский сад №4

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы «В гостях у Осени»

                                                                                                                   Рыцева Надежда Валерьевна

                                                                               Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                            Балаганск- 2020 г

https://img-fotki.yandex.ru/get/4809/200418627.1/0_10603f_c0280126_orig.png

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Вид занятия: комплексное, занятие-путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней погоде; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; способствовать приобретению навыков исследования и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Воспитательные: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.

Развивающие: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.

Материал и оборудование: волшебный листочек, листочки на каждого ребенка, коробочка с картинками, корзинка с овощами, два подноса, картинки с изображением птиц, картинки (три периода осени), картинка с изображением солнце, кормушки. Кусочек белой ткани, зеленый лист, лупы, деревянный кубик (на каждого ребенка). Магнитная доска, магнитные буквы, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: наблюдения и беседы на прогулке за живой природой. Рассматривание картин и репродукций об осени. Чтение художественной литературы.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель: дорогие ребята, сегодня мы с Вами необычно, поздороваемся.

Если я хлопну 1 раз нужно поздороваться друг с другом  ладошками. Если 2 раза с пальчиками. Если 3 раза поклониться друг другу. (Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнером). Раз, два, три, приступаем к приветствию.

Стоят полукругом.

Выполняют движения согласно тексту.

1мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: ребята, сегодня к нам придет гостья. А кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает,

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы.

Кто же это? (Осень, слайд 2).

Ребята, догадались о каком времени года мы будем говорить на занятии?

Ответ детей.

Ответы детей.

1 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: правильно, осень. А пока мы ждем гостью, давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». (слайд 3).

- Стук в дверь. (музыка на слайде 3). Заходит костюмированная Осень.

-Осень: Здравствуйте, ребята! Вот и заканчивается время моего правления. На дворе последние осенние деньки. Я знаю, что вы много говорили обо мне, поэтому я приготовила для вас небольшое задание. У меня есть волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. (слайд4) Дидактическая игра «Назови примету осени». (слайд 5).

- Ребята, передавайте друг другу этот листочек и называйте приметы осени.

Осень: Молодцы, ребята! Много примет назвали.

А сейчас у меня для вас второе задание. Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Задание: Посмотрите на картины и определите, к какому периоду осени они относятся! (Три изображения осени: ранняя, золотая, поздняя). Картины висят на  магнитной доске.

 -Показ на экране, первой картинки (слайд 6).

- Показ на экране, второй картинки (слайд 7).

 - Показ на экране, третьей картинки (слайд 8).

Воспитатель: действительно, на одной картине ранняя осень, на другой – золотая осень и на третьей - поздняя осень.

Осень: Молодцы! Вы все правильно рассказали.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что у Осени есть три брата? Кто же это?

Правильно, месяцы. Послушайте загадки.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

Самый хмурый месяц года,

Хочется домой, -

Скоро сонная природа

Встретится с зимой. (Ноябрь)

Знаете, ребята, какой интересный факт я заметила. Давайте  с помощью первых букв осенних месяцев, составим слово. Первый месяц – сентябрь. На какую букву он начинается? Выставляем на магнитную доску букву С; второй месяц – октябрь, он начинается с буквы… О, третий месяц – ноябрь, он начинается с буквы… Н.

-Давайте прочитаем, что у нас получилось. Сон.

-Как вы считаете, случайно ли у нас получилось такое осеннее слово? (слайд 9).

Обобщаю слово (Сон), осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные тоже впадут в спячку, остальные будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.

- Осень, довольна ли ты ответами наших детей?

Осень: Да, вы молодцы! И моих братьев знаете. А хотите побывать у них в гостях? Они тоже приготовили для вас интересные задания и игры.

Воспитатель: ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Осень: Тогда отправляйтесь в дорогу, а я пойду завершать свои дела. На прощание я оставляю вам коробочку. Откроете ее, когда вернетесь. До свидания. (Осень уходит).

Воспитатель: ну, что же, отправляемся. Помогут нам путешествовать осенние листочки. (звучит музыка Чайковского «Времена года») (слайд 10)

-Закружились листья, закружились…

В сентябре мы с вами очутились. (слайд 11)

Воспитатель: а вы знаете, ребята, в старину месяцы года назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам очень много. Сентябрь в народном календаре называется рябинник, хмурень, листопадник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть такая примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая». А почему сентябрь - хмурень?  Название «листопадник», я думаю, всем понятно – именно в сентябре начинается листопад.

- Скажите, а чем занимаются люди осенью?

- Вы правы. Осенью кругом столько работы — ведь поспевает урожай. Урожай чего?

- Месяц Сентябрь предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я  Вам буду читать предложение, а Вы должны будете добавить в конце предложение слово. ( Слайд 12, 13).

-Молодцы с заданием справились.

Воспитатель: а знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Давайте, поиграем в игру «Вершки и корешки». (слайд 14-15). Я буду показывать Вам овощ.  Вы должны будете назвать овощ, и сказать что у него съедобное. Если он растет на поверхности земли - тяните руки вверх, если под землей - приседайте.

 Воспитатель: молодцы! Справились с заданиями Сентября.

Отправляемся на встречу с октябрем. (музыка) (слайд 16)

Закружились листья, закружились…

В октябре мы с вами очутились. (слайд 17)

Воспитатель: октябрь в народном календаре – листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений. Говорили в народе: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы». Смешное название «мокрохвост» говорит о частых дождях. И «грязник» оттуда же. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре, когда были закончены все сельскохозяйственные работы, на Руси праздновались свадьбы.

Воспитатель: а сейчас Октябрь хочет загадать вам загадку.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ...(Листопад) (слайд 18).

Воспитатель: правильно, это листопад. Скажите, а почему листья опадают?

- А вы знаете от чего листья летом зеленые, а осенью желтеют?

- Почему же это происходит, мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы.

Опыт 1: «Исследование листа с помощью лупы» (слайд 19)

Воспитатель: вам интересно узнать, как устроен лист?

- Для того чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

- Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и вы убедитесь в этом.

Воспитатель: по черенку поступает питание к листочку. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму.

Опыт 2: «Почему лист зеленый?»

 Воспитатель: давайте выясним, почему листья зелёные?

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Воспитатель: это зеленое вещество называется хлорофилл, он окрашивает лист в зеленый цвет.

- Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими. Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные.

- Ну, что же, теперь вы точно знаете, почему листья желтеют.

Воспитатель: пора продолжить наше путешествие.

- Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц.

Отправляемся на встречу с ноябрем. (музыка) (слайд 20)

Закружились листья, закружились…

В ноябре мы с вами очутились. (слайд 21)

Воспитатель: ноябрь – подзимник, грудень. Почему «подзимник», понятно – последний месяц осени, последний перед зимой. Называли также ноябрь «воротами зимы». А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежала грудами, кучами.

- Ребята, месяц Ноябрь приготовил для вас задание.

Воспитатель: ноябрь хочет у вас спросить, как мы называем птиц, улетающих на юг? (Перелетные). (слайд 22).

- Как вы думаете, почему птицы улетают?

Все ли птицы сразу улетают?

А все ли птицы улетели?

 Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? Назовите их. (слайд 23)

Воспитатель: ноябрь хочет проверить ваши знания. Он предлагает вам выбрать картинки с изображением птиц и поместить перелетных на картинку с изображением солнышка, а зимующих на кормушку.  (Слайд 24). Картинки висят на магнитной доске.

Воспитатель: молодцы! С заданиями Ноября мы тоже справились.

Пора возвращаться в детский сад. (слайд 25)

Закружились листья, закружились…

В детском садике мы с вами очутились.

Воспитатель: посмотрим, какой же подарок оставила нам Осень. Здесь много разных картинок, есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Ребята, Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

 Рассказывают что хорошего и плохого во времени года, по картинкам на экране.

Здороваются.

Играют в игру, и передают листочек и называют приметы осени.

- Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.

-  Птицы улетают в теплые края.

-  Животные готовятся к зиме (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку).

-  Солнце светит, но не греет.

- Часто идут дожди.

- На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.

- В лесу появились грибы и ягоды.

- Люди собирают урожай.

-  Дни становятся короче, а ночи длиннее.

-  Дует сильный ветер.

-  Насекомые прячутся.

- Цветы вянут.

-  Трава желтеет.

- Небо серое, хмурое.

Ответы детей.

Рассматривают и обсуждают.

Ответы детей: это ранняя осень. В сентябре ещё тепло, листья зеленые и немного желтые. Желтеет и высыхает трава. Охлаждается вода в реках и озерах. Люди собирают урожай на огородах, в садах. Идет уборка хлеба. В лесу собирают грибы.

Ответы детей:  это золотая осень. Листва на деревьях всё больше желтеет и краснеет и начинается листопад. На юг улетают перелетные птицы. Чаще идут дожди. Дни короче, ночь длиннее; солнце светит мало; ветер срывает листья с деревьев, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, звери заканчивают подготовку к зиме, завяла трава и цветы.

Ответы детей:  это поздняя осень. Листья почти все опали, на деревьях осталось несколько листочков. Лежит первый снег. Впадают в спячку звери и насекомые. Полностью завершается листопад у деревьев и кустарников. Появляются зимующие птицы. Водоемы затягиваются молодым льдом.

Ответы детей.

Дети составляют с помощью букв слово, на магнитной доске.

Читают слово.

Ответы детей.

Ответ детей. Согласны.

Прощаются.

Дети берут листочки.

Выполняют движения под текст и музыку.

Слушают.

Ответы детей.

-Потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина.

- Небо чаще хмурится.

- В сентябре начинается листопад.

Ответы детей.

Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Ответы детей. Овощей и фруктов.

 Смотрят на экран. Слушают и добавляют слово.

Ответы детей.

Называют овощ, съедобную часть (Вершки, корешки), выполняют движения.

Выполняют движения под текст и музыку.

Слушают, смотрят на экран.

Ответ детей.

Ответы детей.

- Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.

Ответы детей.

Дети проходят за столы.

Ответ детей. Интересно.

Дети с помощью лупы рассматривают листок.

Переворачивают, рассматривают.

Слушают, делают вывод.

Ответы детей.

Дети проводят опыт с листочком, на ткани появились зеленые пятна.

Слушают. Знакомство со словом хлорофилл.

Ответы детей. Коричневыми, желтыми, красными.

Выполняют движения под текст и музыку.

Слушают, смотрят на экран.

Ответы детей.

-На юге теплее и сытнее.

- Нет.

- Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, кукушки, жаворонки).

-Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, грачи).

-В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Ответы детей.

Зимующие. Смотрят на экран и называют зимующих птиц.

Выбирают картинки птиц, прилепляют к солнышку перелетных, к кормушке зимующих.

Выполняют движения под текст и музыку.

Собирают осенний коллаж.

27 мин

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

-Если вам понравилось путешествие, возьмите желтый листочек. - Если что-то не понравилось, возьмите красный листочек.

- Я, хочу, вам за плодотворную работу подарит осеннею картинку. Спасибо за занятие.

Ответы детей.

Мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивый осенний коллаж. Показали себя настоящими знатоками природы.

Анализируют свою деятельность.

2-3 мин




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Технологическая карта занятия " В гостях у осьминога" с детьми старшей группы

Технологическая карта занятия, цели, задачи, оборудование, актуальность...

Технологическая карта занятия по развитию речи "В гостях у Айболита" (знакомство с медицинскими профессиями)

Игровое занятие в ходе, которого дети смогут обобщить имеющиеся знания о врачах и особенностях их деятельности и узнать новые "медицинские" слова, которые можно использовать в речи....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В гости к сказке"

МБДОУ: «Снежинка»Группа: старшаяВоспитатель:  Горюхина Наталья ВадимовнаТема:  "В гости к сказке"Цель: продолжать формировать у детей элементарные математичес...

Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"

Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"...

Технологическая карта занятия на тему «Осенние листочки»

Предлоставленный материал  аппликации (х. э. р.) с детьми младшей группы...