Патриотическое воспитание дошкольников
статья (старшая группа)

Левицкая Лариса Леонидовна

Одна из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день-это патриотическое воспитание подрастающего поколения. В данной статье говорится о важности подобной проблемы и способах ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,

кто не стал истинным сыном матери и отца».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
         В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколению.
          В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
        Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.                                                                                                                      Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

  • Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
  • Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу /городу, округу, стране;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
  • Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и промыслам народа малой родины;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;
  • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:

  1. Охрана и укрепление здоровья ребенка;
  2. Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;
  3. Развитие любознательности;
  4. Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
  5. Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
  6. Формирование коммуникативных способностей.

Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:

  1. Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом (беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам, в музей);
  2. В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
  3. Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:

- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком;

- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;

- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических экскурсий.

Необходимо привлекать к работе родителей. С их помощью можно организовать экскурсии, тематические выставки, детские праздники.

Формы работы с детьми и их родителями

по нравственно – патриотическому воспитанию 

-  досуги и развлечения;

- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;

- тематические презентации;

- экскурсии

- изготовление атрибутов для СРИ;

- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.)

- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла и т.д.

- создание «Семейных клубов»;

- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;

 - консультации и рекомендации.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...