Познавательные игры для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

 Чаш-оол Аржаана Сиин-ооловна

 

«Я знаю все»

              Цели: Учить детей самостоятельно вырабатывать и находить остроумное решение поставленной задачи. Развивать умение слушать других, реагировать на вопросы в пределах ограниченного времени. Побуждать к интеллектуальной творческой инициативе. Упражнять в умении рассуждать на различные темы. Побуждать родителей к сотрудничеству с детьми в игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

  

         

        Выполнила: Чаш-оол А.С.

                                              воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №6 г. Кызыла

«Я знаю все»

                Цели: Учить детей самостоятельно вырабатывать и находить остроумное решение поставленной задачи. Развивать умение слушать других, реагировать на вопросы в пределах ограниченного времени. Побуждать к интеллектуальной творческой инициативе. Упражнять в умении рассуждать на различные темы. Побуждать родителей к сотрудничеству с детьми в игре.

        Предварительная работа: Викторина по сказкам.

        Занятия интеллектуального клуба по темам: «Речь и мы», «В гостях у Королевы Математики», «Сказкоград», «Природа и мы».

        Консультации для родителей на тему «Как помочь ребенку в подготовке к игре».

        Комплектование команд (4 команды по 3 человека: ребенок + родители) Капитан – ребенок.

        Знакомство с правилами игры.

        Подбор музыкального оформления.

        Материал: Карточки с символическим изображением тем. Карточки с заданиями. Столы для каждой команды. Призы. Музыкальный центр.

        Ход  игры: Под веселую музыку в зал входят болельщики. Приглашаются команды. Ведущий представляет команды и жюри. Разыгрывается право первого участия в игре. Объявляется начало игры.

        BD14981_ Первый конкурс – «Разминка».

        Участникам задаются 10 вопросов в течение трех минут. Баллы получает та команда, чей капитан быстрее ответит на заданный вопрос.

        2 балла – если ответ дан сразу;

        1 балл – вторичный ответ( с помощью родителей).

        Вопросы:

        1. Какое животное тянет плуг, воз и сани?

        2. Какое слово короче – БОЧКА или БАБОЧКА?

        3. У лисы лисенок, у овцы…?

        4. Петух снес яйцо, кому достанется оно?

        5. Воду можно разлить, а горох…?

        6. Что это за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношеее?

        7. Где живет конь?

        8. Когда загораются звезды?

        9. Два теленка – сколько ног?

        10. Назови часть целого: книга - …

        BD14981_ Второй конкурс – «Интеллектуальная лестница».

        Капитану команды предлагается выбрать одну из четырех предложенных тем. Он выбирает тему и в течение одной минуты отвечает на вопросы. Ребенок может взять помощь родителей. Команда получает 2 балла за каждый правильный ответ.

        BD14869_ Тема «Математика»

        1. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет)

        2. Цифра, похожая на крючок. (5)

        3. Сколько золотых монет было у Буратино? (5)

        4. батон разделили на три части, сколько сделали разрезов? (два)

        5. Предмет с двумя кольцами. (ножницы)

        6. Где на земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

        BD14869_Тема «Экология»

        1. Как спят слоны? (стоя)

        2. Кто растет в сумке? (кенгуру)

        3. Как называется засохший хлеб? (сухарь)

        4. Какое животное обычно изображают с фонтаном на спине? (кит)

        5. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)

        6. Самая большая ягода? (арбуз)

        BD14869_ Тема «Загадалки»

        1. Три да три – что получится? (дырка)

        2. Из какого плода может вырасти дуб? (желудь)

        3. На каком дереве не растут ветки? (на сухом)

        4. Как называется полевой дом для зерен? (колосья)

        5. Что наряжают раз в год? (елка)

        6. Какой в реке камень? (мокрый)

        BD14869_ Тема «Я и моя речь»

        1. Что может быть соломенным? (шляпа, игрушка)

        2. Какое слово спряталось  в слове МАШИНА? (шина)

        3. Сколько звуков в слове ЗАМОК? (пять)

        4.Назови слово, которое начинается со звука [Ш ].

