Духовно-нравственное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях.
статья (старшая группа)

Потапова Галина Владимировна

Опыт работы по Духовно-нравственному воспитание дошкольников на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Особенность материала в обзоре музыкального репертуара, который помогает осуществлять эту работу.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitnaie_doshkolnikov.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях и праздниках, развлечениях.

 Не секрет, что  искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Это фольклор, природа, искусство, сказка. 

 Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Дело искусства – сохранять душу.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети  знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности детей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. К перечню народных песен изложенных во ФГОС, можно добавить народные песни и игры апробированные временем «Заклички весны», «Царевна-Королевна», «Калядки» и т.д.

В парциальной программе «Ладушки» Каплуновой, которую я использую в своей работе.  есть аудио записи и ноты народной музыки, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни. Поэтому их и называют народными.

Старшим дошкольникам, на музыкальных занятиях, можно ставить музыку и  рассказывать о выдающихся русских композиторах: М.И. Глинке, П.И. Чайковском, Н.А. Римском-Корсакове, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания или исполнения на детских музыкальных инструментах. Можно использовать на музыкальных занятиях народную музыку, для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от стереотипов и придает движениям определенную окраску.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки
Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!

и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю.Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко “Мама я тебя люблю”).

Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта..

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект – это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города (деревни), где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу... У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

На музыкальных занятиях важно знакомить детей с песнями Мурманских и Североморских авторов. Тем более, что тексты этих песен пронизаны любовью к родному краю.

Край морошковый, солнцем обиженный, -
Рыжий торф и на нём иван-чай... – выдержка из песни “Край морошковый” (муз. Г. Каликина, сл. Т. Астапенковой).

Ирина Ярмак

У Североморских авторов тоже есть песни о Севере, есть песни о Родине.

Композитор Рябинина В.В. уже много лет пишет песни для детей, и слова и мелодию. Песня «Я живу в Североморске!» написана была для сына, но когда её поют мальчики старших или подготовительных групп, то каждая мама понимает, что песня адресована именно ей!

«Я живу в Североморске, здесь родился я друзья!

И без севера, скажу вам, не могу прожить ни дня!»

Имя В. Боброва хорошо известно северянам. В своём творчестве он вдохновенно воспел суровую красоту Заполярья. Поэтическую основу для своих песен композитор находит в творчестве поэтов – североморцев: Н. Долматова, А. Миланова, Н. Флёрова и других. Они нашли своих исполнителей среди известных творческих коллективов таких как: Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Северного флота, духовой оркестр штаба флота, ВИА “Морская душа”. Их поют юные солисты и детские коллективы.

Т. Васнецова – учитель школы №11 г. Североморска. В её стихах отражается вера, доброта, искренность, чуткое, трепетное отношение к родному краю и землякам. Композитор Вячеслав Бобров уже много лет сотрудничает с поэтессой. Он автор музыки к песням Т. В. Васнецовой.

песня “Морошка” муз. В. Боброва., сл. Т. Васнецовой  

песня “Иван- чай” муз. В. Боброва

Что за свечечки алеют на опушках вдоль дорог:
То краснеют, розовеют и растут у наших ног.
Их кипреем величают за высокий стройный рост.
Пригласит отведать чая наш цветочек-медонос.

Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В перечне репертуара во ФГОС, много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

 Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) я заканчиваю тематическим праздником или развлечением.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что половина группы составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются детьми. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием  быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День Победы», «День Флота» и т. д. Папы, приходящие на такие развлечения рассказывают об армии, о родах войск, боевой техники, участвуют в эстафетах и конкурсах.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на музыкальных занятиях, перед прослушиванием песен о войне и о подвиге.

     В заключении, хочу сказать, что начиная работу по патриотическому воспитанию, педагоги должны, сами хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Должны продумать, о чём рассказывать детям, особо выделив , характерные только для данной местности, доступно показать связь края со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В каждой есть свои артисты, музыканты, поэты, выдающиеся люди, прославляющие  Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Мнение практикующего педагога.

Нравственно-патриотическое воспитание обычно представляется музыкальными руководителями в узком, буквальном понимании. И ограничивается пением песен про Родину или танцем "Яблочко". Предлагаю рассмотр...

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 ию...

Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.

Статья содержит теоретический материал и рекомендации, а так же игры и игровые ситуации, направленные на гендерное воспитание детей дошкольного возраста. ...

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...