Конспект занятия на тему " Существует ли твердая жидкость?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Турмухамбетова Айгуль Есенжоловна

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Направление деятельности: познавательное развитие

Тема: « Существует ли твердая жидкость?»

Возрастная группа: подготовительная группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kopilku_2.docx20.04 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie.pptx387.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Направление деятельности: познавательное развитие

Тема: « Существует ли твердая жидкость?»

Возрастная группа: подготовительная группа

Подготовила: Турмухамбетова.А.Е

Воспитатель 1 категории

Подготовительной  группы

                                                   п. Домбаровский,2015 год


Конспект познавательного занятия с  элементами экспериментирования в подготовительной группе «Существует ли твердая жидкость?»              

 Тема: «Существует ли твердая жидкость? »

Возраст детей: 6 лет.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие », «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель: Создать необходимые условия для знакомства детей с частицами тел – молекулами, с необычными свойствами неньютоновской жидкости.

Задачи:                                                                                                                                          1. Систематизировать знания детей о свойствах веществ.                                               2. Стимулировать их самостоятельность и активность.                          3.Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей. Методы и приемы:  Словесные: рассказ, беседа.                                          Наглядные: видеоролик, рисунки с изображением молекул воды в разных состояниях.                                                                                                     Практические : физминутка, проведение эксперимента с неньютоновской жидкостью.                                                                                                  Предварительная работа: игры с водой, наблюдение за дождем, льдом, снегом, беседы о воде, о состояниях воды, о том, как вода помогает человеку, чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Вода».                                               Словарная работа: обогащать словарь новыми словами ученый физик И. Ньютон, молекула, неньютоновская жидкость, кристаллическая решетка, крахмал, изобретатели, изобретение.                                                                    Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность. Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные .                                                                                       Оборудование для занятия: компьютер, проектор, экран, подключение к интернету; портрет физика И. Ньютона, газета с изображением Пина. Оборудование для проведения опытов : одноразовые стаканчики, одноразовые тарелки, крахмал, вода, ложечки для размешивания.                      Ход занятия:                                                                                                                             I. Организационный этап. Мотивация.                                                                           - Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение и я хочу поделиться им вместе с вами. А как это сделать? Да очень просто, я дарю вам улыбку, и вы улыбнётесь мне в ответ! Недавно увидела газету с необычной статьей. (демонстрирую газету)                                                                                            - Кто сможет прочитать, о чем статья?                                                                 Один из детей читает вслух: «Пин изобрел твердую жидкость».                            - И что же это получается? Разве такое может быть?                                                II. Этап актуализации имеющихся знаний.                                                         Давайте вспомним, какие состояния могут быть у веществ?                                Дети называют состояния: твердое, жидкое, газообразное.                                        - Верно, молодцы!                                                                                                          А почему вода может менять свои состояния? Из чего она состоит? (ответы детей) .                                                                                                                          III. Этап получения новых знаний.                                                                               1. Что такое молекула?                                                                                                    - Вода состоит из маленьких частиц, а называются они молекулами. Одну из таких молекул я решила пригласить к нам в гости.                                                      - Здравствуйте, дети! Зовут меня Молекула .                                                              Я – самая мелкая частица тела, которую не разглядишь простым глазом. Мы, молекулы, все разные. У нас разный характер и разная форма. Хотите, я познакомлю вас со своими подружками, с разными молекулами? А принесла я вам три коробочки. Что там находится, вы должны отгадать!                       Загадка:

Прозрачная , как стекло, а не вставишь в окно. (открывает первую коробку и показывает детям лед)                                                                                                   -Что это такое?                                                                                                                  - Это лёд.                                                                                                                        -Что такое лёд? (это вода в твердом состоянии.)                                                         -А как же уживаемся, мы, молекулы в таком кусочке? (на столах у детей лежат три рисунка с молекулами в разных состояниях воды) .                                Молекула: Дети, внимательно посмотрите на рисунки, на которых изображено, как уживаются молекулы в разных состояниях воды. Подумайте и решите, какой рисунок подойдет к твердому состоянию воды. (дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои суждения.)                                                                                                         (молекула благодарит детей за ответы и озвучивает правильный ответ.) Молекула: Посмотрите, как здесь молекулы крепко держатся за руки и стоят все точно по порядку! Такой порядок называется кристаллической решеткой. Молекулы льда похожи на солдат – стоят так плечом к плечу, крепко держатся за руки и все такие серьезные и строгие. Каждая молекула на своем месте, никто не толкается, все тихонько покачиваются на месте. Всем очень холодно и резвиться не хочется.                                                                                                       - Настало время открыть вторую коробку.                                                         Загадка:                                                                                                                              Мы говорим: она течёт;                                                                                                  Мы говорим: она играет;                                                                                                 Она бежит всегда вперёд,                                                                                                Но никуда не убегает.                                                                                       (молекула демонстрирует стакан с водой)                                                                    - А какой рисунок подойдет к жидкому состоянию воды?                                 (дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои суждения.)                                                                             Видите, здесь молекулы находятся в жидком состоянии.

Едва лишь появятся первые солнечные лучи, сонные молекулы разминаются и прихорашиваются, встречая самое замечательное время года - время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправляются в увлекательные путешествия. Они уже не такие серьезные, как в твердом теле, хотя они такие же дружные, держатся за руки, но не крепко. И все прыгают с места на место, никто не остается в покое!                                                                     У нас осталась третья коробка. Подумайте, что может быть спрятано в ней. (Дети могут догадаться о третьем состоянии воды и назвать пар.)                 Открывается коробка и приоткрывается крышка термоса с горячей водой! Дети видят пар.                                                                                                            Молекула: Как здесь живут молекулы (дети находят нужную картинку)                   Вы видите вокруг много девочек и мальчиков. Они разных форм круглые, вытянутые, угластые, и разных цветов – прозрачные, синие, зеленые и всякие другие. Все они летали, смеялись, толкались и врезались друг в друга и в окружающие предметы. Спросите, почему они такие сумасшедшие? Потому что это молекулы газа, они всегда такие веселые, они очень любят летать по воле ветра. Здесь очень жарко, а молекулы, когда нагреются, становятся очень энергичными и могут даже подраться!                                                     Воспитатель: Что же с ними теперь делать, как их разнять?                      Молекула: Их надо отнести в тень, там прохладнее – молекулы остынут и станут спокойными. Это у молекул такое правило – чем выше температура вокруг них, тем быстрее они движутся. Получается, что температура – это как еда для молекул, из нее они берут энергию. (молекула прощается с детьми и уходит)                                                                                                                   Физминутка: Детям предлагается поиграть в молекул. При команде «Лед», дети стоят на месте, не шелохнувшись, крепко держась за руки. При команде «Жидкость» дети совершают прыжки с места на место. При команде «Пар» бег на месте.                                                                                                                          2. Что такое неньютоновская жидкость?                                                                   (детям предлагается посмотреть видеоролик из интернета.)                                Вам интересно узнать, что же все-таки за твердую жидкость изобрел Пин? Мне тоже! Я такая любопытная, что не удержалась и позвонила в студию Смешариков. И Нюша раскрыла мне секрет, рассказала рецепт! И вот, смотрите, что у меня получилось.                                                          (демонстрация неньютоновской жидкости.)                                                           Эта жидкость уникальна тем, что по ней можно ходить, бегать и прыгать, оставаясь на поверхности. Свое название она получила от того, что противоречит законам физика Ньютона. Такая жидкость не поглощает предмет, если он находится в движении.                                                                                       1 опыт: Создание неньютоновской жидкости.                                                           А вы хотите попробовать создать такую же жидкость?     Мы с вами становимся изобретателями - исследователями и начинаем работать в нашей лаборатории. А кого можно назвать изобретателями? Исследователями?                                 Дети пробуют смешивать воду с крахмалом, получают неньютоновскую жидкость. (в случае неудачи создания жидкости, учитель может заранее приготовить необходимое количество данной жидкости.)                          Демонстрирую поведение неньютоновской жидкости. Скатываю шарик и показывает, как он растекается.                                                                                     2 опыт: Эксперименты детей с неньютоновской жидкостью.                            Затем жидкость предлагается детям для самостоятельных экспериментов. По ощущениям, если медленно водить рукой, то обычное молоко или сгущёнка. Если катать в руках, то просто пластилин. При быстром движении либо сильно густая, либо жёсткая (когда она жидкая, то глянцевая, при движении матовая.) V. Рефлексия.                                                                                                                  - Ребята, вам понравилось изобретение? Я всегда считала, что Пин замечательный изобретатель. Чтобы вы хотели изобрести?                                          А сейчас мы проведем голосование и узнаем, что больше всего вам понравилось на занятии:                                                                                                       1. Рассказ молекулы                                                                                                             2. Создание жидкости                                                                                                         3. Опыты с ней                                                                                                                      4. Просмотр видеоролика.                                                                                              (дети прикрепляют картинки жестов под нужной цифрой на доске.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Различие твердых и мягких согласных"

В данном конспекте рассказывается о различии твердых и мягких согласных.Мягкие согласные озвучивает герой Тим,твердые согласные - герой Том.На основе этого детям предлагается выбрать слова с мягкими и...

Конспект занятия на тему: употребление имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами по теме «Весна».

Данный конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "весна", упражнение в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнение в употреблении имён сущест...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия на тему: «Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Конспект занятия на тему: "Не шути с огнем" план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Расширить представления детей об огне, как друга и врага человека;Научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных «01» (запомнить номер);Привить интерес к работе пожарн...

Конспект занятие. «Растения - живые существа» старшая группа.

Задачи: способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различений...