"Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте"
консультация

Блинкова Алла Анатольевна

Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, воображение, и многие другое. И все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно возраст раннего детства является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1056

Дошкольное отделение 4

Доклад на тему:

 «Воспитание сенсорных навыков  в раннем возрасте»

 Выполнил воспитатель Блинкова А.А.

2021


 1 слайд.

Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, воображение, и многие другое. И все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно возраст раннего детства является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

2 слайд.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. 

3 слайд. Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

4 слайд. 

Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.  Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

5 слайд.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Они сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов выступают:

эталоны цвета – это семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности

эталоны формы – это геометрические фигуры

эталоны величины – это метрическая система мер (большой - маленький)

эталон слуха – это фонемы родного языка, музыкальные ноты

эталон вкуса - это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания и т. д.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок же оперирует ими с той же легкостью, как и взрослый, лишь к пяти годам. Но если усвоение знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

6 слайд.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у ребенка.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Формирование у детей систем перцептивных действий (перцептивный - это способы обследования или восприятия, выраженные через действия: поглаживание, ощупывание, сжимание, осматривание и т.д.).

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов (эталон - образец или обобщение представлений о свойствах, качествах, отношениях предмета).

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.                                                                                                  Принципы организации работы: посильность требований, постепенность усложнений, последовательность.

Методами и приемами сенсорного воспитания являются: наглядные методы, метод сравнения, сопоставления, словесные методы, сочетающиеся с эмоциональной установкой; привлечение внимания, наблюдение за действиями взрослого и сверстников.

7 слайд.  

Программа

1 год 6 мес – 2 лет

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Учить различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4–5 колец (от большого к маленькому), из 4–5 колпачков.

Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).

Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).

Учить способам конструирования — прикладыванию, накладыванию.

Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать

для игр сюжетные игрушки.

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой с сюжетными играми. Учить детей выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры.

Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).

8 слайд

2года – 3 лет

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный

мяч — маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);

тактильных ощущений, температурных различий (чудесный мешочек, теплый — холодный, легкий — тяжелый и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

9 слайд

Для выполнения задач необходимо: использование дидактических игр; создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Принципы организации работы: посильность требований, постепенность усложнений, последовательность.

10 слайд

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Его нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как форму или величину. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом начинают с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего.

Ознакомление детей с цветом проводится поэтапно:

1 этап – различение цветов по принципу “такой – не такой”. На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.

2 этап – зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показывают ребенку карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы такого же цвета. После выполнения ребенком задания называют цвет.

3 этап – закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий, в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.), при проведении дидактических игр. (“Подбери по цвету”, “Цветные кубики”, “Ниточки для шариков”, “Веселые гусенички”, “Разложи по коробочкам”, “Разноцветные ленточки”, “Построим башню”, “Наряжаем кукол”, “Четвертый лишний” и др.).

11 слайд

Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму.

Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогаю им сравнить фигуры, показывается как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом. Ознакомление детей с формой проводятся поэтапно:

1 этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”), не называя ее.

2 этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий.

3 этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет в дошкольном возрасте.

используя специальные дидактические игры (настольные, печатные, подвижные и др.). Например, “Разложи фигуры по местам!”, “Веселый поезд”, “Катится – не катится”, “Фигуры играют в прятки”, “Найди лишнюю фигуру”, “Найди такую же фигуру” и др..

12 слайд

Величина – это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т.д.

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий учим детей:

– сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;

– сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;

– сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляю третий объект – средний по величине;

– параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности использую выразительные жесты. Сначала величину обозначать при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький. Ознакомление детей с величиной проводятся поэтапно:

1 этап – практические действия. При знакомстве детей с величиной используются различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком.

2 этап – зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз.

3 этап – использование знаний о величине в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками.

– используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.). Например, “Спрячь в ладошке!”, “Накрой платком!”, “Две коробки”, “Вкладыши и башенки”, “Пирамидки”, “Где мое место”, “Два поезда” и др.

13 Слайд

Можно сделать вывод, что богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Центр сенсорного развития в раннем возрасте является главным центром в структуре развивающей предметно-пространственной среды группы. При его организации в первую очередь надо руководствоваться необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Среда сенсорного центра должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 1) Способы обеспечивающие насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Рабочей программы:

• Наполнение и оснащение средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, инвентарем (в соответствии со спецификой Рабочей программы).

2)Способы обеспечивающие трансформируемость:

• Возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (например, выдвижные ящики, в которых размещен игровой материал может по индивидуальному желанию детей трансформироваться в столик).

3)Способы обеспечивающие полифункциональность:

• наличие в центре полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов (крышки от бутылок, бутылочки, коробочки, прищепки, в том числе бросовых и природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в дидактических играх).

14 слайд

4)Способы обеспечивающие вариативность:

• наличие в разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную (моторную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.

5)Способы обеспечивающие доступность:

• свободный доступ детей, в том числе детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (открытые полки в шкафах);

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6)Способы обеспечивающие безопасность:

• предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, особое внимание надо обратить на отсутствие мелких игрушек и деталей.

 15 Слайд

Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.

Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. В связи с этим актуальность проблемы использования активных форм работы с родителями для развития сенсорных способностей детей очевидна для всех: -консультации, -родительские собрания, -семинары-практикумы, -тематические выставки, -родительские гостиные;

16 слайд

памятки, рекомендации, консультации

17 Слайд

Для педагогов и для родителей, желающих повысить педагогическую компетентность можно порекомендовать данные книги.

1. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Янушко Е.А. В пособии рассматривается сенсорное развитие ребенка, т. е. развитие его восприятия с первого года жизни и до 3-летнего возраста. Даются определения понятий видов сенсорных ощущений, способов действий ребенка с предметами, сенсорной среды (природа, мир людей), сенсорным эталонам (цвета, формы, величины, звуки, запахи, вкусовое восприятие), а также методика организации и проведения занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте.

2. Раннее детство. Познавательное развитие. В книге освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, даны психические возможности и педагогические условия познавательного развития, подробно раскрываются вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей первого, второго и третьего годов жизни.

3. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. В пособии представлена технология сенсорного воспитания детей раннего возраста, включающая характеристику ее концептуальных основ, содержательного, процессуального и диагностического компонента. Технология ориентирована на формирование у малышей второго-третьего года жизни перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, что обеспечивает как амплификацию сенсорного развития в раннем возрасте, так и оптимальную подготовленность трехлетних детей к требованиям дошкольной ступени. Адресовано сотрудникам муниципальных и частных ДОО, работающим с детьми раннего возраста, родителям, повышающим свою педагогическую компетентность, а также студентам, изучающим курс "Педагогика раннего возраста".

18 слайд

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

— во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

— во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

— в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира.

Значение сенсорного воспитания

  • Является основой для интеллектуального развития
  • Развивает наблюдательность, внимание
  • Позитивно влияет на эстетическое чувство
  • Является основой для развития воображения
  • Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
  • Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
  • Влияет на расширение словарного запаса ребенка
  • Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста

Игра - это особый вид деятельности ребенка, она всегда носит творческий характер. Малыша привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое дей...

Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте

"Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте"...

Презентация "Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста на примере адаптационной группы кратковременного пребывания"

      Сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста, путем создания развивающих игрушек...

Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста

Система работы по воспитанию сенсорной культуры  детей раннего возраста ...

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»

 На  протяжении  долгого  времени  цвет  остается  важным  объектом  исследований,  только  подходы  ученых  к  этой  ...