"Звуки осени" Тематическое занятие для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Базовая Елена Александровна

Знакомить детей со звуками осени в музыке. Углублять и расширеть представления о шумовых инструментах и их выразительных возможностях. Формировать звуковысотный слух и певческие навыки. Передавать образы природы в танцевальных импровизациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_oseni.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуки осени»

Тематическое занятие для детей старшей группы

Дети заходят в зал. Останавливаются.

МУЗ.РУК: Здравствуйте, ребята!

ДЕТИ: Здравствуйте!

Воспитатель изображает, будто заметил в окне что-то необычное.

ВОС-ЛЬ: Дети, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Дети обнаруживают  конверт. Воспитатель читает письмо.)

- Собирайтесь скорее в необыкновенный поход.

  Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет!

МУЗ.РУК: Ребята, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся вот по этой тропинке. (Указать на заранее выложенную тропинку)

«СПОКОЙНАЯ ХОДЬБА» 

Римский-Корсаков фрагмент из оперы «Царская невеста»

ВОС-ЛЬ: Кто может описать свой путь по сказочной тропинке? Что вы видели по дороге? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили, что вы действительно шли к лесу. (Дети делятся своими впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, шел и шуршал листвой, и т. д.)

МУЗ.РУК: Вот мы с вами и в лесу.

ВОС-ЛЬ: (подводит детей к репродукциям, на которых изображена осень)

                    - Здравствуй, лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои!

Ребята, какое время года изображено на картинах? (Ответы детей) Почему вы так решили? На этой картине цветут цветы, я думаю, что это лето. (Дети доказывают, что на картинах изображена осень, называют осенние приметы.)

МУЗ.РУК: Ребятки, давайте присядем на лесной опушке и послушаем отрывок из знакомого вам произведения и назовем его.

ПЕСНЯ «ЛИСТОПАД» Т. ПОПАТЕНКО.

Исполнить мелодию.

ДЕТИ: Это песня «Листопад» Т. Попатенко.

МУЗ.РУК: Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь послушаем ее еще раз, мелодия песни, особенно в конце похожа на русскую народную песню. В фортепианном сопровождении слышится 3-х голосное пение. (Исполнить сопровождение песни без пения) Два верхних голоса звучат рядом, а нижний – более самостоятельный, - как подголосок.

 Теперь я дам вам трудное интересное задание. Вы слушали на занятиях две разные песни об осени. Это вокальные произведения (те, которые исполняются голосом). Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка.

В сборнике П.И.Чайковского «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году – 12. И каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок, - например «Апрель. Подснежник». «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок из пьесы

«ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ»

 Скажите, какой из двух прослушанных вами песен об осени – «Листопад» Т. Попатенко или «Падают листья» М. Красева - ближе по настроению это произведение (напомнить детям фрагмент песен и исполнить отрывок из «Осенней песни» П. Чайковского.

ДЕТИ: Ближе песне «Листопад». Музыка грустная, унылая, печальная, жалобная.

МУЗ.РУК: Правильно, ребята. Какая картина осени изображена в музыке?

ДЕТИ: Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.

МУЗ.РУК: Молодцы.  музыке слышатся шелест облетевшей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя.

А теперь такое задание: подберите к «Осенней песни» П. Чайковского произведение художника и вспомните стихотворения, созвучные этому произведению. (Детям предлагаются репродукции картин «Рябинка» И. Грабаря, «Осень в Абрамцеве» В. Поленова, «осень. Солнечный день» И. Левитана, «Просека» И. Шишкина, «Осень» Ф. Васильева.

Дети читают стихи «Осень наступила» А. Плещеева, «Осень» («Унылая пора…») А. Пушкина, «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчева – на выбор одно).

МУЗ.РУК: Ребята, вы обратили внимание, как удивительным образом стихи сочетаются с музыкой, а музыка – с живописью. Все это помогает нам лучше понять, о чем рассказывает музыка. Она раскрывает образ осени.

ВОС-ЛЬ: Ребята, осень – самое выразительное время года: какое разноцветье красок. Но осень отличается и самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная  народом «бабье лето» или «золотая осень» и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и непринужденным.

МУЗ.РУК: Ребятки, мы с вами разучиваем

«ОСЕННЮЮ ПЕСЕНКУ» муз. Мангуса

 О какой осени в ней поется?

ДЕТИ: О золотой.  

МУЗ.РУК: Послушайте второй куплет и расскажите, какую картину вы себе представили. (Исп-е, дети рассказывают)

А теперь будем разучивать по фразам. Вдохнули и фразу поем до самого конца на одном дыхании. (Муз.рук. поет 1-ую фразу, затем ее повторяют дети. Поет 2-ю фразу, затем опять повторяют дети. И так до конца.)

А теперь поем по две фразы и не забываем между ними брать дыхание (поют). А теперь поем весь куплет (поют). Ребятки, а в песне

«ОСЕНЬ» Арутюнова

 о какой осени поется?

ДЕТИ: О поздней.

