Моё самообразование
консультация (старшая группа)

Гатауллина Цындыма Бадмашидиевна

Вопросы развития правильной речи и развитие бурятской речи у детей очень актуальны. Благодаря родной речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями родная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми на родном языке. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы по самообразованию41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

Могсохонский детский сад «Наран»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

 Тема: «Дидактические игры как средство родной речи детей дошкольного возраста»

 

 

Гатауллина Цындыма Бадмашидиевна

 

 

 

 

 

 

        

 

 

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 год

Предполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи и развитие бурятской речи у детей очень актуальны. Благодаря родной речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями родная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми на родном языке. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.   Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы, так как в современном мире, где лидирует гаджеты, ребёнок  забывает свой родной язык.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию родной бурятской речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться  постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития родной речи является одной из актуальных.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития родной  речи детей  посредством дидактической игры.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты…);
  • повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие родной речи детей дошкольного  возраста.
  • обогатить предметно-развивающую среду группы
  • подготовка консультаций для родителей по данной теме
  • составление картотек дидактических игр по развитию речи
  • создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр 
  • укрепить связи между детским садом и семьёй.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Повышение уровня развития родной речи у детей.
  2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
  5. Умение самостоятельно играть в игры.

Для воспитателя:

  1. Новые знания о развитии родной  речи детей.
  2. Желание работать в этом направлении.
  3. Повышение самообразования.
  4. Укрепление отношений с родителями.

Для родителей:

  1. Сближение с детьми и педагогами.
  2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Вид деятельности:

  1. Самостоятельная деятельность педагога.
  2. Составить перспективный план работы по развитию родной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
  3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
  4. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
  5. Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д.
  6. Разработка дидактических игр: «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Продолжи ряд»,   и т. д.

Этапы работы над темой:

1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие родной речи дошкольников через дидактическую игру». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.

2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу в детском саду.

3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.

Подготовительный этап

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и бурятские народные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает родную речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические

обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития родной речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.  

Практический этап

Месяц

Тема

Содержание работы

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий воспитателей по данной теме.

Список литературы. Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека.  

Сентябрь

Октябрь

Роль игры в жизни детей.

Развитие речи в средней группе

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях.

Ноябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста             

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях.

Декабрь

Влияние русских, бурятских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей среднего.

Говорим правильно

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр.

Консультация для родителей.

Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов

Март

Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» 

Развитие связной речи через театральную деятельность.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Апрель

Игра на развитие словарного запаса.

Совместное творчество детей и родителей

Буклет для родителей.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Результаты проведенной работы по самообразованию. 

Отчет.

 

Для детей

(игры, пособия)

Для родители

(консультации, папки-передвижки)

Для педагогов

(рекомендации, картотеки)

Д/и «Дикие и домашние животные»

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Картотека словесных дидактических игр для детей

Д/и  «Четвертый лишний»

Консультация «Развитие речи детей четвертого –пятого года жизни»

Картотека артикуляционной гимнастики для детей   5-6 лет

Д/и  «Варим суп и компот»

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

 

Д/и  «Кто чем питается?»

Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

 

Д/и  «Кто где живет?»

Буклет «Развитие речи детей 5-6 лет»

 

Д/и  «Кто где обитает?»

Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь»

 

Д/и  «Посади божью коровку на свой листочек»

 

 

Д/и  «Продолжи ряд»

 

 

 


Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
  4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
  5. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
  6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
  7. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
  8. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
  11. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  12. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"
  13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  14. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
  15. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
  16. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...