Тренинг "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"
план-конспект занятия

Полева Галина Петровна

Данный тренинг проводится с педагогами с целью охранения и укрепления психического здоровья, профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания, формирования психологической устойчивости и мотивации к личностному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_oktyabr.docx149.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья, профилактика стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания, формирование психологической устойчивости и мотивации к личностному самосовершенствованию.

Задачи:

  1. снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;
  2. познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
  3. сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний;
  4. вооружить знаниями, которые повышали бы психическую устойчивость в критических ситуациях.

Материалы и оборудование: оборудование сенсорной комнаты, релаксационная музыка, листы бумаги, фломастеры, ручки.

Правила поведения в группе:

1. Слушать друг, друга, не перебивая.

2. Принцип “здесь и сейчас” -  говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.

3. Говорить только от своего лица. Заменяем высказывания типа: “большинство моих друзей считают, что…”. “Некоторые думают….” суждениями “Я считаю, что…”, “Я думаю, что….”.

4. Искренность в общении - говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражает свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфидициальность – все, что происходит во время занятий, не выносится за его пределы. Не распространять за пределами занятий личную информацию об участниках.

6. Определение сильных сторон личности – во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

8. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но должен публично заявить о своем отказе.

Ход тренинга

I. Приветствие

Притча о жизни

(«Psychology-General»)

Дочь пришла к отцу и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зерна кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

- Что изменилось? – спросил он свою дочь.

- Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде, – ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
Так и люди – сильные внешне, могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

- А кофе? – спросила она.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

И такими особыми людьми являются большинство педагогов, которым необходима время от времени для сохранения личного здоровья Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция.

Объявить педагогам тему практикума (Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность его профессиональной деятельности, повышают конфликтность во взаимоотношениях с родителями и коллегами, способствуют возникновению и закреплению негативных черт характера, которые разрушают психическое здоровье и провоцируют психосоматические заболевания.

Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое состояние на положительное?  Данную тему проработаем на сегодняшнем тренинге).

Далее объяснить особенности предстоящей формы работы, совместно с участниками принять правила работы. Во время обсуждения правил дать возможность высказаться всем желающим, выслушать  все предложения и замечания. Если кого-то из участников группы правила не устраивают, он должен принять решение — признать их и следовать им во время работы группы или не начинать занятие совсем. Выработанные правила повесить на большом листе бумаги.

II. Упражнение «Имя прилагательное на первую букву своего имени».

Участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое его характеризует.

III. Упражнение «Приветствие невербальное»

Участники стоят по кругу. Задача — поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Если кто-то кого-то пропустил, предложите им поздороваться. Упражнение развивает межличностные отношения в группе.

После завершения упражнения предложите педагогам сесть в круг и задайте один из вопросов:

· Как настроение?

· Как вы себя чувствуете?

· Можем ли мы приступить к работе?

IV. Экспресс-диагностика эмоционального состояния

Предложить участникам тест-опросник «Ох уж эти нервы» (автор — Л. Москвина).

Тест-опросник «Ох уж эти нервы» .

Инструкция. Отметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Меня раздражает:

 1) смятая страница газеты или журнала, которые я люблю читать - ¨ очень ¨ , не особенно ¨ ни в коем случае;

 2) одетая с претензией на молодость женщина в годах -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 3) курящая на улице женщина -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае ;

4) чрезмерное приближение ко мне собеседника, даже если оно произошло поневоле — в толпе, в автобусной давке -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 5) слишком сильный запах духов -¨ очень¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 6) громкий разговор в общественном транспорте ¨- очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае ;

7) активно жестикулирующий при разговоре собеседник- ¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае ;

8) частое употребление коллегами иностранных слов -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае ;

9) когда кто-нибудь грызет ногти  -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 10) когда кто-нибудь пытается поучать меня ¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае

11) когда кто-то кашляет в мою сторону -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 12) когда слышу чей-то смех невпопад -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 13) когда близкие друзья все время опаздывают -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 14) когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае;

 15) когда дарят ненужные вещи -¨ очень ¨ не особенно ¨ ни в коем случае ;

16) когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть - ¨ очень

¨ не особенно ¨ ни в коем случае .

 Обработка ответов:  За каждый ответ «очень» запишите себе 3 очка, за ответ «не особенно» — 1 очко, за ответ «ни в коем случае» — поставьте прочерк.

Интерпретация результатов:

· более 33 баллов — вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие;

· от 13 до 32 баллов — вы относитесь к распространенной группе людей. Раздражаясь от очень неприятных вещей, вы делаете драму из обыденных житейских невзгод. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать их;

· 12 и менее баллов — ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил проявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.

Затем показать данные диагностики эмоционального выгорания .

V.  Мини-лекция «Правила использования формул самовнушения» 
На данном этапе педагог-психолог знакомит участников с методом вербального самовнушения Г.Н. Сытина, формулами самовнушения и правилами их использования (используется компьютерная презентация). В конце лекции педагоги получают памятки, содержащие формулы самовнушения. 

Материал к лекции. 

Правила формулирования и использования формул самовнушения 
1) Текст должен быть коротким, состоять из нескольких фраз. 
2) Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз). 
3) Важно непоколебимо верить в «магические» свойства слов. 
4) Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. 

Материал к презентации «Формулы самовнушения»: 
Формула 1. «На работу» 
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня важным смыслом моей жизни». 
Формула 2. «Перед сложным разговором» 
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». 
Формула 3. Снятие волнения и нервного напряжения 
«Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко и свободно. Безмятежное счастье». 

VI. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…» 
Цель: осознать личностные ресурсы. 
Инструкция. Участники делятся на пары. Сначала один из партнеров рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном или каком-либо своем недостатке. Собеседник внимательно выслушивает, после чего произносит: «Все равно ты молодец, потому что… (продолжает фразу)». Затем участники меняются ролями. 

VII. Комплекс игр и упражнений на психоэмоциональную разгрузку

1. Упражнение «Солнышко»

Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача — написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.

2. Звуковое упражнение «Гласные звуки»

Слово педагога-психолога: Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на двух-трех нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.

Предложить педагогам пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.

А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И — влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;

О — стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;

У — улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);

Э — улучшает работу головного мозга.

3. Просмотр видеофрагмента Е. Гришковец «Настроение улучшилось».

VIII. Игры и упражнения по системе психической саморегуляции состояний

  1. Упражнение «Сосулька-мороженое» -снятие мышечного напряжения.
  2. Техника «Джин шин джитсу» - японский метод расслабления за 5 минут (видеопросмотр).
  3. Просмотр фильма «Мир танцующих мандал», гиф «Мандала».
  4. Медитация «Встреча с вашим наставником» 

    Медитация позволяет повысить уверенность в своих силах, активизировать личностные ресурсы для преодоления сложных жизненных ситуаций. 

    Примечание. При проведении упражнения используется аромалампа с эфирными маслами сосны и бергамота, а также оборудование темной сенсорной комнаты: включаются пузырьковые колонны, пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», светильник «Волшебный шар». Фоном звучит релаксирующая музыка с CD «Блаженство». 
    Участникам предлагается расположиться в креслах-пуфиках или на мягких матах, расслабиться. 

    Инструкция педагога-психолога: Глубоко расслабьтесь и представьте, что вы стоите у подножия холма, поросшего травой. Стоит яркая лунная ночь. Вы слышите, как ухают совы, деревья шелестят, в кустах шуршит мелкая живность. Воздух сладко пахнет. Посмотрите на вершину холма… там вы замечаете круг стоящих камней, призрачных, таинственных при лунном свете. 

    Вы поднимаетесь на вершину и проходите в круг через два высоких пологих камня. Вы видите, как две тени пронеслись через круг, как будто две фигуры спрятались за камнями, ожидая своего времени. Вы стоите и ждете, чувствуете себя в безопасности. Теплый бриз дует через камни… Через короткое время позади вас в круг входят мужчина и женщина. Они медленно приближаются. Вы чувствуете, как их любовь окутывает вас. Разрешите себе увидеть эти две фигуры. Какие у них черты лица?.. Какого они роста?.. Во что они одеты?.. Какая на них обувь?.. Какие впечатления они у вас вызывают?.. 

    Поприветствуйте — это ваши наставники, пожмите им руки, обнимите их. 

    Наставники напоминают вам о ситуации из вашей жизни, когда у вас что-то очень хорошо получилось, может, это было в детстве, в молодости или совсем недавно. Вы были очень довольны собой в тот момент. Это было состояние большой радости, потому что в вашей жизни случилось что-то очень хорошее. 

    Это была ситуация победы. Вспомните это ощущение: я это сделала, я преодолела себя, я прошла какой-то рубеж. Возможно, вас кто-то похвалил или вы сами поняли, что это счастье случилось. Возможно, вы видите сейчас людей, которые вас поздравляют или благодарят, или радуются вместе с вами. Какие звуки вы слышите вокруг себя?.. Что вы видите?.. Какая картина возникает перед вашими глазами?.. Проживите и почувствуйте еще раз это наслаждение победы. Что происходит с вашим телом?.. Может, у вас распрямляются плечи? Выравнивается осанка? Голова приподнимается? Вспомните, где в вашем теле жила эта радость?.. 

    Если вы вспомнили это состояние — очень хорошо. Теперь вы можете использовать какой-нибудь жест, чтобы зафиксировать это состояние. Любой жест, который будет незаметен для окружающих, но подарит вам уверенность в себе. Сейчас вы можете наслаждаться этим состоянием, говорить с вашими наставниками столько, сколько хотите… 

    Теперь поблагодарите своих наставников… А теперь откройте глаза и вернитесь в свою жизнь. 

