Конспект интегрированного занятия "Добрыня Рязанич"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фатовская Ольга Владимировна

Конспект интегрированного занятия по краеведению  "Добрыня Рязанич" для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bogatyri_21.01.docx152.22 КБ

Предварительный просмотр:

    Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
    Задачи: 

1.

2. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава

4. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное

5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Оборудование: презентация «Богатыри», мольберт, репродукция картины В. Васнецова «Богатырская застава», материалы для продуктивной деятельности «Коник богатырский», конструирования «Застава»

 Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Чтение былинных историй из цикла «Добрыня Рязанич Злат Пояс».

Вводная часть:  

Слушанье музыки (гусли), сопровождаемое видерядом (30 сек.).

Музыка продолжает звучать тише, воспитатель читает отрывок

Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяньях славнорусских богатырей.

В старину называли нашу Родину Русью. Стояли города на Руси, видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синие ленты рек, золотые пески на берегах, сосновые рощи, да дубравы, березовые лесочки да непроходимые боры…

Пахали землю пахари. По берегам рек строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Русь, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

 «Былину читай, да на ус мотай!» - гласит русская народная пословица. (Вопрос детям – что такое былина?) Былина – это произведение русского фольклора о подвигах богатырей, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. (Вопрос детям – каких знаете богатырей?) Мы сегодня поговорим о могучих русских богатырях.

 Основная часть: 

Рассматривание картины

 (Картина «Богатыри» - репродукция на мольберте).

Ребята, перед вами репродукция картины «Богатырская застава» («Богатыри»). Что такое репродукция? (Репродукция – копия картины). Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов

- Общее настроение от картины

- Кого изобразил художник?

- Посмотрите на богатырей, одинаковыми ли написал их художник?

- Кто самый старший? Почему? (Илья Муромец. Он расположился в центре картины он самый сильный и могучий, выглядит уверенным в себе. У него седые волосы и широкая борода.)

Почему прозвище Ильи – Муромец, как вы думаете? (Он родом из города Мурома).  Какая поза у богатыря? (Напряженная, богатырь поднял руку к глазам и зорко всматривается вдаль.)

 А какое выражение на лице? (Суровое, внимательное).

Как называется одежда богатыря? (Одежда богатыря – доспехи). Во что одет Ильи? (На нем рукавицы, простые сапоги, а еще шлем и кольчуга. А из какого материала сделаны шлем и кольчуга? (Из металла, металлические).

«Сундучок с кольчугой» (Эксперимент)

У меня, ребята, есть сундучок с кольчугой богатырской. Так как кольчуга из металла, она очень тяжелая. Предлагаю вам попытаться сдвинуть сундучок с места.

(Дети по очереди пробуют сдвинуть сундучок с места и садятся на свои места).

Как вы думаете, легко ли было сражаться в таких доспехах? (Трудно, так как они очень тяжелые, легко, так как они надежно защищали тело от ударов врага).

Как вы считаете, какими должны быть люди, которые носили металлическую кольчугу? (Сильными, могучими).

Какой конь у Ильи? (Такой же большой, как хозяин, и цвет не случайно черный или вороной - для устрашения врага)

 Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич). Как вы думаете, что означает имя «Добрыня»? (Добрыня – добро, которое побеждает зло). Как выглядит Добрыня? (Он спокоен, голову повернул чуть влево, руку держит на мече, который наполовину вытащил из ножен).

Какого цвета конь у Добрыни? (Белый). Как вы думаете, почему художник выбрал этот цвет, что он обозначает? (Белый – цвет добра и чистоты).

Пословицы и поговорки

О силе и любви к Родине, храбрости русских богатырей сложено много пословиц и поговорок. Предлагаю вам, ребята, вспомнить некоторые из них. Я пословицу начну, а вы заканчиваете. 

Тот герой, кто за Родину горой
Кто смел, тот и на коня сел
С родной земли умри, не сходи

Жить – Родине служить

Если дружба велика, будет Родина крепка!

Родина – мать, умей за нее постоять.

Молодцы, ребята, теперь давайте вернемся к нашей картине. Давайте посмотрим и скажем, кого художник изобразил справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович справа от Ильи.) Чем Алеша не похож на своих товарищей? (Он самый молодой, без бороды). Какая поза у Алеши? (Он склонил голову немного вправо, чуть улыбается. Но рука лежит на заряженном луке – богатырь готов оборонять родную землю).

Какого цвета конь Алеши? (Рыжий, как лисичка, и это не с проста. Как вы думаете, что обозначает этот цвет? Алеша тоже был хитроумным, про такого говорят – голыми руками не возьмешь)

Словесная игра «Подбери словечко»

Ребята, художник богатырей написал красками. А я предлагаю вам описать их словами (близкие по смыслу): если человек сильный, как по другому можно сказать о нем? (могучий, богатырский); богатырь (силач, воин, борец); смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный).

А теперь посмотрите на картину и скажите, что находится на переднем плане картины? (На переднем плане изображены маленькие елочки.)

