ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Телюкина Любовь Сергеевна

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Л.С. Телюкина

Музыкальный руководитель

ГАДОУ Детский сад №15 Колпинского района СПб

(Санкт-Петербург, Россия)

       Проблема общения детей в современном обществе актуальна.  Понятие «общение» тесно связано с понятием коммуникация. Коммуникация является одним из ведущих направлений в процессе формирования личности.  Поэтому в программе дошкольного воспитания по ФГОС уделяется большое внимание этому направлению.

       В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Через игру мы решаем  все задачи по развитию ребенка. Одной из задач, стоящих перед педагогами, - это помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, формировать  и развивать навыки общения, помочь адаптироваться в социуме. Поэтому развивать эти функции нужно с раннего возраста. Развитие таких коммуникативных взаимоотношений в дальнейшем поможет предотвратить такие проблемы, как  конфликты и одиночество. Дошкольный возраст является важным периодом для формирования личности ребенка, коммуникативного общения.

       Коммуникативная игра -  это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга, умение взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

     Главной целью является развитие навыков общения, формирование доброжелательного отношения между детьми.

    Развивать коммуникативные навыки  начинаю  с раннего возраста. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей. Поэтому только путем  организованного обучения можно достичь успехов и результатов в развитии общения.

     На музыкальных занятиях в младшем возрасте  использую приветствие, например: «Ладошечка».

Цель: способствовать установлению теплых, доверительных отношений между педагогом и детьми.

  1. ай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

2. На ладошечку, моя крошечка,

Ты  погладь меня по ладошеке.

   Музыкальный руководитель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Музыкальный руководитель на 1 куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки, дети гладят ладошки педагога.

«Здравствуйте, ладошки».

Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки - плюх, плюх, плюх.

Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки (чмокают)

Здравствуйте зубки (стучат)

Здравствуй мой носик - би-би-би

Здравствуйте. Малышки.

Всем: «Привет!»

   Дети младшего возраста любят играть в игры.  Использую такие  игры, как «Разноцветные клубочки»,  «Флажки» на развитие коммуникативных навыков.

«Разноцветные клубочки»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

Материал: корзина с разноцветными клубочками.

Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. – высыпает клубочки

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку.

И в корзину положи- обращается к каждому ребенку.

   Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».

В младшем возрасте использую коммуникативные танцы.  Например: танец «Ты с дружочком становись» (мл. возраст)

1."Ты с дружком становись,

И с дружком покружись

Ля - ля - ля, ля - ля - ля,

И с дружком покружись.

А теперь мы ножкой топнем,

И в ладошки громко хлопнем

Раз, два, три, раз, два, три

На дружочка посмотри!

3.А теперь возьмем друг друга

И пойдем с тобой по кругу

Мы по кругу погуляли

Свою пару потеряли

Раз, два, три ты дружка себе найди. (Дети должны очень быстро поменять партнера).

Обязательно детей нужно похвалить, дать положительную оценку.

     В среднем и  старшем возрасте использую коммуникативные танцы. Такие как, «Мы с дружочком танцевал», « Я от тебя убегу», «Поссорились - помирились», «Бим-Бам-Бом» а также танцы со сменой партнера: «Побежали парами скорей», «Ищи», «Приглашение».

В старшем возрасте использую коммуникативные игры:

«Зашагали ножки».

1.Зашагали ножки весело по кругу.

Приведут нас ножку по дорожке к другу.

1-2-3 «Здравствуй, говори!»

1-2-3 руку мне пожми.

2.Побежали  ножки весело по кругу

Приведут нас ножку по дорожке к другу.

1-2-3 Головкой поклонись

1-2-3   мило улыбнись!

2.Поскакали ножки весело по кругу

Приведут нас ножки по дорогу к другу.

1-2-3 Хлопай веселей.

1-2-3. Обними скорей.

«Улыбка»

( Дети идут по кругу. В центре Фея с волшебной палочкой. )

 Фея в гости к нам пришла,

Всем улыбку принесла.

Рот ладошкою прикрыла

И улыбку подарила!  

  (дети закрывают рот ладошкой, фея взмахивает палочкой, дети отводят руки в сторону и улыбаются)

К  нам  волшебник приходил,

Всем улыбку приносил.

Рот ладошкою прикрыл –

И улыбку подарил.

( Волшебник или Фея подходит к ребенку с волшебной палочкой, дотрагивается до него).

(Имя ребенка), улыбнись! Всем ребятам поклонись!

    Дети любят играть в парах. Это игра «Ладонь в ладонь», «Дрозды», «Ссора»

                                               «Ладонь в ладонь»

(Авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по залу, обходя различные препятствия.

                                                      «Дрозды»

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

                                                  «Ссора»

(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)

Два кота сегодня в ссоре-

Когти точат на заборе.

Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.

Успокойтесь, не сердитесь

И с  друг  другом помиритесь -

Чем побитыми  ходить, лучше в мире добром жить!

(Дети меняются парами)

    Применяю на занятиях коммуникативные массажи. Такие как «Таря - Маря», «Хозяин дома?» и др. Так играя, мы, педагоги, помогаем детям раскрепоститься, научиться общаться между сверстниками, со взрослыми.

    Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению,  взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Список литературы.

  1. Агапова Ю. И. Музыкальные коммуникативные игры как средство развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников [Электронный ресурс].        

          Режим доступа: http://skazka11.ucoz.ru/razrabotki/agapova_tezisy.pdf.

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей (Учеб. пособие). — Спб.: Музыкальная палитра, 2004. — 36 с.
  2. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях в ДОУ "

Материал предназначен для музыкальных руководителей,воспитателей и родителей дошкольников....

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"

Статья познакомит с ролью ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста....

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Использование коммуникативных игр в музыкальном воспитании дошкольников

Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная в настоящее время. В работе с дошкольниками мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у д...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....