        5. Из чего состоит наша речь? (из звуков, слов, предложений)

        6. Профессия человека, который учит правильно и красиво говорить. (логопед)

        BD14869_ Тема «Путешествие в сказку»

        1. Что подарила сова ослику на день рождение? (хвост)

        2. Как называется экипаж для Золушки? (карета)

        3. Кто написал знаменитое произведение «Федорино горе»? (К.И. Чуковский)

        4. В какой сказке князь превращается в комара, муху и шмеля? («Сказка о царе Салтане»)

        5. Скажите, кто так и не отведал сыра? (ворона)

        6. Почему сорока – белобока не дала каши одному из своих птенцов? (он дров не рубил, печь не топил)

        BD14981_ Третий конкурс – «Практическая часть»

        Участникам даются ножницы и бумажный круг. В течение одной минуты предлагается разрезать эту фигуру на несколько частей, чтобы получилось две рамки. При этом не должно оставаться отходов. На маленьком круге предлагается карандашом спроектировать, как это сделать. Можно предложить любое другое практическое задание.

        Оценивается правильность выполнения и умение доказать. Максимум 4 балла.

        BD14981_ Физкультурная пауза

        BD14981_ Четвертый конкурс – «Оратор»

        Капитанам дается задание: в течение 30 секунд раскрыть тему «Для чего нам нужна математика». На обдумывание одна минута. Оценивается умение раскрыть актуальность темы. Максимум 10 баллов.

        BD14981_ Пятый конкурс – «Опиши картину»

        Капитанам команд предлагается описать картину. Оценивается умение составить связный рассказ, умение строить предложения, правильно используя лексико-грамматические конструкции. Побеждает тот, кто более точно опишет картину. Максимум 3 балла.

        BD14981_ Танцевальная пауза

        BD14981_ Шестой конкурс – «Игра с болельщиками»

        Болельщикам команд предлагаются вопросы. Каждый правильный ответ приносит играющей команде 2 балла.

        Вопросы:

        1. Когда машина едет, какое колесо у нее  не крутится? (запасное)

        2. Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково)

        3. Нет углов у меня, и похож на блюдце я. (круг)

        4. У квадрата их четыре, и все прямые. (углы)

        Далее жюри подводит итоги конкурсов. По итогам капитанам двух команд предлагается сыграть в суперигру.

        BD14981_ Суперигра

        Ведущий приглашает капитанов – финалистов. Дает задание: через 30 секунд ответить на вопрос: «Сколько яиц можно съесть натощак?» Побеждает тот, кто быстрее даст ответ. За правильный ответ капитан получает 3 балла.

        Жюри подводит итог игры. Называет команду – победителя. Проходит церемония награждения победителей, участников.

«Своя игра»

        Цель: Развивать познавательные способности детей, умения и навыки диалогической речи, объяснительной связной речи. Активизировать словарный запас детей. Поощрять стремление к интеллектуальной оригинальности. Упражнять в умении применять полученные ранее знания на практике. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, культуру общения и поведения.

        Предварительная работа: Занятия интеллектуального клуба. Беседы на заданную тему в группе, проводимые воспитателями. Знакомство с правилами игры. Подбор музыкального оформления. Подготовка рекламных пауз. Формирование команд.

        Материал: Карточки с темами (8тем). Карточки с вопросами для игроков и для болельщиков. Музыкальный центр.

        Ход игры: Под веселую музыку в зал входят болельщики. Под торжественную музыку ведущий приглашает в зал играющие команды. Идет представление команд и жюри. Звучат фанфары, ведущий объявляет начало игры. Разыгрывается право первого участника.

        BD14981_ Первый раунд

        Ведущий объявляет темы первого раунда: «Школа», «В мире животных», «Я вам спою», «Эх, прокачу!».

        Ответ на первый вопрос приносит команде 1 балл. Ответ на второй и третий вопросы приносит команде по 2 балла. Ответ на четвертый и пятый вопросы приносит команде по 3 балла.

        BD14869_ Тема «Школа»

        1. Как называется сумка школьника?

        2. Как называются занятия в школе?

        3. Без языка, без голоса, а все расскажет.

        4. На страницах букваря тридцать три богатыря.

           Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей.