Что находится на заднем плане? (На заднем плане горы и небо. А в небе клубятся белые тяжелые облака.)

Что охраняют богатыри? (Богатыри охраняют русскую землю, ее границу, заставу). Стоит застава, а богатыри отправляются за тридевять земель, ведь цель у богатырей одна – не пропустить врага, стоять на страже Родины.)

Ребята, а куда же это, за тридевять земель? (Это очень далеко)

Едут богатыри, чтобы отбить охоту у врага приходить на Русскую землю.

Что значит, отбить охоту? (Чтобы пропало желание идти на Русскую землю)

Ведь не зря говорится, что посеешь, то и пожнешь (Ребята, попробуйте обьяснить, что это значит? – как поступишь с людьми, так и они с тобой поступят.)

Игра «Изобрази богатыря» (артистический этюд, без атрибутов, мимикой и жестами)

Сильные и смелые богатыри, каждому хочется быть на них похожими. Я предлагаю вам, ребята, каждому стать богатырем! Изобразите только мимикой и жестами того богатыря, который вам больше понравился, а мы отгадаем, как его зовут.

3 детей по очереди изображают понравившегося богатыря, остальные отгадывают и называют его.

В конце игры дети вместе изображают понравившихся богатырей.

Конструирование «Застава богатырская»

(Разбор значения слова «застава».)

Отряд богатырей отправился на заставу. А что же такое застава? Застава – это заслон или заграждение. У этого слова было несколько значений:

Застава - воинский сторожевой отряд, сторожевое охранение (как на картине Васнецова).

А еще застава - заграждение и сторожевой пост при въезде в город, созданные для наблюдения за проезжающими и охраны въезда в город

Предлагаю вам построить заставу. Строить будем из дерева, из него возводились и настоящие заставы.

Вставайте со стульчиков и проходите за мной (дети проходят к экрану и встают лицом к нему). Давайте посмотрим, из каких элементов состоит застава. (СЛАЙД 2, 3)

Состояла застава из высокого кругового забора и башни дозорного. Стены забора строились в два ряда, разные по высоте, внешний ряд – ниже, внутренний ряд – выше (показ на экране). Башня дозорного имела форму прямоугольника с покатой крышей. Какую фигуру напоминает вам крыша дозорной башни? (Четырехгранный треугольник).

У нас с вами есть вот такие деревянные брусочки. Строить будем из них.

Лиза и Саша строят забор. Не забудьте, ребята, что забор заставы строился в два ряда разной высоты. Саша, какая сторона забора выше? (внутренняя). Лиза, а какая ниже? (внутренняя).

Анфиса и Егор строят башню дозорного. Какой формы башня? (прямоугольная). А крыша у башни? (Четырехгранный треугольник).

Ане и Вадиму предлагаю заняться постройками внутри заставы. Вам нужно построить несколько домиков, это хозяйственные постройки. Какие брусочки вам понадобятся? (кубы, прямоугольники и треугольники).

Преступаем к работе. (Если необходимо, воспитатель оказывает помощь каждой группе детей).

Молодцы, ребята, у вас получилась отличная застава! Только кого-то на ней не хватает? Кто же будет защищать заставу от врагов? (Богатыри на богатырских конях). Есть у меня богатыри (показываю фигурки богатырей из бумаги по количеству детей), а вот коней богатырских нет. Предлагаю вам сделать коней для наших богатырей. Проходите к столу (дети садятся за три стола, поставленные вместе).

«Коник богатырский»

Продуктивная деятельность (ножницы на каждого ребенка, силуэты коней на цветной бумаге, по две прищепки деревянных на каждого ребенка).

Ребята перед вами силуэты коней на цветной бумаге, которые нужно будет аккуратно вырезать не выходя за контуры. Но сначала давайте повторим правила пользования ножницами.

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

- Ножницами нельзя вырезать на ходу.

Приступаем к работе.

Отлично, туловище коника у вас готово, а теперь возьмите деревянную прищепку и прицепите ее так, чтобы получились ноги коника (по показу).

Молодцы ребята, а теперь давайте отнесем наших коников на заставу.

 (дети ставят коников внутри заставы, а воспитатель сажает на каждого коника богатыря). Посмотрите, теперь на нашей заставе поселились богатыри-защитники!

Заключительная часть:

А известно вам, ребята, что Добрыню Никитича называют Добрыней Рязанским, считают, что он родился на Рязанской земле, а в городе Шилове есть памятник Добрыне (СЛАЙД 5 – что вы здесь видите? Меч, щит, как будто изображение богатыря в шлеме).    

Рефлексия:

Мне было очень интересно с вами сегодня.

А вам понравилось наше занятие?

Что было самым интересным на занятии? (ответы детей)

Что нового вы сегодня узнали? (Как строить богатырскую заставу, что Добрыня Никитич родился на Рязанской земле, а в Шилове стоит памятник Добрыне).

http://sablezubka.ru/d/1/1/76/15/1221.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...