Доклад МО
учебно-методический материал (младшая группа)

Шевченко Анжелика Александровна

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_2021.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Доклад  МО по теме:                                                                                                                      

«Сказка – как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель первой категории

Шевченко А.А.

Май 2021год

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

      Цель - изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. 

    Задачи.

1. Выявить возрастные особенности духовно-нравственного воспитания детей – дошкольников;                                                                                                                2. Знакомства детей разновозрастной группы с русскими народными сказками.                                                                                                                                            3. Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев.                                                                           

    На сегодняшний день, вопрос о воспитании личности молодого поколения стоит не на последнем месте. Отмечается снижение патриотического воспитания в обществе, семье, отсутствие ориентиров, положительных жизненных установок, снижение роли культурного воспитания детей. В результате мы можем наблюдать искажение понятий у детей о нравственных ценностях, таких как доброта, справедливость, милосердие и пр. В последнее время, к сожалению, увеличилось число дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, тревожности, склонности к агрессии и враждебности. В этой ситуации сказка может стать хорошим помощником в разрешении сложившейся проблемы. Так как, именно сказка своей ненавязчивостью, и скрытым смыслом между строк, помогает ребенку выбрать правильную модель поведения. Это наиболее эффективный метод, чем, например, скучные нравоучения взрослых

Сказка знакомит детей с окружающим миром. Благодаря ярким художественным образам, этот процесс становится очень увлекательным и понятным ребенку. В сказке обязательно присутствуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение этих нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение нравственных норм и правил, отступление от них- расценивается как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Для педагогов не является секретом тот факт, что сказка особенно эффективна при работе с дошкольниками. И для этого есть причины. Рассмотрим их.

1) У детей дошкольного возраста восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка.

Сказка манит ребенка, помогает ему мечтать и фантазировать, раздвигает границы реальности. Для ребенка сама сказка становится реальностью. Именно посредством сказки, ребенок может примерить на себя взрослый мир, пережить эмоции, побывать в определенных обстоятельствах.

2) У малышей сильно развит механизм эмоционального включения, то есть ребенок сопоставляет с себя с героем, переживает его чувства, присваивает себе его ценности, нормы. Благодаря этому, ребенок, сравнивая себя с персонажем сказки, может понять, что не только у него есть какие то проблемы, страхи, переживания. Сказка помогает ребенку найти выход из трудных ситуаций, найти ответы на множество вопросов, способы решения конфликтных ситуаций. Сказка учит верить в себя и свои возможности. Учит верить в справедливость, победу добра над злом.

Патриотическое воспитание – это воспитание чувства ответственности. Народные сказки – уникальный способ раскрыть детям такие морально-нравственные истины,как: победа добра над злом (на примере сказки «Золушка», дружба (на примере сказки «Теремок», трудолюбие и взаимовыручка (на примере сказки «Репка», ответственность за меньших, уважение к родителям, любовь друг другу (на примере сказки «Гуси-лебеди», помогают распознать хитрость и обман (на примере сказки «Лиса и Журавль»).

Слушая сказку, ребенок отождествляет с себя с положительными героями, которые, как правило, наделены такими качествами как смелость, честность, доброта, упорство. Девочки видят в героинях сказки образец для подражания, который помогают сформировать женские черты характера (рукоделие, хозяйственность, забота, любовь). У мальчиков формируется модель поведения настоящего мужчины (отвага, храбрость, желание защищать близких, помогать слабым).

К сожалению, в наше время сказка, как и другие элементы традиционной культуры утрачивают свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные мультфильмы, книги, фильмы которые сказку представляют как просто развлекательное действие, которое не несет в себе нравственно-поучительного смысла. И наша задача, как педагогов, не дать уйти в забвение сказке как первому учителю жизни ребенка. Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания.                                                                                                                    

 Сказка помогает воспитывать ребенка в традициях его народа, Через передачу сказки прослеживается связь поколений. Ведь при рассказывании сказки бабушки внукам, а потом и выросшими внуками своим детям, в сказке сохранятся не только сюжет, но и речевые обороты, поэтичный язык насыщенный афоризмами, эпитетами, повторами.

    Сегодня сказка является одним из способов объединить взрослого и ребенка. Возродить традиции нашего народа, духовный опыт нашей культуры, учит быть добрыми и справедливыми. Хотелось бы верить, что чтение сказок останется доброй традицией в каждой семье. Ведь сказка создает теплую атмосферу и дома, и в детском саду. И, конечно же, добавляет чуточку волшебства в нашу жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...