«Обучение детей рассказыванию по картине с использованием технологии Н.М.Крыловой «Детский сад – дом радости».
учебно-методический материал (старшая группа)

Лобанова Марина Михайловна

данный материал будет полезен для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_rassmatrivaniyu_kartiny_k_ponedelniku.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников

Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений  

Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине.

Задачи:

1.Создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства образовательной деятельности по коммуникативному развитию.

2. Передать педагогический опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при описании картины.

3. Освоить практически методические подходы и приёмы решения поставленной в мастер-классе проблеме.

4. Мотивировать участников мастер-класса на активное использование полученных знаний в своей педагогической деятельности.

Форма проведения: занятие со взрослыми, на котором демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками.

Используемые материалы: картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», раздаточный материал «Ромашка» (главный или второстепенный персонажи картины (предмет или любой объект живой - неживой природы) на лепестках ромашки).

Литература:

1. Альтшуллер Г.С.- Методика изобретательского творчества. - Минск,1970.-24 с.

2. Детский сад- Дом радости.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.Н.М.Крылова.-М.:ТЦ СФЕРА,2015- 352с.

Этапы мастер-класса:

Теоретическая часть. (Приветствие, Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при описании картины.)

Практическая часть. (Отработка полученных знаний в процессе составления описательного рассказа по картине.)

Рефлексия. Работа в группах (каждый участник получает индивидуальные рекомендации).

 

Ход мастер-класса:

1. Приветствие. Вступительное слово педагога.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет», или «Да».

Сложилась удачно ваша судьба?

В игрушки вы часто играете? (Да.)

Так вы педагоги, вот ваша стезя?

Девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (Да.)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (Да.)

А, может, нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы, но мы скажем (нет)

Сейчас хочу слышать честный ответ:

Детей вы любите, или нет? (Да.)

Чтоб деткам своим быть подмогой всегда,

Нужно быть в тренде. Согласны вы? (Да.)

Кошмар нам знаком со студенческих лет:

Вы скучные лекции слушали? (Нет.)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть.

Прошу вас активно мне помогать,

Приветствие закончилось. Можно начать.

1.1. Передача педагогического опыта. Аргументация актуальности выбранной темы.

И, немного о себе: зовут меня Марина Михайловна, работаю в должности воспитателя в детском саду 28 лет.

На протяжении длительного педагогического наблюдения пришла к выводу, что развитие коммуникативных компетенций играет одну из важнейших ролей в становлении и развитии личности. Поэтому это направление стало привилегированным в выборе темы мастер-класса, а именно «Обучение детей составлению описательных рассказов по картине», т.к. картина является большим подспорьем в развитии связной речи.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приёма обучения рассказ воспитателя, что тормозит развитие творческого мышления и принуждает подсознательно дублировать пересказ предыдущего лица.

Технология Н.М.Крыловой «Детский сад - дом радости» содействует развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности на уровне самостоятельности и творчества, что я  вам сегодня и продемонстрирую. Я хочу представить вам подгрупповую работу по обучению составлению описательных рассказов по картине с использованием технологии «ТРИЗ».

2. Освоение методических приёмов и технологий на практике. Прежде, чем начать работу, предлагаю вам ознакомиться с картиной и визуально обозначить её эмоциональный характер (рассматривают картину). Эту замечательную картину «Дети, бегущие от грозы» написал Маковский Константин Егорович в 1872 году.

Надвигающаяся гроза застала деревенских детей далеко от дома. Босоногая девочка в простом сарафане, дешевеньких бусах, с грибами, завязанными в передник, и доверчиво обхвативший ее шею белоголовый малыш бегут от дождя. Они реальны каждой своей черточкой и, одновременно, напоминают сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. В пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое состояние природы: чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от темно-лилового до золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие облака подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой

Сколько вы видите героев на картине? (мальчик, девочка, облака, ветер, шаткий мостик)  (ромашка).

Возьмите на себя роль выбранного из лепестков ромашки объекта. От имени выбранного героя опишите всё, что вы видите и ощущаете. Во время описания вы не должны терять связь с остальными объектами: как только вы назовёте и опишете себя, дайте слово следующему объекту, называя его в конце своего выступление. Как только вы услышите имя своего героя, вы выходите занимаете его место в картине и рассказываете о себе, описываете себя. Рассаживайтесь поудобнее, и мы начинаем…

3. Рефлексия. Мотивация участников мастер-класса на активное использование полученных знаний в педагогической деятельности.

А теперь представьте, что наша ожившая картина попала из Третьяковской галереи на аукцион добрых слов. Купите картину, предложив самое красивое описание. Предлагаю вам закончить характеристику данного лота, используя всего 22 слога, или пяти строк, т.е. технологию «Синквейн», где:

Первая строка состоит лишь из одного слова (имя сущ. или местоим.), оно должно обозначать тему.

Вторая строка состоит из двух прилагательных или причастий и используется для описания свойств темы.

Третья-повествует о действиях темы, состоит из трёх глаголов или деепричастий.

Четвёртая состоит из 4 слов, связанных в предложение, в котором выражается ваше мнение относительно темы.

Пятая строка-одно слово, раскрывает (резюмирует) суть темы.

1. Гроза

2.Первая, весенняя

3.Гремит, надвигается, пугает

4.Люблю грозу в начале мая

5. Свежесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »

Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ....

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

Картотека хороводных игр по технологии Н. М. Крыловой "Детский сад-Дом радости"

В данной картотеке собраны все ихороводные и игры малой подвижности, которые используются в работе по технологии Н. М. Крыловой "Детский сад-Дом радости". Включено много игр по русским народ...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...