Конспект занятия "Удивительный-воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гребенец Юлия Владимировна

Конспект занятия  "Удивительный-воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znyatiya_vozduh.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лучик»

города Рубцовска Алтайского края

658222, г. Рубцовск Алтайский край, ул. Октябрьская, 17

Тел.: (838557) 2-49-54, 2-98-07

E-mail: mdou-lu4ik@yandex.ru

Конспект

образовательной деятельности в старшей группе

Воспитатель: МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик»

Гребенец Юлия Владимировна

Рубцовск, 2019г.

Педагог:  Гребенец Юлия Владимировна

Возрастная группа:старшая группа

Тема занятия:«Удивительный - воздух»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:создание условий для познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, систематизировать знания детей о свойствах воздуха.

Задачи:

Обучающие:

- Расширить представления детей о значимости воздуха.

-Познакомить детей с ранее не знакомыми свойствами воздуха и способами их обнаружения через элементарное    экспериментирование.    

- Умение проводить опыты, высказывать свои предложения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

-  Активизировать и расширять словарный запас детей.

- Совершенствовать навыки счёта от 10 до 0.

Развивающие:

- Создавать ситуации успеха, атмосферу радости и добра.

-  Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

-  Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

-  Умение делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желания исследовать его доступными способами.

Методы и приемы: беседа, загадка, эксперимент, наблюдение, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент, экспериментирование.

Активный словарь:воздух, лаборатория, исследователи, учёный, невидимый, бесцветный, опыты,

Пассивный словарь:расширяется, сужается,

Предшествующая деятельность: беседы о воздухе, беседа «Ученые исследователи», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, наблюдения за погодой, работа по программе в течение года.

Оборудование:карточки с символическим изображением свойств воздуха, оборудование и материал для экспериментирования(стаканы, листы бумаги, таз с водой, полиэтиленовые пакеты, стаканы и соломинки, емкость с горячей и с холодной водой, прозрачная бутылка, воздушный шарик, баночки с кусочками фруктов, овощей, укроп, кофе, магнитная доска, шапочки, халаты, ноутбук, мыльные пузыри.

ХОД ОД:

  1. Организационный момент, начало занятия

Цель: Организовать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия

Предполагаемаядеятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Воспитанники проходят за воспитателем, здороваются с гостями.

-Дети проходят на ковёр.

-Дети повторяют слова и выполняют действия.

Дети садятся на диван.

-Письмо.

- Ответы детей.

-Это люди, которые стремятся к новым знаниям.

-Ученые изучают разные науки, математику, космос, природу и.т.д.

- Изучают для того, чтобы наша жизнь стала лучше.

 - Ученые в лабораториипроводит опыты,для того, чтобы узнать, как устроены вещи, и из этого делает выводы.

Ребёнок читает письмо.

- Ответы детей.

- Ответы детей.

- Воздух.

- Ответы детей.

-Лаборатория- это  помещение, где много разных приборов, есть микроскопы, колбочки, пробирки для опытов.

- Нужно надеть специальную одежду.

- в лаборатории нужно соблюдать тишину,

не перебивать друг друга, не отталкивать друг друга.

Работать тихо, аккуратно, внимательно.

Педагог и дети входят в группу.

 

-Дети, сегодня на занятия к нам пришли гости.

-Давайте поздороваемся.

Дружно за руки возьмёмся!

И друг друг другу улыбнёмся!

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

-Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении.

 Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера.

- Посмотрите - что это?

- Интересно, от кого письмо?

- Для ребят старшей группы от учёного – исследователя «Почемучкина».

- Ребята, а кто такие учёные?

- Что изучают учёные?

- Для чего ученые изучают разные науки?

- Как учёные изучают науки?

- Давайте прочитаем письмо.

- Артём, пожалуйста прочитай письмо.

       

   - Здравствуйте дорогие ребята!

Пишет вам учёный - «Почемучкин». У меня есть лаборатория, в которой я провожу удивительные опыты. Но к моему сожалению, мне пришлось срочно уехать, а у меня остались незаконченные опыты. Я хотел бы, чтобы вы мне помогли. Пожалуйста, отправляйтесь в мою лабораторию и закончите мои опыты.

-Поможем учёному - «Почемучкину»?

-  Но в письме есть одно условие, прежде чем отправиться в лабораторию, вы должны отгадать загадку и узнать, что вы должны исследовать.

Загадка.

 - Он нам нужен, чтоб дышать,

   Чтобы шарик надувать.

   С нами рядом каждый час,

   Но не видим он для нас!

- Верно - это воздух.

- А ведь у «Воздуха» немало секретов. Хотите их раскрыть?

-  Чтобы раскрыть секреты, мы сегодня будем проводить опыты  делать выводы как настоящие ученые.

-  Но   для этого мы  должны попасть в лабораторию.

- А вы знаете, что такое лаборатория?

- Чтобы зайти в лабораторию, что сначала нужно надеть?

- В каждой лаборатории есть правила, назовите их.

Взаимное приветствие.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр.

Воспитатель предлагает детям сесть на диван.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт, лежащий на столе.

Воспитатель читает от кого письмо.

Беседа.

Воспитатель предлагает ребенку прочитать письмо от «Почемучкина»

Воспитатель читает загадку.

Беседа.

Воспитатель задаёт вопросы.

2. Основная часть образовательной деятельности

Цель.Создать условия для закрепления  представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными  свойствами.Совершенствовать навыки счета от 10 до 0.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

-Дети по очереди отвечают.

-Воздухом

- Ответы детей

- Да, мы дышим.

Животным, растениям.

Предположения детей.

Дети выполняют действие под руководством педагога.

Дети проходят к столу, садятся на стульчики.

- Пузырьки.

- Воздух есть в нутрии нас.

- Дети проходят к столу.

- Нет.

Дети выполняют опыт под руководством педагога.

-Бумага в стаканах сухая.

-Между бумагой и водой находится воздух.

-Воздух существует, но мы его не видим.

-Дети походят к столу.

- Проводят опыт.

- Ничего.

- Пустой.

- Предположения детей.

- Ответы детей.

- Дети выполняют действия  за воспитателем.

- Пакет полон «воздуха».

- Без цвета.

Нет, не видим, он невидимый.

-Прозрачный. Бесцветный.           – Дети развязывают пакет, нюхают, чем пахнет воздух.      

 - Выпускают воздух из пакета.  

- Пакет опять стал пустым.       – Пакет опять стал пустой, потому, что мы выпустили из него воздух.

-Дети садятся на стульчики.

- Воздух нагревается.

- Шар надувается.  

- Дети считают от 10 до 1.

-  Воздух охлаждается.

-  Шар не надувается.

-Дети проходят на ковёр.

-Дети, держась за руки,

расширяют круг.

-Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа.

Дети садятся на стульчики.

- Ответы детей.

-  Дети наблюдают за действием воспитателя.

-Дети угадывают, что находиться в баночке.

-Воздух не имеет запаха, но может его переносить.

- Дети снимают шапочки, халаты.

  - Проходят для подведения итогов.

-Ребята, а чем мы дышим?

- Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – воздух везде!

 Без воздуха мы не можем прожить даже несколько минут!

- А как проверить мы дышим или нет?

- Положите руку на грудь, делая носом вдох, ртом выдох.

- Поднесите ладонь в носу, что вы чувствует?

- Кому нужен воздух?

- Молодцы.

-Юные исследователи как вы думаете, а в нутрии вас есть воздух?

-Сейчас проверим.

- Но для начала нам нужно зайти в лабораторию.

- Проходите к столу, наденьте пожалуйста халаты и шапочки.

- Пройдите к столу, присядьте на стулья.

-Берите  по соломинке.

-Делаем носом вдох, и спокойно выдыхаем, дуем в соломинку.          

- Обратите внимание, спокойно! Не резко.

- А сейчас опустим соломинку в стаканчики водой.

- Вдох - спокойный выдох.

- Что вы увидели?

- Что это значит?

- Правильно, воздух  есть  внутри  нас.

оздух выходит из наших легких, а попадает он в них, когда мы делаем  вдох.

- Вывод: воздух есть в нутрии и нас и он необходим нам для дыхания.

- Пройдите к столу.

- Посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу

- А вы видите воздух?

-Предлагаю провести следующий опыт.

-Возьмите лист бумаги, сомните её  и поместите в стакан.

- Теперь переверните стакан и опустите в таз с водой.

- Поднимите стакан.

-Какая бумага?

-Как вы думаете, почему бумага осталась сухая?

- Почему вода не попала в стакан?

- Почему вода не попала в стакан?

- А если мы воздух не видим, какой он?

-Вывод: воздух существует, но мы его не видим.

-  Подойдите к столу для следующего опыта.

-Возьмите полиэтиленовый пакет.

- Посмотрите, что в нём? (пусто).

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз.

- Как вы думаете, воздух можно поймать?

- Посмотрите, я смогла поймать воздух.

- А вы хотите поймать воздух?

-Теперь вы набираете « воздух» в пакет.

- Закрутим пакет.

-  Посмотрите, что в нем?

- Какого он цвета?

- А вы видите воздух?

- Какой он?

-Воздух занял все место в пакете.

- Теперь развяжем пакет.

- Понюхайте, чем пахнет воздух?

-Выпустите воздух из пакета.

-Что изменилось?

-Интересно, почему?

-Теперь мы с вами убедились, что воздух без цвета и запаха.

- Вывод: воздух без цвета и запаха.

-Сейчас я покажу еще один опыт.

- Проходите, присаживайтесь на стульчики.