    В дальнейшем, чтобы чувствовать себя уверенней, перед выступлением или важным разговором повторяйте жест (движение), который вы придумали, когда были в каменном кругу на вершине холма лунной ночью. 

IX. Рефлексия.

Традиционная китайская медицина сводит причины болезней человека к внутренним и внешним. 
Внутренняя причина обычно сводится к семи эмоциям, которые приводят к болезням: радость, злость, горе, усиленное размышление, печаль, страх, ужас. 

Любой эмоциональный стресс от возбуждения или торможения нарушает функции внутренних органов и вызывает их болезни. 
Современная медицина считает, что 50-80% болезней вызываются нервозностью, например, рак, легочные болезни, печеночные болезни, гипертония, сердечные болезни, язва и т. д. 
Берегите себя!
 

https://sun9-7.userapi.com/c855124/v855124235/cfc6f/qbatvs72y3A.jpg

Упражнение «Рефлексивный кубик».

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Отвечают на вопросы, путем перекидывания рефлексивного кубика (вопросы наклеены на грани кубика) друг другу.

Вопросы «рефлексивного кубика»:

  • Трудно ли вам было отвечать?
  • Было ли для вас что-то новое?
  • Считаете ли вы полезными упражнения?
  • Открыли ли вы что-то новое для себя?
  • Как вы себя сейчас чувствуете?
  • Какие у вас сейчас ощущения?

Закончить наш практикум я бы хотела следующими словами:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Спасибо за внимание!

Правила поведения в группе:

1. Слушать друг, друга, не перебивая.

2. Принцип “здесь и сейчас” -  говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.

3. Говорить только от своего лица. Заменяем высказывания типа: “большинство моих друзей считают, что…”. “Некоторые думают….” суждениями “Я считаю, что…”, “Я думаю, что….”.

4. Искренность в общении - говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражает свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфидициальность – все, что происходит во время занятий, не выносится за его пределы. Не распространять за пределами занятий личную информацию об участниках.

6. Определение сильных сторон личности – во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

8. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но должен публично заявить о своем отказе.

Правила поведения в группе:

1. Слушать друг, друга, не перебивая.

2. Принцип “здесь и сейчас” -  говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.

3. Говорить только от своего лица. Заменяем высказывания типа: “большинство моих друзей считают, что…”. “Некоторые думают….” суждениями “Я считаю, что…”, “Я думаю, что….”.

4. Искренность в общении - говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражает свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфидициальность – все, что происходит во время занятий, не выносится за его пределы. Не распространять за пределами занятий личную информацию об участниках.

6. Определение сильных сторон личности – во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

8. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но должен публично заявить о своем отказе.

Правила формулирования и использования формул самовнушения 
1) Текст должен быть коротким, состоять из нескольких фраз. 
2) Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз). 
3) Важно непоколебимо верить в «магические» свойства слов. 
4) Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. 
«Формулы самовнушения»: 
Формула 1. «На работу» 
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня важным смыслом моей жизни». 
Формула 2. «Перед сложным разговором» 
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». 
Формула 3. Снятие волнения и нервного напряжения 
«Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко и свободно. Безмятежное счастье». 

Правила формулирования и использования формул самовнушения 
1) Текст должен быть коротким, состоять из нескольких фраз. 
2) Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз). 
3) Важно непоколебимо верить в «магические» свойства слов. 
4) Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. 

«Формулы самовнушения»: 
Формула 1. «На работу» 
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня важным смыслом моей жизни». 
Формула 2. «Перед сложным разговором» 
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». 
Формула 3. Снятие волнения и нервного напряжения 
«Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко и свободно. Безмятежное счастье». 

Звуковое упражнение «Гласные звуки»

Пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.

А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И — влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;

О — стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;

У — улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);

Э — улучшает работу головного мозга.

Звуковое упражнение «Гласные звуки»

Пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.

А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И — влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;

О — стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;

У — улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);

Э — улучшает работу головного мозга.

Звуковое упражнение «Гласные звуки»

Пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.

А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И — влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;

О — стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;

У — улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);

Э — улучшает работу головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы психологической саморегуляции педагога

Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разреша...

Буклет "Саморегуляция педагогов и детей"

Игры и упражнения на расслабление мышц, релаксирующие упражнения, дыхательные техники, упражнения на саморегуляцию педагогов...

Уголок психологической разгрузки в кабинете педагога-психолога ДОО

Так как многие детские сады не имеют возможности организовать полноценую сенсорную комнату, можно оформить в группе или кабинете такой уголок релаксации...

«Эмоциональная разгрузка» Тренинг для педагогов

    Цель проведения: Повышение психологической компетенции педагогического коллектива по вопросам эмоционального и профессионального выгорания. Познакомить педагогов со способами упра...

Конспект- практикум с элементами тренинга «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»

Конспект-практикум с элементами тренинга "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция"           - Предупредить (преодолеть) возможные последствия психич...

Практикум для педагогов ДОО "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие этого его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое с...