Игра на свирели и блокфлейте, как форма приобщения детей к музыкальному творчеству.
статья

Витковская Аглая Тарасовна

Этот вид деятельности на уроках музыках обрел свою популярность не зря. Игра на свирели способствует всестороннему развитию ребенка с физической и умственной точки зрения.

Данная работа является актуальной, так как музицирование на свирели или блокфлейте на уроках музыки отвечает требованиям современного урока. Музицирование включает всех в активный учебный процесс, развивает творческие способности. Приобщает ребенка к музыкальному искусству не только с точки зрения слушателя, но и с точки зрения исполнителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра на свирели и блокфлейте, как форма приобщения детей к музыкальному творчеству.

Этот вид деятельности на уроках музыках обрел свою популярность не зря. Игра на свирели способствует всестороннему развитию ребенка с физической и умственной точки зрения.

Данная работа является актуальной, так как музицирование на свирели или блокфлейте на уроках музыки отвечает требованиям современного урока. Музицирование включает всех в активный учебный процесс, развивает творческие способности. Приобщает ребенка к музыкальному искусству не только с точки зрения слушателя, но и с точки зрения исполнителя.

Карл Орф сказал: “С самого начала времен известно, что дети не любят учиться. Они будут рады больше игре, и если Вы им интересны, то  Вы сможете учить их во время игры...”.

Через музицирование ученик может узнать больше о средствах музыкальной выразительности практически, что позволяет ему глубже понять о чем музыка написана и применять эти знания в дальнейшем.

Те классы, которые занимаются музицированием на свирели, обладают более тонким слухом, чисто интонируют при пении,  лучше справляются с исполнительскими трудностями. При восприятии такие дети лучше понимают характер того или иного произведения.

История возникновения блокфлейты и свирели.

Впервые такие инструменты появились около 35 тыс. лет назад, еще во время ледникового периода. В 2008 году в западных пещерах Германии была найдена флейта сделанная из кости хищной птицы.

Люди уже тогда пришли к идее того, что можно одну и ту же трубку делать длиннее и короче и тогда звук будет меняться, а угловатое засечение служило, как лабиум, через который и производился звук. Флейты подобного рода извлечения звука встречаются по всему миру и делаются и различных материалов, от различных пород дерева до глины, железа и современные разработки из пластика.  

Блокфлейта появилась около тысячи лет назад. Она была распространена по всей Европе и постепенно развивалась от простой формы, которая была известна тогда, до современной формы, которая появилась в 18 веке. Отличает ее от однородных инструментов то, что это хроматический инструмент, а не диатонический. То есть на блокфлейте можно сыграть любую ноту во всем ее диапазоне без серьезных трудностей.

Пластиковые блокфлейты же начали производить в середине 20 века в связи с методическим проектом Карла Орфа, который называется “Orff-schullwerk” что в переводе с немецкого значит “Школьная Работа Орфа”.  Орф считал, что блокфлейта отличный инструмент для детского инструментального инструмента. Он выбрал блокфлейту, так как этот инструмент удобен для маленького музыканта, близок по диапазону с детским голосом и достаточно прост в его освоении. Он считал, что блокфлейта поможет детям научиться петь. Те дети, которые могут извлечь красивый звук на блокфлейте могут красиво интонировать, так как для правильной игры на этом инструменте требуется певческое дыхание и четкая артикуляция.

В отличие от блокфлейты свирель это типичный народный свистковый инструмент. Свирелью называют любую флейту восточные и юго-восточные славяне. То, что делает этот инструмент абсолютно народным - это диатонический строй. Это значит, что на этом инструменте можно играть только диатоническую гамму. И то какая тональность заключена в инструменте зависело тогда от мастера, который ее вырежет.

Свирель была взята за основу нашего отечественного варианта блокфлейты для школы современным педагогом Эдельвеной Смеловой 25 лет назад. Она разработала современную школьную свирель, которая максимально удобна и проста для учащихся. Инструмент сделан из пищевого пластика, безопасного для детей, отверстия очерчены небольшой стеночкой для удобства взятия, также на обратной стороне есть небольшие подпорки, чтобы ребенок безошибочно держал инструмент в руках.  И то, что это именно свирель, должно еще воспитывать патриотическое чувство в учащихся, приобщение к народной музыки и к традиции народного музицирования. Смысл её методики заключается в том, «Чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали Лелями».

          Современный педагог Елена Валентиновна Евтух разработала методику, близкую к идеям Карла Орфа. За основу она взяла разработки педагога Э.Ю. Смеловой.

“Встает вопрос, что может стать звеном, способствующим объединить этапы урока (...) и одновременно стать видом деятельности, дающим ребенку почувствовать радость собственного музицирования”.

Именно этим звеном стало музицирование на свирелях.

Музицирование на свирели как вид деятельности на уроке.

Данный вид деятельности формирует у детей творческие и исполнительские способности, которые проявляются во внеучебной деятельности. У ребенка формируется музыкальный вкус, проявляется интерес к музыке с практической точки зрения. Развивается тембровый слух, помимо привычного для детей пения с сопровождением фортепиано, дети на практике знакомятся с тембрами различных музыкальных инструментов.

Музицирование на свирели, благодаря ее простоте в освоении, развивает сразу много качеств:

1.        Мелкая моторика. Дети для правильной интонации учатся хорошо и слаженно координировать свои пальцы вдоль тела свирели. Как правило начинающим флейтистам бывает непросто исполнять ноты на таких инструментах как раз таки из-за того, что они тратят много времени на подсчет отверстий или же не могут поднять и опустить одновременно. Но, с активными занятиями, пальцы начинают двигаться быстрее и более ловко. Как известно мелкая моторика также напрямую связана с развитием умственных способностей ребенка.

2.        Исполнительское дыхание. Для того чтобы инструмент зазвучал в правильных интонациях очень важно при игре правильно дышать. Такой же вид дыхания потом используется во время пения, что также очень влияет на чистоту интонации уже при пении, улучшая ее.

3.        Координация. Для правильного исполнения на свирели очень важно координировать между собой три составляющие: дыхание, мелкая моторика, артикуляция.

            Ребенок при занятии на свирели развивает свой музыкальный, исполнительский слух, что потом позволяет ему более чутко слышать средства музыкальной выразительности во время слушания, более чисто интонировать во время пения, а самое главное - исполнять песни музыкально, выразительно.

Мы используем свирели на разных этапах урока.

         Свирели могут использоваться в качестве распевок на начальном этапе урока. В сборнике разработанным Е.В. Евтух “Начинаем играть на свирели вместе с Октавиком” представлены подобного рода распевки и целые песни, мелодии которых дети исполняют на свирели, а потом поют эту же мелодию со словами. Удивительно, но после проигрывания музыки на свирели, дети поют с удивительной точностью ритмической и интонационной, применяя задачи с игры на свирели на пение. В сборниках присутствует нотная запись и цифровая. Дети, таким образом, запоминают ноты, их названия, а цифры являются подсказкой, сколько отверстий нужно закрыть. Обучать детей можно и с помощью нот и с помощью одних лишь цифр, но соединение этих двух записей создает наиболее эффективный результат. Дети обучаются, таким образом, нотной грамоте.

Музицирование на свирелях способствует активному вовлечению ребенка в учебный процесс, развивает его физические и умственные способности, позволяет выражать себя творчески и чутко воспринимать средства музыкальной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к музыкальному народному творчеству

В статье  говорится о системе работы по приобщению детей к истокам народной культуры через музыкальный фольклор....

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...

Приобщение детей к народному творчеству в музыкальном воспитании дошкольников

Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача. Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре и искусству. Поэто...

Приобщение детей к музыкальному творчеству

Прививать любовь к класической музыке...