Проект "Народная культура и традиции"
проект (старшая группа)

Екатерина Сергеевна Нечипорук

Тема проекта «Народная культура и традиции»

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель Волохова Е.С. и музыкальный руководитель Нечипорук Е.С, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 9 марта по 12 марта 2021 года.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно – прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.

 

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Весёлая Масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

 

 

Проблема:

В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры.

Проблема духовно - нравственного воспитания и развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных проблем. В условиях ДОУ она предполагает деятельность в самых разных направлениях .Эта работа должна охватывать все сферы совместной деятельности воспитанников с педагогами, общение со сверстниками, с родителями, взаимодействие с предметно-пространственной средой.

 

Этапы работы над проектом

 

1. Подготовительный ( предварительная работа)

Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

Разработка конспектов.

Создать развивающую среду: наглядно -  демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.

Создание мини – музея «Уголок народного творчества»

 

2. Основной

Цикл познавательных занятий

Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей

Мультимедийные презентации по теме проекта

 

3. Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной деятельности детей

Выставка детских работ «Сказочная гжель», «Дымковские игрушки», «Золотая Хохлома», «Матрешки в хороводе»

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

 

Работа с родителями:

-Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

-Привлечение родителей к сбору предметов старины для мини – музея «Уголок народного творчества»

-Мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Пеленашка»

 (Хащенко И.В.)

 

Перспективный план работы над проектом

 

Беседа по вопросам: «Где живут люди сейчас? Как жили люди в старину на Руси? Чем отличались их жилища от современного жилья?»  Беседа на тему «Куклы из прошлого» Беседа по вопросам: «Зачем нужны ложки? Какие бывают ложки?».

Рисование на тему «Расписные ложки».

Игры с тряпичными куклами

Рассматривание тематического альбома «Сказочная гжель», «Городецкая роспись», «Роспись Полхов -  Майдан», иллюстраций к русским народным сказкам.

Чтение русской народной сказки «Морозко», беседа по содержанию. Рассказывание русской народной сказки «Жихарка», беседа по содержанию

Рассматривание тематического альбома «Волшебные куклы».

Образовательная развивающая ситуация «Из прошлого ложки»

Разучивание поговорок о гостеприимстве: «Без обеда не красна беседа», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Чем богаты, тем и рады»

Игры-хороводы «Блинок», «Блинчик», «Выпал беленький снежок»

Презентация «Широкая масленица», «Народные промыслы»

Музыкальная деятельность . Конкурсно - развлекательная программа «Как на масленой неделе»

Игра на деревянных ложках

НОД «Народная игрушка – деревянная игрушка» (соц. ком.)

НОД «Устное народное творчество – перевертыши» (развитие речи)

Мастерская народных промыслов «В гостях у народных мастеров» (ИЗО)

 

Предполагаемый  результат:

У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.  

Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Родители приняли  участие в реализации проекта.

 

Итоговые мероприятия:

Досуг «Масленница»

Выставка детского творчества Организован в группе мини-музей «Уголок народного творчества

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта «Народная культура и традиции»

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель Волохова Е.С. и музыкальный руководитель Нечипорук Е.С, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 9 марта по 12 марта 2021 года.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно – прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Весёлая Масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Проблема:

В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры.

Проблема духовно - нравственного воспитания и развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных проблем. В условиях ДОУ она предполагает деятельность в самых разных направлениях .Эта работа должна охватывать все сферы совместной деятельности воспитанников с педагогами, общение со сверстниками, с родителями, взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный ( предварительная работа)

Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

Разработка конспектов.

Создать развивающую среду: наглядно -  демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.

Создание мини – музея «Уголок народного творчества»

2. Основной

Цикл познавательных занятий

Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей

Мультимедийные презентации по теме проекта

3. Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной деятельности детей

Выставка детских работ «Сказочная гжель», «Дымковские игрушки», «Золотая Хохлома», «Матрешки в хороводе»

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

Работа с родителями:

-Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

-Привлечение родителей к сбору предметов старины для мини – музея «Уголок народного творчества»

-Мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Пеленашка»

 (Хащенко И.В.)

Перспективный план работы над проектом

Беседа по вопросам: «Где живут люди сейчас? Как жили люди в старину на Руси? Чем отличались их жилища от современного жилья?»  Беседа на тему «Куклы из прошлого» Беседа по вопросам: «Зачем нужны ложки? Какие бывают ложки?».

Рисование на тему «Расписные ложки».

Игры с тряпичными куклами

Рассматривание тематического альбома «Сказочная гжель», «Городецкая роспись», «Роспись Полхов -  Майдан», иллюстраций к русским народным сказкам.

Чтение русской народной сказки «Морозко», беседа по содержанию. Рассказывание русской народной сказки «Жихарка», беседа по содержанию

Рассматривание тематического альбома «Волшебные куклы».

Образовательная развивающая ситуация «Из прошлого ложки»

Разучивание поговорок о гостеприимстве: «Без обеда не красна беседа», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Чем богаты, тем и рады»

Игры-хороводы «Блинок», «Блинчик», «Выпал беленький снежок»

Презентация «Широкая масленица», «Народные промыслы»

Музыкальная деятельность . Конкурсно - развлекательная программа «Как на масленой неделе»

Игра на деревянных ложках

НОД «Народная игрушка – деревянная игрушка» (соц. ком.)

НОД «Устное народное творчество – перевертыши» (развитие речи)

Мастерская народных промыслов «В гостях у народных мастеров» (ИЗО)

Предполагаемый  результат:

У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.  

Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Родители приняли  участие в реализации проекта.

Итоговые мероприятия:

Досуг «Масленница»

Выставка детского творчества Организован в группе мини-музей «Уголок народного творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Тематическое планирование ООД по физической культуре "Народная культура и традиции"

Методический материал для ООД по физической культуре по  теме "Народная культура и традиции"...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...