-Внимательно наблюдайте.

-Что у нас на столе.

-Крепим шарик на бутылку. А что  в бутылке?

- Опускаю ее в таз с горячей водой.

- Что происходит с шаром?

-Почему?

-Воздух при нагревании расширяется.

- А сейчас опускаю в таз с холодной водой.

- Пока наблюдаем, посчитаем  от10 до  0.

-Что произошло?

- Почему?

- Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

-Пройдите на ковёр.

- А сейчас изобразим наш шарик, как воздух нагревается и охлаждается.

- Встаём в круг, берёмся за руки.

- Это воздух при обычной комнатной температуре.

-Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

- Что произойдет с воздухом, если его охладить?

- Пройдите за столы, присядьте на стульчики.

-Ребята, вы уже знаете, что  воздух не имеет запаха.

-А хотите узнать, может ли воздух переносить различные  запахи?

- Сейчас узнаем.

- Нужно определить по запаху, что находилось  в твоей  баночке.

-  Наблюдайте внимательно, как правильно выполнить опыт.

- Полина, чем пахнет в твоей баночке?  И т.д.

-Угадали?

-Молодцы!

-Какой можно сделать вывод.

-Воздух не имеет запаха, но может его переносить. Вывод: воздух  не имеет запаха, но может его переносить.

Беседа.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент,положить руку на грудь и подышать, носом вдох, ртом выдох, поднести к носу ладонь)

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, надеть шапочки и халаты.

Воспитатель детям присесть на стульчики.

Воспитатель делает носом вдох и  спокойно выдыхает.  Предлагает детям выполнить его действия совместно, затем опускает соломинку в стакан с водой и  дует в соломинку)

- Закрепляю карточку на доске.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу для следующего опыта.

Воспитатель берёт лист бумаги, сминает его и помещает в стакан, затем переворачивает  стакан и опускает его в таз с водой.

- Закрепляю карточку на доске.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу.

Беседа.                                                          

- Закрепляю карточку на доске.

Наблюдение за действиями педагога.

Педагог предлагает детям поймать «воздух» в полиэтиленовый пакет.

 

Закрепляю карточку на доске.

- Воспитатель предлагает детям пройти и сесть на стульчики.

Наблюдение за действиями педагога.

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и водой.

-Закрепляю карточку на доске.

Воспитатель предлагает детям протии на ковёр.

 Под руководством педагога проводится     подвижная игра.

Выполняют 2-3 раза.

Воспитатель предлагает детям пройти и сесть на стульчики.

Воспитатель раздает стаканчики, в которых находились: яблоко, апельсин, чеснок, лук, кофе, лимон, укроп, огурец.

Предлагаю детям, посмотреть как правильно провести опыт.

- Закрепляю карточку на доске.

- Воспитательпредлагает детям снять халаты и шапочки и пройти на диван для подведения итогов.

  1. Заключительная часть педагогического мероприятия: подведение итогов деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

- Дети смотрят сообщение   от  учёного  - «Почемучкина»

-Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

- Где мы сегодня были?

- Кому помогали?

- Что мы сегодня исследовали?

- Какие выводы мы сделали?

-Что нового узнали о воздухе?

-Какой из опытов больше всего понравился?

- Сообщение на ноутбук.

 - Мне, пришло сообщение, наверно, что - то очень важное.

- Это сообщение от учёного - «Почемучкина».

- Здравствуйте ребята!

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы были внимательны, активны, проявляли любознательность. Вы все большие молодцы! Получите от меня в подарок мыльные пузыри, которые пригодятся вам для дальнейших опытов.

До свидания ребята!

Воспитатель подводит итог занятия.

- Раздаётся звонок.

- Воспитатель показывает на ноутбуке сообщение от ученого -«Почемучкина».

- Воспитатель раздаёт каждому ребенку мыльные пузыри.

                     - Здравствуйте дорогие ребята!

Пишет вам учёный - «Почемучкин». У меня есть лаборатория, в которой я провожу удивительные опыты. Но,к  сожалению, мне пришлось срочно уехать, а у меня остались незаконченные опыты. Я хотел бы, чтобы вы мне помогли. Пожалуйста, отправляйтесь в мою лабораторию и закончите мои опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

ldquo;Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне ...

Конспект НОД "Удивительный Воздух"

Экспериментирование с детьми подготовительного к школе возраста....

Конспект ООД "Удивительный воздух"

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему "Удивительный воздух"...

План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

План (конспект) НОД  «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...

Конспект ООД "Удивительный воздух"

Конспект ООД "Удивительный воздух"...

Конспект ООД "Удивительный воздух"

Данный материал содержит конспект ООД   по теме "Удивительный воздух" ,  которые могут использоваться для ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с окружающим м...

Конспект занятия "Удивительный воздух"

Конспект занятия "Удивительный воздух"...