ВОС-ЛЬ: А почему вы думаете, что о поздней?

ДЕТИ: Идет дождь, тепла не много, листья все опали. Настроение хмурое, ненастное.

МУЗ.РУК: Правильно. Вот сейчас споем эту песню и постараемся передать такое же настроение. Поем хором, прислушиваемся друг к другу, чтобы никто не торопился вперед и не отставал (поют).

ВОС-ЛЬ: Ребята, мне очень понравилось, как вы спели, но в последнем куплете не все слова слышались ясно. Нужно подучить.

МУЗ.РУК: Поем цепочкой этот куплет (поют). А теперь с пропаданием. И все вместе поем весь куплет. Но помните, что к концу куплета мы затихаем и замедляем (исполнение).

ВОС-ЛЬ: Пока мы шли по лесу, я собрала такие предметы. (Предлагает детям обследовать предметы, лежащие на подносе, - ветки деревьев, листву, шишки, кусочки коры, - и назвать растения, которым они принадлежат).

МУЗ.РУК: А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес? (Воспитатель прячется за ширмой и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: перебирает шишки, шуршит листвой, надламывает толстые и тонкие ветки. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть).

МУЗ.РУК: Давайте теперь изобразим «звуки осени».

«В ДОМЕ МОЕМ ТИШИНА»

Сопровождать пение игрой на  орфовских инструментах и фонемами. Дети по желанию распределяются на играющих остинатный аккомпанемент и поющих. Исполняют.

Появляется Лесовичок на ширме.

ЛЕСОВИЧОК: Вы зачем в лес пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костры разжигать?

ВОС-ЛЬ: Что ты, Лесовичок! Мы пришли осенним лесом полюбоваться.

Л-ОК: А как вести себя в лесу, знаете?

ДЕТИ: Да!

Л-ОК: Тогда ответьте, что обозначают эти знаки?

Показывает детям запрещающие знаки: ветки не ломать, гнезда не разорять, костры не разжигать. Дети объясняют их значение.

- Молодцы, ребятки!

МУЗ.РУК: Дорогой Лесовичок. Тебе, наверное, скучно одному в лесу. Посмотри, ребятки тебе покажут свою любимую басню «Стрекоза и муравей». Ребята, если соединить слово, музыку и движение, то басня станет на много ярче, выразительнее. Слушайте и смотрите!

ПАНТОМИМА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Л-ОК: Молодцы, как это вы здорово умеете делать. Ну, мне пора по своим делам. А вы погуляйте в лесу. Здесь много интересного! (Скрывается за ширмой)

МУЗ.РУК: Ребята, давайте немного потанцуем, пора поразмять ножки.

ТАНЕЦ «МАКАРЕНА»

В конце танца появляется медведь. Рычит, дети разбегаются. Он садится на пол и качается из стороны в сторону.

ВОС-ЛЬ: Медведя из берлоги вытащили. А когда они в берлогу спать ложатся и сколько спят? (Ответы детей)

МЕДВЕДЬ: Ребятки, я вас сильно напугал? Это я поиграть хотел.

МУЗ.РУК: Давайте с мишкой поиграем.

ИГРА «ЛОВИШКА»

МЕДВЕДЬ: Проворные вы, не догнать мне вас, очень я устал. А за то, что повеселили меня, я вам подарки дам, а что за подарки – нужно по запаху догадаться.

Воспитатель достает из бочонка два мешочка. дети закрывают глаза и по запаху должны определить их содержимое.

 ВОС-ЛЬ: В первом мешочке – сбор трав, нет лучшего лекарства от простуды. В другом – чеснок. Его нужно есть, чтоб не заболеть гриппом. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, а я вас угощу. Какое угощение на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

ДЕТИ: Сладкое, мягкое. Это мед.

ВОС-ЛЬ: Конечно, мед. Посмотрите-ка, медведь удивляется, как вы так быстро разгадали его загадки!

МУЗ.РУК: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие в лес за осенними чудесами. Попрощаемся с мишкой и по нашей необычной тропинке возвратимся домой. Дорогу мы уже знаем и можем поскоками побежать.

«        ПОЛЬКА» М.Глинка

МУЗ.РУК: Вот мы и в детском саду.

Теперь мы знаем, что осень можно не только увидеть, но и услышать, почувствовать ее аромат. А главное чудо – сам лес, всегда неповторимый, изменяющийся, таинственный и красивый. И только самым внимательным, любознательным лес открывает свои тайны, а осень дарит свои улыбки.

Дети прощаются с муз.рук. и идут в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"

Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического  строя речи....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы по звукопроизношению «Звук «Л»

Данное  занятие направлено на развитие фонематического слуха, на умение произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках, а также на расширение активного слова...

Тема: Звуки [а], [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня.

Грамота. Тема: Звуки [а], [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня....

Тема: Звук [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня

Грамота. Тема: Звук [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)

. дифференциация звуков «к», «г»; развитие пси­хомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...

Тема: Звук [и]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня

Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы...