Педагогические проблемные ситуации . Добро и зло.
материал (подготовительная группа)

Заварзина Елена Валерьевна

Целью ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные педагогические ситуации.

Целью ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Ситуации следует начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально напряженных), затем переходить к сложным.

 

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. Степень эмоционального напряжения в ППС необходимо тщательно продумать. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребенка. Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца, это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность –два раза в месяц, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию, затем один раз в полгода и контрольная через год. Ситуация должна быть эмоционально напряженной, но посильной для определенной возрастной группы. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.

Если учесть, что ППС проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три-четыре месяца и даже через год после проведения первой ППС, то можно представить, сколько пищи для размышлений она даѐт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Сразу после проведения проблемной педагогической ситуации обязательное условие -организация рефлексивного круга, в котором дети обсуждают то, что произошло, делают определенные выводы, свободно высказываются и отвечают на вопросы: Что сейчас произошло? Что ты делал? Что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз? Можно в рефлексивном кругу использовать такой метод как «родителям через детей», когда детям предлагается, спросить у родителей, что бы они сделали, если бы были детьми, и с ними произошла бы точно такая же ситуация. После каждой проблемной педагогической ситуации воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку: «Ситуация». Это сигнал для родителей. Они должны обязательно в этот день расспросить ребенка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы.

Технологическая карта проведения технологии «Проблемно-педагогическая ситуация»

Цели и задачи:

учить детей самоопределению в эмоционально напряженной ситуации, когда необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения;

формировать у детей нормы и правила поведения;

учить детей ориентироваться в пространстве;

воспитывать дружеское отношение между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы;

формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, благодарить за помощь и знаки внимания;

формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты.

Этапы подготовки и проведения проблемно-педагогической ситуации:

1.Выбор педагога, отвечающего за организацию внедрения технологии ППС.

2.Планирование ситуации.

3.Разработка сценария ППС и подготовка вопросов для круга рефлексии.

4.Подготовительные беседы с детьми по проблематике ППС.

5.Создание ситуации, максимально приближенной к жизни.

6.Рефлексивный круг для детей.

7.Обсуждение проведенной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы по данному направлению.

Условия проведения технологии ППС:

Ситуация проводится в отсутствие взрослых;

желательна съемка на видеокамеру для последующей рефлексии с педагогами;

сначала прорабатываются самые простые ситуации, затем переходят к более сложным;

обязательно проведение круга рефлексии после ППС;

каждая ситуация повторяется 2-3 раза с интервалом в 2-3 недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию;

через полгода проводится контрольная ППС на эту же тему;

родителям не сообщается напрямую о поведении детей в рамках ППС, им предлагается спросить у своих детей, как они себя вели. В помощь даются несколько вопросов от родителя к ребенку. По тематике ППС могут быть направлены на развитие:

-духовно-нравственных качеств;

-трудовых навыков;

-навыков безопасной жизнедеятельности;

-учебных навыков;

-коммуникативных навыков;

-экологического сознания;

-патриотизма.

ППС могут быть проведены в режимные моменты:

-перед завтраком;

-во время приема пищи;

-перед сном или после сна;

-во время одевания;

-во время прогулки.

ППС могут быть спонтанно возникшими, с информированием родителей, с длительной подготовкой и без подготовки.

Темы проблемных педагогических ситуаций:

«Буратино, который не знает добрых слов»

«Воспитатель заболел»

«Как правильно попросить»

«Мама устала»

«Старенькая бабушка»

«Помогаем другу в беде»

«Ребёнок нарушает правила группы»

«Ребенок говорит плохие слова и обзывает детей»

«Мальчик обидел девочку»

«Ребенок соврал, наговорил на другого»

«В группу пришла новенькая девочка»

«Дети не дружат с ребенком( из-за национальности)»

«Дети не общаются с ребенком из-за его физических нарушений»

«Отверженный.»

«Ребенок украл игрушку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций

В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Сообщение "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности"

Разрешение проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и ребёнка при оптимальной самостоятельности дошкольника и под руководством воспитателя....

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...

"Страна добра" - сборник игровых и проблемных ситуаций по этике

Цель: усвоение дошкольниками элементарных этических понятий, развитие способностей оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, способности самостоятельно выражать свои мысли, чувства...