Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Лапышева Марина Владимировна

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_eksperimentirovanie.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

по STEAM образованию

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире. Уточнять и расширять знания  детей о неживой природе, о воздухе и воды  , их  составе, свойствах. Формировать интерес к экспериментальной работе, к опытам. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения. Развивать речь, воспитывать заботливое и бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Задачи:

Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт.; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы;

Ход ООД:

Ребята Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем продолжать  изучать неживую природу.

Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования  , и приглашаю вас в нашу  научную лабораторию  « Юные исследователи».

В лаборатории необходимо соблюдать правила  безопасности. Давайте вспомним, какие?

- Не шуметь, не разговаривать.

- Быть осторожными, ничего не брать в рот.

- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.

В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущих  занятиях. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук?

 Правильно с помощью магнита. (один из детей достает ключ)

Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)

Оборудование: прозрачная ёмкость  с водой, ключ, магнит.

Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.

После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.

- Какой вывод  мы можем сделать? (ответы)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать  предметы через стакан и воду.

 - Сундучок мы открываем,

  Что в нём сейчас узнаем! (открываю)

Послушайте загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Что это? (воздух)

Правильно - это воздух. Достаю из сундучка пробирку

Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.

Опыт №2 «Поймай воздух»

- Как можно обнаружить воздух? (предположения)

Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)

Чем наполнился пакет? (воздухом)

Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.

А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

- Возьмите трубочку и подуйте  в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали?  Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Опыт №3б

- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)

- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: воздух есть внутри человека.

Опыт №4 «Спасательный жилет»

У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы) Несмотря на то, что мандарин  в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь  в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как  в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

Опыт № 5 «Сухой из воды»

Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)

Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку?  А теперь опустим перевёрнутый вверх дном  стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)

Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)

- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)

- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

Общие выводы про воздух.

Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас. Воздух есть внутри человека. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Воздух занимает место.

А сейчас давайте поиграем с воздухом.

 Игра с воздухом «Парашют»

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая?  Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Вы немного отдохнули, присаживайтесь.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

(достаю пробирку с водой)

Опыты с водой

Что такое вода, для чего она нужна? (вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)

У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.

Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.

Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда,  в который её налили.

Понюхайте воду - вода не имеет запаха.

Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.

Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло?  Вода растеклась. Значит она жидкая. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться. Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.

Опыт «Умная галка»

Я думаю, что все помнят рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

Почему автор назвал галку умной? (Ответы).  Попробуем  повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)  

Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Давайте вспомним, что мы узнали про воду.

Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.

Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Вода растекается, она жидкая.

Вода может впитываться.

Вода может отражать предметы.

Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Ещё я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования воздухом и водой  - кляксографией.

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.

Физкультминутка

Давайте потренируемся

Носом - вдох и выдох - ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)

Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)Вы постарайтесь раздуть её в разные направления. На каплю можно дуть не только сверху, но и с боку. Капля будет растекаться, оставляя след. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Подберите к своей работе название (на столе лежат несколько вариантов) или придумайте сами.

«Сказочный лес»

«Хорошее настроение»

«Подводный мир»

«Затерянный мир»

«Весёлая полянка»

«Страна чудес»

Рефлексия

О чем мы говорили на нашем занятии?

Что мы узнали нового о воде и воздухе?

Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада «Плавание тел. Изготовление корабля»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада«Плавание тел. Изготовление корабля»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Царство трех ветров»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада«Царство трех ветров»...

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...