Рабочая программа "Народное творчество"
рабочая программа (средняя группа)

Ляляева Анастасия Сергеевна

Примерная общеобразовательная программа дополнительного образования "Народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_narodnoe_tvorchestvo_lyalyaevoy_a.s.docx267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

___________________Ивашкевич Т.С.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Народное творчество»

https://cont.ws/uploads/pic/2018/10/dymkovskaya-igrushka.jpg

Воспитатель:

Ляляева А.С.

г. Балабаново, 2020 – 21 учебный год

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Список детей
  3. Цель и задачи программы
  4. Формы работы и результативность
  5. Содержание работы
  6. Краткая характеристика развития творческой деятельности детей 4 – 5 лет
  7. Методическое обеспечение и литература
  8. Перспективное планирование в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Народное творчество»
  1. Пояснительная записка

Данная программа способствует ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством, включая освоение теоретических знаний в области истории и символики народных росписей, а также овладению практическими навыками изображения декоративных узоров.

Кроме того, работа в данном направлении способствует развитию индивидуальных творческих способностей детей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование в рамках дополнительной программы по декоративно - прикладному искусству для детей среднего дошкольного возраста включает в себя индивидуальную и фронтальную форму работы.

Актуальность данной работы определяется проблемой развития детского творчества в современных реалиях. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие отечественные педагоги (Т.С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. В настоящее время, народные игры, забавы и игрушки заменяются на интерактивные игры и развлечения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

  1. Список детей
  1. Володченко Дария
  2. Волчек Есения
  3. Иванова Виктория
  4. Кол Алексей
  5. Ухвачёв Иван
  6. Лебедева София
  7. Станаева Маргарита
  8. Шелахов Кирилл
  9. Митрафанов Никита
  10. Сухарева Полина
  11.  Коновалова Виктория
  12.  Коморова Анастасия
  13. Павлов Савелий
  1. Цель и задачи программы

Цель: формирование основ художественной культуры ребенка через ознакомление с декоративно – прикладным искусством.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
  2. Учить выделять элементы филимоновской  росписи (розетка, ёлочка, линии); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
  3. Учить выделять элементы дымковской росписи (круги, линии, сетка); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
  4. Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
  5. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
  6. Познакомить детей с городецкими изделиями.

Развивающие:

  1. Развивать чувство формы, цвета, композиции.
  2. Развивать изобразительные умения и навыки детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
  2. Воспитывать интерес к предметам декоративно – прикладного искусства.

4. Формы работы и результативность

Формы работы:

Занятия проводятся в групповой форме, возможно чередование групповых и подгрупповых занятий. Допускается проведение индивидуальной работы.

Продолжительность: 1 год

Время проведение деятельности:

Каждый понедельник и четверг с 15.30 – 15.50

Форма отчётности: творческий отчёт

Предполагаемый результат:

- дети имеют представление о народных промыслах.

- различают изделия различных народных промыслов (филимоновская, дымковская, городецкая).

- приобретут практические умения по работе с краской.

- проявляют интерес к истории и культуре нашего народа.

- приобретут трудовые навыки и умения (аккуратность, самостоятельность).

5. Содержание работы

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы обучения

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов изобразительного искусства);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

Этапы работы:

I этап – подготовительный

Задачи:

  1. Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  2. Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  3. Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  4. Формировать чувство ритма, симметрии.

II этап – практический

Задачи:

  1. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной росписи в  рисовании.
  2. Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей (филимоновской, дымковской и городецкой).
  3. Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

- выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.

- определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

- спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Работа с родителями:

- индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, памятка: «Виды росписей», фотоотчёты о проведении занятий на персональном сайте педагога.

Работа с педагогами:

- предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования при обучении ДПР, участие в  семинарах по плану старшего воспитателя.

6. Краткая характеристика развития творческой деятельности детей 4 – 5 лет

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

  1. Методическое обеспечение и литература

Методическое обеспечение:

- дополнительная общеобразовательная программа «Народное творчество»;

- наглядные пособия (схемы поэтапного создания узоров, основная цветовая гамма по различным видам росписей, фото и иллюстрации изделий различных промыслов);

- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы;

- наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4;

- дидактические игры;

Учебно – практическое оборудование:

  • Краски гуашевые
  • Бумага А3, А4
  • Бумага цветная
  • Восковые мелки
  • Кисти №5, 10, 20
  • Кисти из щетины № 3,10, 13
  • Емкости для воды
  • Пластилин / глина

Литература:

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
  2. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  5. Электронный ресурс «Народные промыслы дошкольникам» http://www.sad-alenka.ru/
  1. Перспективное планирование в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Народное творчество»

Месяц

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Творческий выход

Сентябрь

Филимоновская роспись

Познакомить детей с основной цветовой гаммой и узорами, характерными для данной росписи.

Познакомить с историей возникновения данного вида росписи, вызвать интерес к созданию предметов по мотивам филимоновской росписи.

Рисование узоров филимоновской росписи: полосы, «ёлочки», «розетки».

Роспись филимоновского коня.

Стендовая информация: «История филимоновской игрушки»

Выставка работ

Создание альбома: филимоновская роспись.

Октябрь

Филимоновская роспись, дымковская роспись

Продолжать знакомство с основной цветовой гаммой и узорами, характерными для филимоновской и дымковской росписи.

Познакомить с историей возникновения дымковской росписи, вызвать интерес к созданию предметов по мотивам дымковской росписи.

Учить различать дымковского и филимоновского коня (по наличию «свистульки» у филимоновской игрушки).

Рисование узоров дымковской росписи: круги, сетка, полосы.

Роспись дымковского коня, филимоновской барыни.

Консультация: «Роль декоративно – прикладного искусства в развитии творческих навыков дошкольников»

Выставка работ, фотоотчёт на персональном сайте педагога.

Ноябрь

Дымковская роспись, филимоновская роспись

Упражнять в изображении узоров, характерных для дымковской росписи.

Учить различать дымковскую и филимоновскую барыню.

Развивать технические умения при работе с краской.

Поддерживать интерес к занятиям ДПИ.

Рисование узоров дымковской росписи.

Роспись барыни: дымковской и филимоновской.

Памятка: «Знакомим детей с дымковской игрушкой»

Выставка работ, создание альбома: «Дымковская роспись»

Декабрь

Филимоновская, дымковская роспись

Закреплять знания об основной цветовой гамме и узорах филимоновской  и дымковской росписи, учить самостоятельно, по выбору расписывать силуэт коня или барыни.

Роспись силуэтов по коня и барыни по мотивам филимоновской и дымковской росписи.

Онлайн  - экскурсия в музей «Деревня Филимоново»

Онлайн мастер – класс: «Создание дымковской игрушки из глины»

Выставка работ

Январь

Городецкая роспись

Познакомить детей с предметами народного творчества по мотивам городецкой росписи.

Дать представление об основной цветовой гамме и узорах, характерных для данной росписи (розан, купавки)

Рассматривание предметов городецкой росписи

Беседы с родителями: «Развитие творческих умений детей 4 -5 лет»

Выставка работ, фотоотчёт на персональном сайте педагога

Февраль

Городецкая роспись

Учить детей поэтапному изображению городецкого узора: подмалёвок, тенёвка, оживка.

Учить созданию отдельных элементов данной росписи: купавка.

Рисование узоров (поэтапное) по мотивам городецкой росписи

Стендовая консультация: «Познакомьте ребёнка с городецкой росписью»

Выставка работ, создание альбома: «Городецкая роспись»

Март

Дымковская и городецкая роспись

Продолжать учить детей поэтапному изображению городецкого узора: подмалёвок, тенёвка, оживка.

Учить созданию отдельных элементов данной росписи: розан.

Продолжать учить детей расписывать силуэт дымковской игрушки.

Рисование узоров (поэтапное) по мотивам городецкой росписи.

Роспись барыни или дымковского коня по выбору детей.

Индивидуальные консультации об успехах детей в рамках кружковой работы «Народное творчество»

Выставка работ, фотоотчёт на персональном сайте педагога.

Апрель

Городецкая роспись, филимоновская роспись

Учить детей росписи доски по мотивам городецкой росписи знакомыми элементами: листья, розан, купавки.

Развивать композиционные умения.

Поддерживать интерес детей к созданию игрушек по мотивам филимоновской росписи.

Роспись доски по мотивам городецкой роспись.

Лепка и роспись филимоновской свистульки.

Памятки на тему: «Технология создания игрушки из глины»

Выставка работ

Май

Дымковская роспись

Поддерживать интерес детей к созданию игрушек по мотивам филимоновской и дымковской росписи.

Развивать чувство формы, цвета.

Закрепить знания детей об основной цветовой гамме и узорах данных росписей.

Лепка и роспись дымковского  или филимоновского коня.

Индивидуальные консультации об успехах детей в рамках кружковой работы «Народное творчество»

Творческая выставка: «Народное творчество», презентация по итогам работы на персональном сайте педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа  «Формирование творчества в танце на занятиях  ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественное творчество» (вторая младшая группа)

Рабочая программа расчитана на детей 3-4 лет, определяя для них содержание и организацию образовательног процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному творчеству в детском саду "Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени»

Данная программа создана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возрата "Цветные ладошки" - Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лы...

Рабочая программа по Лепке Художественное творчество.

В подготовительной к школе группе лепка проводиться в чередовании с рисованием, один раз в неделю....

Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества

Рабочая программа составлена на основе  программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе на период с 3.09.12г. по 30.11.12г.

Разработанная рабочая программа составлена для II младшей группы муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным ...