МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация

Черникова Ирина Борисова

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИГРЫ  КАК  СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykaln._igry.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИГРЫ  КАК  СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Музыкальные  игры являются одним из способов развития у детей способности воспринимать музыку. Под музыку дети выполняют движения, различные игровые действия. Это способствует тому, что они лучше чувствуют характер произведения, его содержание, композицию. Игра созда- ёт широкие возможности для выявления интересов детей, активизирует твор- ческое мышление ребёнка, формирование которого начинается уже с раннего возраста. В процессе творчества выявляются способности каждого ребёнка, направленность личности, своеобразие детских интересов и потребностей.

Для быстрого и точного усвоения правил игры считаю необходимым вызвать интерес к ней. Без этого почти невозможно сконцентрировать внимание маленьких детей на предстоящей деятельности.

Так, до разучивания игры «Медведь и зайцы» в средней группе зачитали детям маленькие рассказы про медведя, про зайца, показали картинки, во время музыкальных упражнений предложили воспроизвести характерные для медведя и зайца движения. В процессе занятия мы вместе с детьми выявили присущие этим зверям особенности: медведь ступает тяжело, медленно, принюхивается; заяц пуглив, легко и живо, неслышно скачет. После такой беседы предложила детям прослушать музыку, сопровождающую игру, и  отгадать, какого зверя характеризует та или иная часть произведения. Ког-

да прозвучало произведение Г.Чтчян «Зайки танцуют», дети сразу узнали, что это весело и легко скачет заяц. При прослушивании  произведения Н.Ветлугиной «Медведь» определили тяжёлую поступь медведя. Правильное восприятие музыкальных образов облегчило детям понимание содержание игры и помогло глубоко эмоциональному, красочному воспроизведению ими ролей. Для усиления образности исполнения я приготовила шапочки для мед- ведя и зайцев. При каждом повторе медведь выбирался новый, что позволяло вовлечь в игру всех детей. Индивидуальное исполнение ролей помогло раз- витию в детях самостоятельности, повысило интерес к игре.

В старшей и подготовительной к школе группе требования к музыкальным играм всё более усложняются. Дети должны уметь прослушать и различить музыкальные фразы, делать движения, соответствующие как содержанию музыки, так и её выразительным средствам.

Я тщательно готовлюсь к проведению игр. Например, перед игрой «Плетень» на музыкальных занятиях учила детей выделять начало музыкальной фразы, хлопая в ладоши, выступать вперёд рядами простым и танцевальным шагом, останавливаться на конец музыкальной фразы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования /ФГОС ДО/ отмечается необходимость развития творческих способностей детей: инсценирование игровых песен, придумывание новых вариантов образного движения в играх, комбинирование элементов танцевальных движений. Для этого необходимо развивать творческие задатки детей. Н.А.Ветлугина отмечала, что творчество немыслимо без предварительного накопления  музыкальных впечатлений  и освоения навыков  исполнения выразительного движения.

Чтобы детям дать разнообразные музыкальные впечатления, я во время занятий систематически организую прослушивание музыки. Слушание музыки включается и в тематические концерты, такие, как «Любимый композитор», «Времена года», «Сказка в музыке». Также, на музыкальных занятиях  и занятиях по хореографии  учим детей различным движениям, которые ребята затем используют в играх и танцах.

Есть у детей и любимые музыкальные игры. Например, осенью с интересом играли в игру «Ты катись, катись, арбузик» / муз.народная /. Чтобы активизи- ровать творческое воображение детей, стимулировать их самостоятельные творческие поиски, я не показывала им танцевальные движения, а предлагала воспроизвести их самостоятельно, опираясь на свой музыкальный и двигате- льный опыт. Очень понравилась детям игра «Санки» /муз. Сауко/. С большим желанием и интересом они исполняли образные движения, проговаривая  текст. Эту игру я включила в Новогодние праздники.

Большое значение для развития самостоятельности и творческой инициативы детей имеет инсценирование игровых песен, при котором дети воспроизводят

содержание и образы песен так, как они их понимают. Для инсценировки вначале подбираю песенку, где даётся только один образ. Затем предлагаю новые песни по принципу постепенного усложнения их содержания и проис-

ходящего действия. Соответственно увеличивается количество участников инсценировки.

После того, как дети усвоили песню «В лесу» / муз. С. Бабановой,  сл.А.Юдиной/, я предложила им придумать по содержанию песни игру, что очень ребятам понравилось. В песне рассказывается о том, как дети весело бегают в лесу, ловят бабочек, а те легко и быстро пархают. Трудолюбивые пчёлки летают с цветка на цветок и собирают сладкий нектар. Каждый из детей создал  свой образ того или иного персонажа.

Детям бывает гораздо труднее придумать игру, соответствующую содержа-

нию инструментальной музыки, её композиции. Это требует больших усилий и внимания, целенаправленного прослушивания, выявления выразительных музыкальных средств. Например, «Клоуны» муз. Д. Кабалевского.

Поскольку с детьми подготовительной группы ведётся большая работа, направленная на развития мышления, памяти, внимания, творческих спо-

собностей и ребята уже в какой-то мере подготовлены слушать и понимать

музыку, то они в состоянии придумать не только новое содержание игры, но и музыку /простейшие мелодии/.

Таким образом, я старалась в своей практике развить у детей творческое мышление, творческую инициативу, творческие задатки посредством наб-

людений, ознакомления с окружающей средой, посредством произведений

искусства. Для этого я прибегала к разным средствам, методам, создавала

соответствующую обстановку, стимулирующую активную творческую деятельность детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность

Самостоятельная деятельность – это  работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, ...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...