        5. Как называется маленькая модель нашей земли?

        BD14869_ Тема «В мире животных»

        1. Кто из животных носит детеныша в сумке7

        2. птица, которая прячет голову от страха в песок.

        3. Порода маленькой лошади.

        4. Кого называют кораблем пустыни?

        5. Где пчела хранит свой мед?

        BD14869_ Тема «Я вам спою»

        1. Какому домашнему животному в песне все время не везет?

        2. Какого цвета вагон в известной песне?

        3. Название песни, в которой хорошо и слону, и маленькой улитке.

        4. Какое желание загадал ветер туче в песне «Улетай, туча?»

        5. Название песни, в которой зеленое насекомое поплатилось своей жизнью.

        BD14869_ Тема «Эх, прокачу!»

        1. Любимое средство передвижения Бабы- Яги.

        2. Чем питается машина?

        3. О чем говорит машине зеленый сигнал светофора?

        4. К какому виду транспорта можно отнести самолет?

        5. Как называются сани у хантов?

        BD14981_ Рекламная пауза

        После рекламной паузы жюри подводит итоги первого раунда. Ведущий объявляет начало второго раунда. Право первого предоставляется команде – победительнице первого раунда.

        BD14981_ Второй раунд

        Ведущий объявляет темы второго раунда: «Все работы хороши», «В гостях у сказки», «Народные промыслы», «T V» (телевидение).

         Ответ не первый вопрос приносит команде 1 балл. Ответ на второй и третий вопросы приносит команде по 2 балла. Ответ на четвертый и пятый вопросы приносит команде по 3 балла. Количество очков во втором раунде исчисляется заново.

        BD14869_ Тема «Все работы хороши»

        1. Кто добывает «черное золото»?

        2. Кто сочиняет стихи?

        3. Как называется специальность врача, который лечит зубы?

        4. Как называется профессия человека, который хранит и выдает книги по мере необходимости людям на временное пользование?

        5. Профессия человека, который ухаживает за лошадьми.

        BD14869_ Тема «В гостях у сказки»

        1. В кого Кощей превратил Василису Прекрасную?

        2. Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал.

        3. Вспомните и продолжите название сказки: «Финист - …».

        4. Имя злого могущественного персонажа в русских народных сказках.

        5. Какие волшебные слова произносила девочка Женя отрывая очередной лепесток?

        BD14869_ Тема «Народные промыслы»

        1. Какая народная деревянная игрушка прячется одна в другую?

        2. Назовите основные цвета хохломской росписи.

        3. Как называется посуда, которую расписывают синим цветом и его оттенками?

        4. В каком селе делают глиняных барышень?

        5. Из какого материала делают Городецкую роспись?

        BD14869_ Тема «ТV»

        1. Как зовут персонажей мультфильма, которые живут под девизом «Акуна матата»?

        2. В какой программе усатый ведущий раздает призы из черного ящика, как его зовут?

        3. С чем молоко вдвойне вкусней, если верить рекламе?

        4. Как зовут селезня, который любит купаться в деньгах?

        5. Кто такой Д,артаньян? Как зовут его друзей?

        BD14981_ Музыкальная пауза.

        BD14981_ Игра с болельщиками.

        Ведущий задает вопросы болельщикам играющих команд. Если болельщики отвечают на вопрос, команде прибавляется 2 балла.

        Вопросы:

        1. как называется полосатая африканская лошадь?

        2. Большое морское животное с фонтаном.

        Перед финалом жюри подводит итог игры и объявляет финальный этап – «Свою игру»..

        BD14981_ «Своя игра»

        Ведущий задает вопрос командам и дает 30 секунд на обдумывание. По истечении времени команда, давшая ответ первой, получает 3 балла.

        Жюри подводит итог всей игры. Подсчитывается общее количество баллов первого и второго раундов. Ведущий объявляет победителей. Проводится процедура награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интеллектуально-познавательной игры для детей дошкольного возраста.

Разработка интеллектульно-познавательной игры для детей  дошкольного возраста....

Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)

Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...

Познавательная игра для старшего дошкольного возраста "Хочу всё знать о здоровье"

Сформировать у детей представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека....