Конспект занятия "Жаворонки"
план-конспект занятия

Орликова Ольга  Владимировна

Интегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhavoronki.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Жаворонки весну кличут»  

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

  • Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату. Воспитывать дружелюбие.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Упражнять детей в звукоподражании. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре»«весна- красна».

Социально- коммуникативное развитие: Знакомить детей с русской народной игрой «Жаворонки в гнездах», старо- русским обычаем- водить хоровод.

Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.

Физическое развитие: Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения предложенное воспитателем.

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно- художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание,

Наглядный: (показ, рассматривание, игровой)

Словарная работа: Веснянка, кликали, заклички, «в самом разгаре»«весна- красна», приметы весны, традиции народа.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Ход занятия:

Идет Весна-красна!
Идет весна ясна!
С солнцем теплым,
С дождем обильным.
Принесет весна урожай
В наш счастливый край!

Воспитатель:

- Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей).

-Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды. Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.

-Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили:

«Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала»?

 (ответ  детей – о месяце марте)

-Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.

-А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей).

-Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, гуси, перепела, дикие утки, журавли, лебеди.

-Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам.

(Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

-Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

-В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.

-Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.

-Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.  Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

-22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

-В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.

-На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

ИГРА «Ручеек» 

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…А чтобы птицы прилетели быстрее покличьте их

Дети произносят заклички:

Жаворонушки, прилетите,

Красавицу весну принесите.

Принесите весну на своём хвосту,

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

 

 

 И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие: (Загадки о перелётных птицах) 

– Мы построили вдвоем для гостей весенних дом, А верней сказать – дворец. Прилетай сюда… (скворец).

– Всех перелетных птиц черней, В пашне ищет он червей, Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица… (грач).

– В лесу ночном горюет птица, Она назвать себя боится. Ку-ку… Ку-ку…Не спит опушка, А птицу эту звать… (кукушка). 

    -Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом.

Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»

(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)

-Запомните, какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.

 

«В наших домиках будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье».

-Молодцы, жаворонки, не потерялись.

-А теперь давайте все вместе сядем за столы и приступим к изготовлению жаворонков (ткань, ветошь, нитки, ножницы). После демонстрация птичек. В конце занятия дети получают выпечку в виде жаворонков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....