Статья на тему: "Развивающая речевая среда"
статья

Пашская Анна Германовна

В статье представлены психолого-педагогические условия полноценного речевого развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_rechevaya_sreda.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пашская А.Г.

старший воспитатель

Развивающая речевая среда

Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация благоприятной развивающей речевой среды в ДОУ.  

Речевая развивающая среда - это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка. Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи и коммуникативного общения ребенка дошкольного возраста[2].

Федоренко Л.П. выделяет естественную речевую среду и искусственную речевую среду.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на его вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают с ним, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость).

К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми[1].

Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. По мнению Флёриной Е.А. живое слово требует простоты, ясности, логического построения. Поэтому педагогу особенно важно работать над собой в этом направлении.

Требования к речи педагога:

- содержательность

- точность

- логичность

- соответствие возрасту детей

- лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность речи

- образность

- выразительность

- эмоциональная насыщенность

- богатство интонации

- неторопливость

- достаточная громкость

- знание и соблюдение правил речевого этикета

- соответствие слова воспитателя его делом.

Свободное речевое общение детей с педагогом и сверстниками организовывают  в режиме дня: на прогулке, во время бытовых процессов (умывание, кормление…) и, конечно же, в разных видах деятельности, особенно игровой и трудовой.

Для речевого развития детей используются все виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации).

Начиная с 4-5 летнего возраста, большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. Поэтому важно создавать условия для такого общения между детьми, так как в общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения.

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. При организации такой среды необходимо  чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени[1].

К методическим средствам речевого развития относится:

1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.

2. Центр речевой деятельности. Является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные:

- книжный уголок

- дидактический, наглядный материал

- разные виды театров.

Дидактический, наглядный материал:

- дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами

- альбом (для формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи)

- сюжетные, предметные картинки

- разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин)

Требования к наглядному дидактическому материалу:

- соответствие возрасту детей. Чем младше ребенок, тем проще должен быть материал, количественно он должен быть значительно меньше, а по содержанию подобран так, чтобы способствовать развитию речи и закреплению конкретных представлений. Чем старше ребенок, тем больше возможностей для расширения его кругозора новыми представлениями о предметах и явлениях;

- эстетичность;

- красочность, привлекательность материала (в меру);

- доступность по содержанию;

3. Одним из компонентов речевой среды может быть создание в детском саду библиотеки - организация определенной комнаты, в которой размещены стеллажи с книгами для детей, родителей. В библиотеке можно  проводить разные формы работы с детьми, родителями, педагогами (литературные чтения, занятия, викторины и другие). Здесь дети имеют возможность взять домой понравившуюся книгу, а родитель педагогическую литературу по воспитанию ребенка.

4. Одним из компонентов речевой среды является кабинет учителя-логопеда, в котором созданы условия для работы с детьми с речевыми нарушениями.

5. Важным компонентом речевой среды является организация взаимодействия с родителями.

Для этого можно использовать разные формы взаимодействия с родителями:

- наглядная агитация (оформление информационных стендов в родительских уголках, папок-ширм, выставки книг и пособий, выпуск газеты,   оформление книжек-малышек с детскими рассказами);

- родительские встречи, конференции по развитию речи детей;

- участие родителей в педсоветах;

- опыт семейного воспитания;

- индивидуальные беседы и консультации;

- посещение семьи ребенка;

- «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные сочинения рассказов и сказок, викторины, конкурсы, праздники, День открытых дверей, кружковая работа или организация клуба, литературные чтения в детском саду, организованные родителями и т.д.). [2]

Таким образом, благоприятная развивающая речевая среда включает в себя собственно речь окружающих ребенка людей, методы и приемы организованного обучения правильной речи, наполнение группы детского сада различными наглядными материалами и предметами, обеспечивающими все возможности для овладения детьми родным языком, для развития хорошей и правильной речи детей, для речевого творчества. Благоприятная развивающая речевая среда должна затрагивать все стороны личности ребенка - эмоции, чувства, волю, требовать от него работы мысли и воображения, быть для ребенка таким окружением, посредством которого он сможет реализовать себя как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.

  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев и др., М. Изд.: Просвещение, 1977 г.240 с.
  2. «Предметно-развивающая среда по развитию речи детей в ДОУ» М.И.Чудинова [электронный ресурс] Режим доступа:

https://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=8fecfbbb5dc856d43128b11573a7cb7f&url=http%3A%2F%2Fportfolio-edu.ru%2Fuserfiles%2Fteacher%2Fsubfiles%2F2014%2F02%2F24%2F9d7f660d5eb64f1c21cc8ea1ec79e7f8.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»

«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического   здоровья ребенка»у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО

Методическая разработкана тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО...

Презентация для воспитателей на тему :"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Данная презентация создана в помощь воспитателям для создания развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. В ней раскрыты принципы построения  развивающей среды, ...

Доклад по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС....

Сообщение на тему "Развивающая предметно-пространственная среда"

Делюсь опытом по наполнению среды группы развивающими предметами и материалами....

Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...