Конспект- практикум с элементами тренинга «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»
план-конспект занятия

 Конспект-практикум с элементами тренинга "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция"

           - Предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения;

           - Поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях профессиональной деятельности;

           - Снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;

  -  Познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

  - Сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_s_elementami_treninga_dlya_pedagogov.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект практикум с элементами тренинга

 «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»

предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения;

  • поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях

профессиональной деятельности.

  • снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;
  • познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
  • сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.

Продолжительность по времени:1-1,5 часа,

Дополнительный материал: мешочек с пожеланиями; диск с - шум моря, спокойная и веселая музыка.

Ход практикума

Оглашается педагогам тема практикума, задачи мероприятия, зачитываются правила работы. Во время обсуждения правил дается возможность высказаться всем желающим, выслушиваются все предложения и замечания. Выработанные правила записываются и вывешиваются на видном месте.

Приветствие

Упражнение

«Имя + прилагательное на первую букву своего имени»

Участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное па первую букву имени, которое его характеризует.

Тест-опросник «Ох уж эти нервы».

Инструкция. Отметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

  1. Меня раздражает:
  • смятая страница газеты или журнала, которые я люблю читать
  • очень
  • не особенно
  • ни в коем случае
  1. одетая с претензией на молодость женщина в годах

- очень

- не особенно

-  ни в  коем случае  

3) курящая на улице женщина

  • очень
  • не особенно
  • ни в коем случае

4) чрезмерное приближение ко мне собеседника, даже если оно произошло поневоле - в толпе, в автобусной давке

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

  1. слишком сильный запах духов
  • очень
  • не особенно
  • ни в коем случае

6) громкий разговор в общественном транспорте

  • очень
  • не особенно
  • ни в коем случае

7) активно жестикулирующий при разговоре собеседник

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

8) частое употребление коллегами иностранных слов

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

9) когда кто-нибудь грызет ногти

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

10) когда кто-нибудь пытается поучать меня

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

11) когда кто-то кашляет в мою сторону

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

12) когда слышу чей-то смех невпопад

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

13) когда близкие друзья все время опаздывают  

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

14) когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует фильма или шелестит оберткой от конфеты

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

15) когда дарят ненужные вещи

- очень

- не особенно

- пи в коем случае

16) когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть

- очень

- не особенно

- ни в коем случае

Обработка ответов: За каждый ответ «очень» запишите себе 3 очка,

за ответ «не особенно» - 1 очко,

за ответ «ни в коем случае» - поставьте прочерк.

Интерпретация результатов:

Более 33 баллов - вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие;

От 13 до 32 баллов - вы относитесь к распространенной группе людей. Раздражаясь от очень неприятных вещей, вы делаете драму из обыденных житейских невзгод. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать их;

12 и менее баллов - ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил проявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.

Комплекс игр и упражнений на психоэмоциональную разгрузку

Упражнение «Солнышко»

Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача - написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.

Упражнение «Разговор со своим телом»

Инструкция педагога-психолога: Дышите спокойно, полностью сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит в вас и выходит – «с-с-с». Вы дышите в том темпе, который для вас удобен. Продолжая дышать медленно-медленно, начните мысленный обзор своего тела. Пусть ваш внутренний взор поднимется по телу то кончиков пальцев ног по ступням, голеням, позвоночнику, мысленно охватите свою голову и спуститесь вниз по шее, животу. Продолжая дышать в удобном для вас темпе издавая на выдохе звук  «с-с-с», ощутите себя целиком, назовите себя по имени, скажите себе: «Это Я».

Основная часть.

Техника «Управление дыханием»

Инструкция педагога-психолога: Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало

заметно спокойней и уравновешенней.

Упражнение «Снятие мышечного напряжения»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте на стул в удобной позе, так чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом - оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите несколько раз. Упражнение поможет снять волнение и возбуждение.

Упражнение «Дыхание»

Инструкция педагога-психолога:

  1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.
  2. Выдох  с открытым сильным звуком «А-А-А».
  3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.
  4. Выдох  с сильным звуком «О-О-О» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).
  5. Медленный, глубокий вдох.
  6. Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У» (руки опустить вниз).

Экспресс-прием

для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

   Инструкция педагога-психолога: - Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

- Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз.

- Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей.

- Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

- Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи.

- Расслабьтесь. Встряхните кисти.

Упражнение «Покачивание»

Инструкция педагога-психолога: Разделитесь на пары. Первый участник обхватывает второго сзади за плечи, второй максимально расслабляется, закрывает глаза. Первый покачивает его под спокойную музыку. Затем участники меняются ролями.

Упражнение «Дождь»

Инструкция педагога-психолога: Встаньте в круг и повторите  движения:

- поводить по часовой стрелке пальчиками по ладошке;

- потереть ладони друг о дружку; пощелкать пальцами;

- легко постучать себя по груди;

- похлопать в ладоши, по бедрам, по полу.

Далее все движения повторить в обратном порядке. 

Релаксация.

Упражнение «Воспоминания»

Для выполнения упражнения используется фоном медленная  (для первой части) и веселую мелодии. Участники сидят с закрытыми глазами и следуют тексту.

Инструкция педагога-психолога: Прошу сесть на подушки, и закрыть глаза. Дышим медленно и глубоко… Дышим медленно и глубоко… Дышим медленно и глубоко… Представьте события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно… Проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут… Откройте глаза…Потянитесь, улыбнитесь…

Обратная связь (рефлексия)

Инструкция педагога-психолога: А сейчас, я предлагаю, передавая мяч по кругу  друг другу, закончить предложения:

Мое состояние...

Мои ожидания...  

Я хочу сказать всем...

Вы также можете поделиться чувствами и мыслями, впечатлениями от встречи, рассказать, что особенно понравилось.

Прощание

   Примечание. Педагог каждому участнику предлагает из мешочка взять по листочку с пожеланием. Участник каждый по очереди зачитывает, пожелание которое ему выпало, остальные аплодируют ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ : «От социализации к саморегуляции»

Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов о социализации и развитии саморегуляции у ребенка через использование элементов технологии Гришаевой Н.П. «Развивающее общение». Задачи: • Раскрыть ...

Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция».

Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»; с характеристиками данного понятия. • Познакомить с быс...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Практикум для педагогов ДОО "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие этого его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое с...

Тренинг "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Данный тренинг проводится с педагогами с целью охранения и укрепления психического здоровья, профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания, формирования психологической устойчивости и мот...